Как-то публикация с Джалал-Абадом не зашла. Всё-таки действительно можно согласиться с тем, что это очень экзотичное направление в рамках союзных железных дорог. Поэтому решил сразу же же, не откладывая в долгий ящик, написать следующую. По идее, там должен был бы быть Джезказган. Но там вариантов ну совсем немного в разные годы - в основном Джезказган - Петропавловск - 34 часа в пути по просторам Казахстана.
Поэтому давайте сразу перенесемся в Днепропетровск. Почему-то мне всегда нравилось название этого города. Помню как в 1984 или в 1987 году отдыхали мы в Кудепсте и рядом с нами на дикий пляж также рано-рано утром приходила семья из Днепропетровска. Тогда я впервые узнал, что оказывается в нём больше миллиона жителей. Также узнал, что именно Екатеринослав, а не Харьков, Киев или Одесса, задумывался как третья столица России.
И понятно, что с таким городом ну просто должно было существовать развитое железнодорожное сообщение. И уже в 1936 году оно описывается в справочнике:
- Киев - Днепропетровск № 55/56 - что-то мне подсказывает, что этот поезд будет присутствовать в каждый год, который мы почтим своим вниманием в этом исследовании. Из Киева он отправлялся в 15:52, в 00:10 был в Знаменке,в 01:29 - в Користовке, в 03:30 - на станции с интересным названием Пятихатки; В 06:48 - в Верховцево и в 08:19 - в Днепропетровске. Итого на весь маршрут 16 часов 27 минут. Давайте запомним это значение. Назад он отправлялся в 21:00 и в 11:03 был в Киеве. /то уже намного быстрее - 14 часов 03 минуты. Прежнее время забываем и запоминаем это;
А вот проходящих было очень много: Минск, Киев, Баку, Евпатория, Севастополь, Феодосия, Ростов, Мариуполь.
В дневное время мы вокзалом Днепропетровска уже любовались, давайте теперь в вечернее время его осмотрим:
Кстати, вообще же сюда пришла железная дорога еще в последней четверти XIX века. Называлась она Екатеринослав, конечно, как и сам город. Более того, там вышла занятная история. Понятно, что в городе Екатеринослав должна была быть главная станция Екатеринослав. Но проблема состояла в том, что такая станция поблизости уже было. В итоге, станцию все-таки назовут Екатеринослав, а ту, что была им раньше, переименуют в Нижнеднепровск. Правда тот старый вокзал не досуществует до наших дней - он будет разрушен в годы войны. Монументальное здание с окнами на фасаде открыли в 60-е гг. ХХ века.
Переносимся на 10 лет вперед. Первый послевоенный год. 1946. Номер 55/56 отдают поезду Киев - Сталино, то есть в Донецк. А вот Днепропетровску достается номер № 79/80. В 11:06 он отправлялся из Киева, шёл через Фастов (12:54), Мироновку (15:49), Цветково(19:26), им. Тараса Шевченко (21:00), Хировку (00:29), Знаменку (00:49), Пятихатки (05:49), Верховцево (07:14) и прибывал в итоге в Днепропетровск в (09:10). Время в пути просто огромно - 22 часа 04 минуты. Причем точно по этому же маршруту шел № 55/56, но он был в пути еще на полчаса дольше. А вот назад поезд из Сталино был быстрее. И было в общем-то достаточно удобно, поскольку в течение суток распределены поезда были практически зеркально (с разницей 12 часов).
Кроме поезда Киев - Днепропетровск сюда приходили еще как минимум два поезда:
- Москва - Днепропетровск № 15/16. Из Москвы поезд отправлялся в 11:00.Почти сутки он был в пути до Харькова (10:16). И еще 9 часов он был в пути до Днепропетровска (19:15). Итого общее время на весь маршрут от Москвы 32 часа 15 минут. Назад было чуть-чуть быстрее: в 10:12 - отправление, в 17:00 на следующий день - прибытие в Москву - 30 часов 48 минут в пути
- Харьков - Днепропетровск № 61/62. В 01:15 поезд отправлялся из Харькова и в 11:27 был в Днепропетровске. Итого 10 часов 12 минут в пути. Медленнее чем московский на этом участке, но опять-таки расположенный почти зеркально относительно него в расписании. Назад он отправлялся в 22:56 и прибывал в Харьков в 08:34. То есть в пути менее 10 часов.
Давайте и на харьковский вокзал полюбуемся:
В 1964 году география направлений продолжает расширяться. Например, появляется свой поезд в Симферополь - № 257/258. Из Симферополя он отправлялся в 20:45, следовал через Джанкой, Мелитополь, Запорожье, а вот в Днепропетровске был на следующее утро в 09:15. Время в пути 12 часов 30 минут.
Еще один с юга - это № 259/260 Феодосия / Евпатория - Днепропетровск. Он прибывал в Днепропетровск в 10:10, шёл примерно тем же маршрутом. Появляется Днепропетровск - Ленинград - № 135/136, Днепропетровск - Бердянск - № 251/252, Днепропетровск - Одесса № 265/266, Днепропетровск - Долинская № 271/272, Днепропетровск - Ясиноватая № 273/274, Днепропетровск - Пологи № 283/284.
№ 15/16 из Москвы в Днепропетровск сохранялся. Киевский стал № 255/256.
