Найти тему
183 подписчика

Не дайте мошенникам шансов

Современные финансовые технологии очень удобны, но есть у них и тёмная сторона. По словам начальника отдела МВД России «Шпаковский» Владимира Постарниченко, количество мошеннических преступлений растёт лавинообразно, причём, большинство из них связаны с интернетом и мобильной связью. Только в первом квартале 2024 года ущерб для жителей Шпаковского округа составил больше 18 миллионов рублей. Что же нужно делать и чего ни в коем случае делать не нужно, чтобы избежать обмана? Об этом – в нашем интервью.

Современные финансовые технологии очень удобны, но есть у них и тёмная сторона.

– Владимир Фёдорович, сколько преступлений по мошенничеству Отдел МВД округа расследует с начала года?

– Из 391 уголовного преступления 161 – это мошенничества с использованием информационных технологий. Больше 40 процентов! И рост по ним на 50 процентов с начала года.

– Приведите, пожалуйста, примеры.

– Наблюдается всплеск преступлений по схеме «инвестиции». Недавно произошел случай. Сидит женщина дома, играет в телефоне. Всплывает окно: «Вложите деньги. Инвестируйте». Она нажимает на предложение, переходит по ссылке, видит предложение об инвестициях. Ей тут же звонок. Начинают обрабатывать: мол, вложите деньги. Женщина отказывается. Ей звонят с одного номера, с другого. День звонят, второй: вы, мол подумайте. Она отвечает, что у неё нет денег. Мошенники убеждают, что много-то и не надо: мол, тысячу вложите и увидите, как заработать. Женщине обещают большой процент, а она пенсионерка и перспектива лёгких денег очень заманчивая. Женщина перечисляет пять тысяч. Мошенники направляют её по ссылке и в этот же день возвращают тысячу рублей назад. Говорят: «Вот видите, вы за один день заработали тысячу». Всё, в этот момент у человека включается жадность. Мошенники продолжают давить звонками: мол, если бы вы вложили 50 000 рублей, то заработали бы 10 000, а если бы 100 000 рублей, то уже 20 000. В общем, пенсионерка сдаётся, идёт в банк и оформляет кредит на 400 000 рублей. И всю сумму отправляет мошенникам. На этом для неё счастливая история заканчивается. Как только аферисты понимают, что больше взять с человека нечего, они исчезают. Заблокировали телефоны. Тишина. Увы, таких горе-инвесторов только в наступившем году уже десятки!

– Попадаются в основном пенсионеры?

– Нет. Жертвой может стать кто угодно. Из потерпевших у нас был и профессор СКФУ, и пенсионеры ФСБ, и учителя, и пенсионеры. Пенсионеров стало меньше, кстати. А по схеме «Инвестиции» попадается в основном средний класс.
Кто-то увидел объявление о мифических акциях газодобывающей компании. Кто-то предложение об акциях и инвестициях, либо об оценке площадок интернет-торговли. Способы разные, а цель одна – выманить деньги.
По сути, схема единая. Человека сначала убеждают вложить чуть-чуть. Дают почувствовать вкус легких денег. А потом лишают всего. Буквально на днях пришла женщина с ущербом в 1 300 000 рублей. Попалась по такой же схеме, о которой я говорил раньше. Взяла в кредит и вложила в мифические «инвестиции» такую большую сумму.

– Есть мнение, что мошенники базируются на Украине.

– Не только. Недавно задержали местного афериста. Был обычным алкоголиком, который совершал мелкие кражи. А потом изменился не знаю, может, в интернете схемы нашёл. Начал звонить и «разводить» граждан. Он несколько человек обманул, пока мы его поймали. Есть среди мошенников и студенты. Немало профессионалов из преступных колл-центров. Работают, к примеру, через «Авито».
Например, прочитала женщина, что продаётся морозильная камера. 12 000 – нормальная цена. Позвонила по номеру, поговорила с «продавцом». Кажется, всё нормально. Но мошенники тут же перезванивают ей на вотсап с другого номера: давайте, мол, оформим авито-доставку, вы же не поедете в другой город. Кажется логичным, женщина соглашается. Мошенники кидают ссылку, покупательница перечисляет 12 тысяч. И всё, тишина. Начинаем выяснять – учётная запись на «Авито» действительно создана на реального человека. Но этот человек знать не знал, что на него создана страница. Просто берут номер, оформленный на кого угодно, а регистрируют аккаунт на другого человека, который может и не подозревать об этом.
Иногда предлагают студентам оформить на себя карту за деньги. Юноша за 3000 рублей оформляет, а мошенник его картой пользуется. В итоге формально виноват студент, а мошенник остаётся на свободе.
Новая угроза – нейросети. Сейчас могут подделать голос и даже изображение для обмана.
Особое внимание необходимо уделять подозрительным ссылкам. Человек прошёл по ссылке и у него списались деньги с карты. Расследовать такие преступления очень непросто, поскольку у полиции нет доступа к счетам.
Много в этом году взломов мессенджеров и страниц в социальных сетях. Сразу перезванивайте знакомому или родственнику, если видите сообщение с просьбой занять денег или, что, мол, попал в беду, помогите. У нас люди очень отзывчивые: родственники, друзья – часто отдают деньги не задумываясь.

– Насколько эффективно удаётся расследовать мошеннические преступления?

– Это очень сложно. Нужна оперативность, а её нет по ряду объективных причин. Первое – излишний формализм нашего взаимодействия с банками. Пока мы делаем запрос, пока нам ответят, уходят драгоценные даже не часы, а дни, а то и месяцы. А преступнику нужно всего несколько часов, чтобы обналичить деньги, заблокировать телефоны и карты.
Раскрываемость таких преступлений очень низкая. В наш век мощных гаджетов, удалённого доступа к счетам и быстрого интернета деньги моментально уходят на счета в банках. Мы начинаем искать по цепочке. Деньги перечислили на карту такому-то человеку, он перевёл третьему лицу, тот снял в банкомате. Пока мы проходим всю эту цепочку, проходит очень много времени, поскольку с банками у нас нет прямых связей. А если деньги уходят на крипто-кошельки, к ним у нас вообще доступа нет.

– Как мы видим, преступления стали очень изощрёнными, многие ушли в ИТ сектор. Насколько готовы к этому сотрудники полиции?

– Наши сотрудники постоянно учатся, мы видим все эти мошеннические схемы. Но очень часто нам не хватает законодательных возможностей и полномочий. Например, есть проблема с оперативным получением сведений из банков: необходимо постановление суда, а пока оно готовится, проходит месяц. А расследовать нужно по горячим следам: деньги ушли на карточку, в этот же день их сняли в банкомате. Не все банкоматы оборудованы хорошими видеокамерами и хранят записи до 10 дней в зависимости от банка. Так что нам нужна неделя, а не месяц.
Конечно же, в МВД России видят все наши проблемы, выносят наши предложения на законодательный уровень. Многое решается, так что надеемся, что для оперативной работы у нас будет больше возможностей.

Беседовала Ирина Зайцева

Понравилась статья? Подпишись