Покой нам только снится – и хотя мечта «организовать бизнес, чтобы он приносил доход без моего участия, и уехать посмотреть мир или на золотые пляжи» продолжает манить, воплотить ее большинству не удается. Напротив – как только кажется, что все вошло в примерно понятное русло, что-нибудь обязательно случается. И поскольку кризисы просто сменяются один другим, антикризисные правила будут особенно полезны руководителям – но их можно применять не только в деловых и рабочих ситуациях. Итак, делюсь!
Двигайся, все время двигайся!
Фанаты фильма «Титаник» вспомнят, что именно об этом говорил Джек Розе в самый сложный, смертельно опасный момент. И хотя мы не сталкивались с айсбергом, сложностей хватает. В современной ситуации этот совет означает: УПРАВЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ГИБКИМ! МАКСИМАЛЬНО! МЕНЯЮЩИМСЯ В СООТВЕТСТВИИ С РЕАЛИЯМИ!
Да, если изменения идут стремительно и динамично, планерки лучше сделать ежедневными, чтобы перестраивать бизнес-процессы практически на ходу – и все включенные в них сотрудники получали информацию вовремя, одновременно и в полном объеме, необходимом для адекватных изменений.
Отслеживайте изменения! В цифрах! В моменте!
Даже если обычно вы статистику не собирали, в кризис необходимо держать руку на пульсе. Сделайте хотя бы таблицу в Excel, куда будете (не руководитель лично, а сотрудники, кто отвечает за соответствующие процессы) вносить данные – и при отклонениях от «нормального курса» по этим цифрам принимайте оперативное решение, чтобы удержаться на плаву и вернуться на нужный маршрут.
В каждом бизнесе эти данные – точки контроля – будут свои (сейчас я говорю не о цифре прибыли, а именно о том, что поможет поддержать бизнес). Например:
- Пищевое производство – сначала нужное сырье, потом производство и реализация. Если цены на продукты, из которых вы свою продукцию производите, скачут, значит, надо мониторить ежедневно, анализировать объемы, сроки годности и другие параметры, чтобы создать правильный запас. И именно сюда – основное внимание и контроль!
- Производство штор – закупите по максимуму, практически на все имеющиеся деньги, материал и фурнитуру.
- Магазин одежды – надеюсь, АВС-анализ вы делали, так вот, в кризис группу С распродаем, а деньги вкладываем в модели группы А. А еще – ищем отечественных поставщиков, причем с учетом того, где они сами берут ткани и все остальное для производства.
Конечно, в жизни все может быть не так однозначно – кому-то более приоритетно может быть закрыть часть кредитной линии, чтобы не лишиться доступа к оборотным средствам, кому-то – вплотную заняться дебиторкой, потому что значительная часть денег – в ней. Главное – шевелитесь, адаптируйтесь, трансформируйтесь под актуальную действительность! Насколько можете – и еще сверх того. На «Титанике» многие барахтались и пытались удержаться на воде – выжили, увы, не все… Для кого-то кризис может оказаться удачным моментом для стартапа – но помните, что вы в реальной жизни, которая даже в спокойной обстановке вносит изменения в бизнес-планы. Поэтому – мониторьте ситуацию и меняйтесь под нее!
А что на рынках?
Как бы хотелось знать ответ на этот вопрос – увы, слишком быстро все меняется. Поэтому точно предсказать изменения не получится. Зато можно понимать алгоритмы, по которым может изменяться ситуация, чтобы хотя бы примерно видеть варианты развития событий. А трясет, как при землетрясении или на вулкане, последнее время и поставщиков, и производителей, и покупателей.
Как бы отвлекусь – а потом вернусь к теме. Я часто при консультировании и на обучении спрашиваю руководителей – что они считают для себя идеальной командной? Правильный ответ – если каждый понимает, что от его работы (результатов) зависит общий результат, и делает свою часть максимально хорошо.
Так вот – за время работы вы, ваши поставщики, в том числе услуг (ремонт, логистика и т.д.), и клиенты с вами самими организовали команду. Но не надо надеяться и рассчитывать, что она идеальна. Потому что нет никаких гарантий, что все эти люди и организации будут выкладываться на максимум. Вы не можете быть уверены, что они будут выкладываться на максимуме ради ваших общих дел. У каждого свои реакции на стресс. Кто-то, к сожалению, не выдержит этот кризис – и, сам того не желая, подведет вас… Поэтому – уделите внимание поиску новых контактов, связей, потенциальных партнеров. Каждый день происходят изменения – и это касается рынка ваших поставщиков и потребителей тоже (и конкурентов).
Эта рекомендация созвучна первой – будьте гибкими и двигайтесь, меняйтесь! Представьте, что ваш бизнес – это машина на трассе, которой нужно добраться до пункта назначения быстрее других. Кто-то едет медленно, кто-то вообще встал, кто-то «играет в шашки» и создает помехи, пытаясь вас обойти – но ваш автомобиль хорошо управляем, вы умеете пользоваться рулем и педалями, ускоряться и притормаживать в нужных местах, чтобы достичь своей цели.
Эта статья – первая в серии об антикризисном управлении. Подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение. Если в целом чувствуете, что нужно выстраивать систему управления, добро пожаловать на обучение КАБАЧКИ - офлайн или онлайн (занятия живые, не в записи, с разбором ваших ситуаций). Чтобы узнать подробности, задать вопросы, получить консультацию – пишите в любом мессенджере на номер +7(931)0092676.