Найти в Дзене

Автограф поэта – художнику

100-летию поэта, писателя, барда Булата Шалвовича Окуджавы посвящается

«Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано души изменчивой приметы переносить на полотно», - призывал своих собратьев по перу поэт Николай Заболоцкий. И многие из них следовали его совету: Корней Чуковский дружил с Ильей Репиным, Антон Чехов – с Исааком Левитаном, Эдгар Дега – с Полем Валери, Анна Ахматова – с Амедео Модильяни…

Булат Окуджава – поэт, ставший символом искренности и человечности для целого поколения, высоко ценил все виды творчества, для него слова «поэт» и «художник» - это синонимы. Он часто бывал в мастерской скульптора Эрнста Неизвестного, Окуджаву рисовал с натуры художник Борис Жутовский... А грузинский живописец Пиросмани стал для Булата Шалвовича своего рода идеалом творца: нищему художнику денег едва хватало на краски и холсты, а он при этом воспринимал жизнь как праздник, полный радости, ликования и любви… И всю жизнь писал красками этот праздник…

Борис Жутовский. Портрет Булата Окуджавы. Из серии "Последние люди империи". 1975. Бумага, черный карандаш. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма
Борис Жутовский. Портрет Булата Окуджавы. Из серии "Последние люди империи". 1975. Бумага, черный карандаш. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма

И, конечно, не случайно Окуджава в одном из прекрасных своих стихотворений призывал художников окунуть свои кисти «в суету дворов арбатских и в зарю», формулируя смысл творчества: писать саму жизнь, во всех ее проявлениях…

Окуджава, как известно, был москвичом, певцом Москвы, беззаветно ее любившим. Любил свой родной Новосибирск и многократно рисовал его на холсте и бумаге художник, принадлежащий к тому же поколению, что и Окуджава. Художника звали Николай Грицюк (1922 – 1976).

Николай Грицюк в своей мастерской в Новосибирске. Фото из открытых источников
Николай Грицюк в своей мастерской в Новосибирске. Фото из открытых источников

У них было много общего, главное: как и в поэзии Окуджавы, в работах Грицюка не было ни тоски, ни мрака, ни безысходности, а были любовь и свет.

Николай Грицюк. Букет. 1975. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма
Николай Грицюк. Букет. 1975. Работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма

Как и Окуджава, Грицюк обладал даром вызывать симпатию и порождать желание проникнуть в глубины его творчества, понять и прочувствовать замысел художника. Его мастерская стала центром притяжения для молодых новосибирских физиков и лириков в годы «оттепельной» жажды общения, когда новые формы художественного языка - как в живописи, так и в поэзии - рождали новые формы постижения истины.

Николай Грицюк. (Религиозный мотив). 1966. работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма
Николай Грицюк. (Религиозный мотив). 1966. работа находится в коллекции Музея Актуального Реализма

Весной 1964 года побывал в мастерской Грицюка в Новосибирске и Булат Окуджава. Художник показывал свои работы, Окуджава пел. На память об этой встрече поэт оставил художнику автограф:

Булат Окуджава. Песенка о художнике Пиросмани.

Посвящается Николаю Грицюку

Что происходит с нами,когда мы смотрим сны?

Художник Пиросмани выходит из стены,

из рамок примитивных, из всякой суеты

и продает картины за порцию еды.

Худы его колени и насторожен взгляд,

но сытые олени с картин его глядят,

красотка Маргарита в траве густой лежит,

а грудь ее открыта - там родинка дрожит.

И вся земля ликует, пирует и поет,

и он ее рисует и Маргариту ждет.

Он жизнь любил не скупо, как видно по всему...

Но не хватило супа на всей земле ему.

Борис Жутовский. Булат Окуджава - Аристарх Лентулов. 2012. картон, цветные карандаши. Работа опубликована в книге "Последние люди империи", изданной Музеем Актуального Реализма в 2021 г.
Борис Жутовский. Булат Окуджава - Аристарх Лентулов. 2012. картон, цветные карандаши. Работа опубликована в книге "Последние люди империи", изданной Музеем Актуального Реализма в 2021 г.

9 мая 2024 года Булату Окуджаве исполняется 100 лет. С новосибирским художником Николаем Грицюком они были практически ровесниками, близкими по мироощущению и пониманию сути искусства. Оба они оставили нам свои прекрасные, бессмертные творения.