Каждый раз, рассуждая о вампирах в кино – будь то материалы о "Дневной смене" или вопросы к "Ночному оборотню" – я, грешным делом, оговариваюсь о том, что представление о сверхъестественных кровопийцах в XXI веке существенно изменились. Причиной корректировки стал выход на экраны фильма "Сумерки" и его продолжений, где вурдалаки был показаны совсем иными, нежели принято в классических готических романах или старых фильмах ужасов. Это навело на простую мысль – а что, если Каллены в Сумеречной Саге вовсе не являются стригоями? Что если мы принимаем за вампиров совсем иных существ? И знаете, я нашел своей идее подтверждение.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ СОЗДАТЕЛЕЙ И (ИЛИ) ЗРИТЕЛЕЙ
Вампиры столетиями являются одними из наиболее популярных сверхъестественных существ – ими пугали, наверное, с самого зарождения цивилизации, возможно, с тех пор, как в обществе стал табуирован каннибализм. В образе ночного кровососа был и животный страх, и сексуальность, и ощущение чего-то запретного, но желанного. Кроме того, вампиры всегда славились долголетием – так что легенды о них жили десятками лет, а граф Влад Дракула в какой-то момент стал героем массовой культуры и именем нарицательным. Вурдалакам посвящены тысячи книг и сотни фильмов – одной из самых успешных, но в то же время противоречивых адаптаций стала именно франшиза "Сумерки".
Свою первую книгу Стефани Майер представила в 2005 году, и уже тогда Голливуд "почувствовал запах крови" (простите, трудно сдержаться от каламбура) – права на экранизацию книги были выкуплены в самом спешном порядке, и уже в 2008-м свет увидела дебютная картина серии. В ней простая смертная старшеклассница Белла Свон влюбляется в вампира Эдварда Каллена, живущего со своей семьей в уединенном особняке вдали от посторонних глаз. Двое возлюбленных вынуждены преодолевать самые разные препятствия – от сопротивления этим чувствам членов семьи до претензий на взаимность от Джейкоба Блэка, еще одного парня из круга знакомых Беллы, который оказывается волком-оборотнем.
Кто бы что ни говорил, я первые "Сумерки" всегда готов защищать – на мой взгляд, это достойная молодежная драма о первых чувствах и попытках обрести себя, встроенная в сверхъестественные декорации, но от этого ничуть не теряющая искренности. Но это если отмести любые мифические отсылки и воспринимать молодых людей Беллы, как реальных ее соседей и одноклассников, точно так же, как она, переживающих взрыв гормонов и всплеск влечения. Однако, если взять за основу то, что девушка действительно столкнулась в своей школе с настоящим вампиром, то тут вылезает на поверхность целый ворох проблем. По простой причине – Каллены не похожи на вампиров.
Какими мы помним вампиров из популярных книг и фильмов прошлого? До "Сумерек" кровопийцы были представлены опасными, но трагичными, они были обворожительно красивы, но под этой маской скрывались иссохшие уродливые старики, солнечный свет был для них смертелен, поэтому вурдалаки действовали ночью или внутри мрачных замков. В некоторых из мифов вампиры были способны превращаться в летучих мышей или черных кошек, и обязательным их атрибутом была страсть к человеческой крови – укус человека стригоем был либо смертельным, либо обращал жертву в нового кровососа.
"Сумеречные" вампиры во многом отличаются от классических монстров. Каллены отражаются в зеркалах, они могут отказаться от человеческой крови (при этом цвет глаз "вампира-вегана" становится золотистым), а главное – они не боятся солнечного света. Кожа вампиров из книг Майер под прямыми лучами солнца начинает искриться и сверкать, поэтому Каллены и другие их сородичи вынуждены оставаться в тени, чтобы не вызывать подозрений окружающих. Кроме этого, вампиров из "Сумерек" почти невозможно убить, они обладают даром быстрой регенерации, в то время как их классические "предки" боялись чеснока, святой воды, солнца и осиновых кольев.
Всё это не может не привести к мысли – а может, мы имеем дело не с вампирами? Но с кем тогда? А у меня есть ответ. Каллены не вурдалаки, не потомки Дракулы, не повешенные стригои – они... феи. Да. Подождите смеяться, как и в случае с вампирами, ваше представление о феях деформировано образами фей-крестных из разных интерпретаций сказки о Золушке и Динь-Динь из приключений Питера Пэна. Но на деле, в самом широком фольклорном смысле под понятием "фея" скрывается весьма существенный массив сверхъестественных существ со сверхспособностями и пристрастиями, характерными для Калленов из "Сумерек".
Прежде всего, феи – лесные существа. В ряде европейских стран их считали природными духами, призраками, защищающими леса и ухаживающими за полями и лугами. В разных культурах их представляют по-разному, но большинство народов считают фей волшебными существами с человеческим обликом и рядом магических свойств – они, например, способны очаровать заблудших путников своей красотой, они искрятся на солнце, они любят подшутить над простыми людьми, так почему бы Эдварду не обмануть Бэллу и не выдать себя за вампира. Кстати, в ряде мифов феи считаются любителями человеческой крови, отчего их, бывало, путали с вурдалаками.
Как видите, всё то, что не имеет смысла, если мы считаем Калленов вампирами, моментально встает на свои места, если обозначить их феями – и лес, и свечение, и отражения. Вы спросите меня: "Но как же обращение? Что-то прежде мы не слыхали, чтобы люди после укуса феи сами становились феями". Но и здесь всё достаточно просто – даже в самих "Сумерках" (и в книгах, и в фильмах) показано, что причиной превращения человека в вампира является не сам факт укуса, а введение в кровь жертвы особого яда. Именно таким образом была оживлена Белла, сердце которой остановилось при родах. Почему бы и феям не "размножаться" подобным образом – он кажется наиболее логичным.
Есть еще один спорный аспект – клан Вольтури, который обладает рядом отличных от Калленов свойств. Но и здесь у меня есть ответ. Вольтури – подлинные вампиры, настоящие вурдалаки, которые водятся исключительно в Европе. Калленов, живущих в Америке, вампирами называют по ошибке – возможно, кто-то увидел высасывающую из жертвы кровь фею и посчитал ее вурдалаком. Если помните, Джейкоб тоже упоминает о том, что европейские оборотни – совсем не такие, как американские, даже термин Werewolves они не используют, на местном наречии Блэки зовутся Wolfwere. Очевидно, что в мире сверхъестественных существ есть свои национальности, расы и гаплогруппы.
Каким образом эта теория меняет восприятие "Сумерек"? Да никаким. Как ни назови Эдварда – вампиром или феей – от этого его животное, потребительское, абьюзивное, насильственное, порочное, эгоистичное отношение к Бэлле иначе выглядеть не будет. Единственное, на что явно указывает моя реквалификация Калленов, так это на не слишком внимательное отношение Стефани Майер к собственной вселенной. Похоже, писательница просто решила сгладить углы и упростить некоторые не вписывающиеся в ее представление о сверхъестественных существах свойства. А может, посчитала, что феи будут продаваться хуже вампиров. Ну, тут она угадала.
Такой вот у нас сегодня сумеречный столбик – надеюсь, вас он хотя бы позабавил. Я же переключаюсь на другие темы – хотел октябрь посвятить хоррорам, но что-то пока не очень складывается. Тем не менее страшно будет обязательно. И непременно будет интересно. Не забывайте заглядывать на канал Киноведа в штатском здесь и в телеграме – у нас бывает занятно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, не доверяйте людям с бледной кожей, и...
Увидимся в кино!
#кино #сумерки #вампиры #эдвард каллен #роберт паттинсон