Найти тему

Правила антикризисного управления. Следующий шаг

Оглавление

Начало темы в предыдущих статьях – первая и вторая. Говорили о том, что нужно меняться, пересмотреть структуру расходов, изменить подход к рекламе, но не уходить из «инфополя» актуальных и потенциальных клиентов и партнеров. Но это не все! Потому что есть еще и те, кто работает непосредственно на вас.

Говорить с сотрудниками – как и о чем

Они – тоже часть вашей команды. Не менее, а даже более значимая, чем партнеры. И с ними обязательно следует обсудить те изменения, которые вы и сама жизнь вносите в работу компании. Например, у себя я собрала людей и объяснила, что считаю необходимым рассказать им о том, что происходит в нашей компании. Подтвердила, что мы продолжаем работать. Пусть даже поток клиентов нестабильный и может и уменьшаться, и увеличиваться в разы. Потому что люди – клиенты – также в этой обстановке кризиса и непредсказуемых последствий, они, как и мы, еще не осознали всего и пока в процессе кардинальных перестраиваний работы – а значит, им может требоваться наша экстренная помощь.

Кризисы сменяют друг друга - остается только адаптироваться
Кризисы сменяют друг друга - остается только адаптироваться

Рассказала, что изменила в бизнес-процессах – и как они все это должны реализовать. Отметила, какие темы и задачи более приоритетны (те, в которые я и деньги вложила), чтобы они свои приоритеты в работе тоже соответствующим образом скорректировали.

Особое внимание – чего я хочу и ожидаю от сотрудников в этой ситуации

Прежде всего – максимально эффективной работы. Без ошибок. Если потребуется, с большей интенсивностью за ту же зарплату – поскольку людей подбирала под себя, понимающих и со схожими ценностями, они это адекватно восприняли.

Систематизация – еще один важный момент, которые отметила для сотрудников. Четкий функционал каждого, регламенты и инструкции по выполняемым функциям – кто, что и как делает, с кем взаимодействует. Система должна быть такой, чтобы не нужно было тратить время и силы на поиск материалов, выявление ответственных и т.д. – работаем быстро, слаженно, в соответствии с планами (лучше, если даже с небольшим опережением их). И промежуточные итоги продолжаем обсуждать – с каждым из сотрудников.

Почему и зачем действую именно так? Потому что бизнес-процессы, как и технологические цепочки, должны быть контролируемыми и управляемыми – тогда их можно в нужные моменты улучшить, поменять, изменить исполнителей на определенных этапах и т.д. И сотрудники мои в этом, конечно, задействованы – если я прошу что-то изменить, пожалуйста, будьте гибкими, уточняйте приоритеты и быстро перестраивайте планы и привычные алгоритмы. (Здесь говорю в общих чертах – в реальности каждому озвучивала ожидания конкретно от него, исходя из того, что он выполняет и за что отвечает.)

А еще – может возникнуть необходимость выполнить какую-то работу, которая в вашу личную должностную инструкцию не вписана, но поможет заработать или сохранить деньги. Жизнь меняется, рынок и бизнес-среда тоже – а значит, и наша компания будет трансформироваться. Поэтому могут возникать новые задачи – откажитесь от рамок и ограничений, будьте готовы действовать, чтобы получить желаемый результат.

Ну и определенные моменты, касающиеся не работы, а жизни в целом обсудили – например, что на даче лучше выращивать овощи, а не разбивать газоны. Впрочем, и оптимизм терять нельзя. Поэтому та часть коллектива, которая помнит 90-е, сначала тяжело вздохнула «опять огородом выживать», потом начала обсуждать, кто какую рассаду выращивает, а после решили, что раз тогда смогли, то и тут выдержим – и даже заулыбались.

От себя добавлю – я знаю, что от меня зависят люди, которые у меня работают. Мне важно сохранить их рабочие места и доход. И я со своей стороны сделаю все, чтобы продолжать работать.

Ассортимент – с ним что делать?

Свободных денег практически нет, цены меняются – а значит, основное внимание уделяем не столько выручке, сколько прибыли! И оборачиваемости – как быстро продается то, что предлагаем, чтобы можно было снова закупаться. И не лежат ли наши деньги в товаре или дебиторке,

А для этого нужны сбор данных и аналитика – если не делали раньше, сейчас самое время начать.

АВС – классика

Берем ассортимент, смотрим движение по каждой позиции: А – то, что лучше всего раскупается и приносит больше денег! Причем не раньше, а сейчас – все меняется, особенно цены. И спрос тоже. Поэтому – находим ту продукцию или товары, которые дают больше всего прибыли. И вкладываемся именно в них – сырье для производства или товары для продажи из этой группы.

Еще раз отмечу – смотрим не на выручку, а на прибыль! Если лучше всего уходит что-то с минимальной наценкой, то есть реально плюс у вас небольшой, это не А.

Кстати, постарайтесь спрогнозировать, что из В (средняя категория) или С (мало востребованные позиции) могут перейти в категорию А. В условиях кризиса смотрим не очень отдаленные перспективы – вам сейчас надо выжить, поэтому проявляем гибкость и, если и делаем запасы, то не на стратегические горизонты, а на ближайшие. Исключение – если у вас уже есть вся инфраструктура для хранения, доставки, а еще свободные средства на закупку. Можете себе позволить купить сейчас со скидкой и подержать до следующего сезона, чтобы продать с полноценной наценкой (при том, что остальные будут по повышенной цене закупаться) – отлично. Но оценивайте свой запас прочности – если есть риск, что до того сезона из-за замороженных в запасах оборотных средств дожить будет крайне непросто, лучше не рисковать.

В общем, в кризисные моменты задача – вытащить деньги из С и вложить в А – чтобы они быстрее оборачивались и, соответственно, на каждом обороте давали прибыль.

Пока на этом все, что хотела сказать об управлении в кризис. Кстати, это актуально не только для бизнеса – и в семье в такие моменты желательно пересмотреть расходы, позаботиться о запасах того, что нужно постоянно, постараться поддерживать близких. И это не первый кризис, с которым мы сталкиваемся. И, судя по всему, не последний – жизнь постоянно преподносит сюрпризы. А значит – надо быть гибким и уметь адаптироваться к изменениями.

Напоминаю – я провожу обучение по управлению (в разных аспектах, включая антикризисное, персоналом и т.д.), подбору и найму сотрудников, а также консультирую управленцев в индивидуальном формате. Чтобы обсудить ваш запрос, варианты взаимодействия и другие вопросы, напишите в любом мессенджере на номер +7(931)0092676