1969 год давайте отследим подробнее - со временем. Обычно именно в этом году ставились такие результаты по времени, превзойти потом которые вообще не всегда получалось:
- Днепропетровск - Барнаул - № 89/90. Это, конечно, не Харьков - Владивосток, но очень достойный по протяженности маршрут. Шел поезд через харьков, Купянск, Саратов, Оренбург, Целиноград, то есть еще и Казахстан захватывал. Время в пути 89 часов 49 минут;;
- Днепропетровск - Бердянск - № 251/252 (через Синельниково и Чаплино). Время в пути 9 часов 26 минут;
- Днепропетровск - Ленинград - № 135/136. Его маршрут пролегал через Кременчуг, Гомель, Оршу, Дно. В 20:42 он отправлялся от вокзала Днепропетровска и через 38 часов 2 минуты в 10:44 оказывался в Ленинграде;
- Днепропетровск - Москва - № 15/16. Тут вариантов было много, конечно, но он шел через Лозовую и Харьков. Время в пути 15 часов 40 минут. Это, конечно, в два раза быстрее, чем в 1946 году, но мы же помним из прошлых обзоров, что 1946 год вообще нельзя принимать во внимание;
- Днепропетровск - Симферополь - № 257/258 - в те годы номера за поездами сохранялись десятилетиями. Время в пути 10 часов 36 минут;
А ведь было еще и сообщение беспересадочными вагонами на Минск, Жданов, Евпаторию, Феодосию и даже Керчь.
А вот с Киевом я не угадал. Не осталось поезда Днепропетровск - Киев. Даже как-то странно, с одной стороны. С другой, понятно, что направление закрывали два поезда на Донецк. Но всё-таки я попробую предсказать, что Киев должен вернуться. Ну не может такого быть, чтобы между двумя городами миллионниками одной республики не было "своего" поезда. И стал я замечать, что вокзалы этого региона имеют что-то общее. Вот, например, киевский времен СССР.
Переносимся в классический для таких исследований 1987 год:
- Днепропетровск - Адлер - № 325/326. Мне тут как-то пришла в голову мысль, что наличие собственного поезда в Адлер во времена СССР говорило об определенном статусе. И у Днепропетровска такой статус был. И время в пути чуть больше суток - 24 часа 13 минут - в 5 вечера сел, в 5 вечера вышел;
- Днепропетровск - Караганда - № 189/190. Это, судя по всему, укороченный Барнаул. Решили его остановить на территории Казахстана. Время в пути 73 часа 56 минут, то есть больше трех суток;
- Днепропетровск - Киев - № 79/80. Он вернулся и даже с прежним номером. Время в пути 10 часов 31 минуту. Наверное, мог бы быстрее, а так время прибытия 08:01;
- Днепропетровск - Ленинград. И теперь это № 235/236. Приходил он, кстати, на Витебский вокзал. Время в пути пусть немного, но дольше, чем в 1969 году - 38 часов 20 минут;
- Днепропетровск - Львов - № 223/224. А вот этот поезд нам не встречался ранее. Время в пути до самой западной Украины 21 час 02 минуты.
- Днепропетровск - Москва. И теперь это аж два поезда и оба на Курский вокзал. Время в пути тоже примерно одинаково - 16:07 - 16:22 (№15/16, 95/96). Могли бы их и сильнее по времени растащить, а так прибывали с интервалом в 3 часа с небольшим. И у каждого это дольше, чем в 1969 году;. Кстати, № 15 был фирменным. Назывался, конечно же, "Днепр";
- Днепропетровск - Одесса. № 629/630 через Херсон. Время в пути 15 часов 30 минут.
Вот московский поезд в уже более поздней раскраске:
И в 600-х номерах обнаруживается Днепропетровск - Симферополь и Днепропетровск - Феодосия. Все шли через Джанкой. Моста же не было, конечно, а отправлять через переправу - это уж очень заморочиться, конечно.
Вагоны беспересадочного сообщения были до Гродно, Минска, Керчи и Феодосии.
В 1995 году скорее еще по инерции пассажирское сообщение сохраняется. Поезд в Адлер № 213/217 стал идти более 27 часов. Маршрут через Ясиноватую, Ростов и Краснодар.
В дополнении к курортному направлению появился поезд Днепропетровск - Кисловодск - время в пути 25 часов 09 минут.
Два поезда в Москву всё с теми же номерами №15/16 и №95/96 сохраняются. Вот только время в пути у них теперь не 16, а 21 час. ну даже если пару часов отвести на паспортный контроль, то все равно медленнее получается. И совсем уж неприличным становится время до Санкт-Петербурга - 44 часа 20 минут. А на восток теперь даже не до Караганды, а до Уральска - № 75/76, в пути 39 часов 20 минут.
Кстати, для города 1995-й год - знаковый. Ведь именно тогда здесь появилось метро.
Ну и в 2004 году ходил поезд "Приднепровье" сообщением Днепропетровск - Москва. № 15/16 оставили. Его, конечно, серьезно ускорили по сравнию с 1995 годом, но это без трех минут 18 часов. В Санкт-Петербург же теперь можно было доехать за 37 часов 02 минуты.
Вот такая история получилась с Днепропетровском. Если честно, то я ожидал даже чего-то немного большего, более экзотичного. А так всё получилось по классике, если можно так выразиться. Ну и в 1969 году уже знали какой-то секрет скорости. В который раз мы в этом убедились. Ну и как не вспомнить знаменитый Мерефо-Херсонский железнодорожный мост. Еще один безусловный архитектурный шедевр.
Кстати, если Вы думаете, что Днепропетровск назван так в честь Петра I. то это заблуждение. Он так назван в честь Г. петровского - был такой украинский политический деятель. А какое-то время он и Новороссийск назывался.
Все мои статьи про поезда собраны в подборке:
До встречи на канале!