Аналитик Энгин Озер из Турции поделился с российскими СМИ печальной вестью – Вашингтон возобновил давление лично на президента Эрдогана. Цель этого маневра во внесении смуты между отношениями Анкары и Москвы, а также нанесение общего вреда туркам. Ибо непослушные они, по мнению американцев, чем сами турки, кстати, очень гордятся. Напрямую покарать второго по военной мощи члена НАТО затруднительно, поэтому США решили бить по уязвимым местам – по турецкой экономике.
Первый пункт новых требований ничего, кроме злорадного смеха не вызывает. Эрдогану предлагают просто так, без какой-либо компенсации, отдать свои ЗРК С-400 в распоряжение боевиков экс-комика. А что, ему нужнее. Взамен Байден будет долго и сердечно жать руку султану и вообще пообещает сделать его любимой женой. А потом забудет – до следующего раза, пока опять от Турции чего-то не потребуется. Неудивительно, что глава Минобороны Турции генерал Яшар Гюлер сходу отверг «заманчивое» предложение.
Более реалистичным выглядит требование США к Турции прекратить выстраивать совместные с Китаем проекты, в первую очередь прокладку новых транспортных коридоров. Это не столько удар по экономике, сколько политическая игра, так как Пекин ведет свою игру с турецкой оппозицией. Ему нужны лояльные люди у власти, чтобы гарантировать работу коридоров на десятилетия вперед. Ради такой цели не зазорно и переворот в Турции устроить, поэтому американцы очень умело давят на эту больную мозоль Эрдогана.
А главное требование Вашингтона к Турции – поставить «на паузу» всю торговлю с Россией. Эрдоган на это никогда не пойдет, но не без удовольствия начнет торговаться за введение частичных ограничений в торговле в обмен на преференции для себя. В частности, турецкие банки уже отказывают сотрудничать с банками из России, принимать карты и переводы от россиян. Также наблюдается существенное снижение экспорта из Турции, в первую очередь в том, что касалось «серых» поставок в обход санкций. Это больше вредит Москве, чем Анкаре, так что последняя не против.
Другое дело, что инфляция в Турции по-прежнему чудовищная и власти не в силах обуздать её. А потому ко всему, что имеет отношение к финансам, Эрдогану надо подходить очень осторожно. Прямо сейчас он у власти и до 2028 года его с поста президента не убрать. Но партия султана провалила последние выборы и удерживаться во главе страны ему будет все сложнее. В США это прекрасно понимают, поэтому параллельно ведут работу с оппозицией. И давят на Эрдогана – не согласишься ты, найдем других согласных. Опыт свержения режимов у ЦРУ огромный.
Что совсем плохо для султана, так это ненависть турецкой молодежи к США. Лишь 18% турок готовы смириться с тем, что Америка все еще гегемон и на основании этого чего-то там может требовать. Все прочие очень внимательно и подозрительно смотрят на взаимодействие своих политиков с американцами. И обоснованно подозревают их в предательстве интересов Турции, в работе на мировое зло. То есть, для Эрдогана почти смертельно опасно уступить давлению США, он вынужден сопротивляться.
Турция и её президент Эрдоган служат важным примером для региона, так как в отличие от многих годами ухитряются сохранять суверенитет. Цена этого очень высока и США постоянно ищут слабые места Анкары, чтобы сломить её сопротивление. Но делают это на редкость неуклюже, к тому же, не предлагая взамен ничего равноценного. Одним кнутом невозможно решить сложную задачу, а давать пряник упрямому султану американцам жалко. Ряд тамошних экспертов признают, что в Вашингтоне практически не понимают, что в голове у Эрдогана, и это их пугает.