«Сокольники» не только исторический столичный район, но еще и легендарный. Он интересен во всем, не только историей, но и содержанием. Не сплошной спальный район, он живой. В меру индустриальный, крайне зеленый (ведь большую часть района, занимает парк «Сокольники»), гостеприимный, деловой, спортивный, культурный, здоровый! Гулять по нему сплошное удовольствие, ловил себя на мысли, что каждый угол в районе — это особый микромир со своими примочками. Сокольники представляют из себя коллекционера, который собрал воедино эти микромиры и гармонично с ними существует. Сокольники поделили бы на две части – сам парк (между прочим, самый посещаемый в Москве) и остальная часть, в которой практически каждый объект, заслуживает отдельного большого рассказа, но я буду ужиматься в один. Несколько подробно о районе вот тут и тут
Границы района с одной стороны проходят вдоль железной дороги Ярославского направления МЖД, еще с одной – вдоль русла реки Яуза. Соседями района являются районы Преображенское, Алексеевская, Красносельская, Богородское. Площадь района составляет 10,2846 км². На постоянной основе в нем проживает порядка 60 тыс. человек, а сколько туристов, отдыхающих в парке, бывают в районе? Подсчитать трудно.
С 1890 года – Сокольники стали полноценным районом Москвы.
Почему «Сокольники»? Изначально так назывался вековой сосновый бор, примыкавший с северо-восточной стороны, нынче его продолжением является Лосиный остров. Разумеется, этот бор нужно было охранять. И начиная с XV века, Сокольники стали заповедником для великокняжеских, а затем и царских соколиных охот. А для простолюдинов Сокольники стали любимым местом гуляния, начиная со времен Петра Первого. В конце XIX века значительная часть бора была разделана под парк, окружённый массой дач.
В начале XVIII века возникла Сокольническая слобода, в которой проживали сокольники, содержащие и обучавшие соколов для царской охоты. В период правления императрицы Анны Иоанновны в ней проживали ружейные егеря, появившиеся после распространения охотничьих ружей и сопровождавшие высокопоставленны особ во время псовой и соколиной охоты. Слобода находилась к северу от современной Русаковской улицы и к западу от села Преображенское — в районе современной улицы Сокольническая Слободка.
Территория нынешних Сокольников включилась в таможенную границу Москвы в 1742 году. Протяженность - 37 километров. Граница представляла собой земляной вал со рвом и воротами-заставами. Во 2 половине XVIII века заставы снабдили шлагбаумами, отставные солдаты проверяли «подорожные» (документы на право проезда). С 1806 года Камер-Коллежский вал стал официальной полицейской границей Москвы, а в 1864 — границей между городом, которым управляла Городская Дума, и Московским уездом, которым управляло земство.
В 1852 году заставы были ликвидированы, сам же вал был постепенно срыт во 2-й половине XIX века, и на его месте возникли улицы, началась массовая застройка Сокольников. Ныне память о Камер-Коллежском вале в Сокольниках сохранилась в наименованиях: Площадь Сокольнической заставы и улиц Сокольнический и Олений валы. Возникновение Камер-Коллежского вала фактически разделило Сокольники на две части; Сокольничье поле было признано частью Москвы, а Сокольничья роща (нынешний парк) оказалась Подмосковьем.
В Сокольниках, пожалуй, имеется одна центральная широкая улица – Стромынка, являющейся прямым продолжение Русаковской улицу, она фактически пересекает жилой район пополам (это если не брать в расчет парк). По ней проложены трамвайные пути, начинается от Сокольнической площади и тянется до Русаковской набережной. И на которой расположено множество символов.
Главным символом Сокольников, как ни крути, на мой взгляд, является пожарная каланча, возле которого построено метро «Сокольники». Необычное для наших дней сооружение, что уж говорить. Пожарная каланча, построенная из красного кирпича, гордо возвышается на пятачке, служит всем зевакам и жителям об ушедших временах. Пожарные каланчи начали строиться после выхода в 1804 году указа Александра I. В августе 1863 года городская дума одобрила предложение москвичей построить в их районе пожарную часть. Каланча строилась на деньги горожан, которые они собирали целых 18 лет. Было потрачено 20 тысяч рублей. На разработку проекта строительства этой каланчи был объявлен конкурс, который выиграл архитектор М.К. Геппенер, обучавшийся в Германии. Башня была возведена за 4 года (1881-1884). Это было одно из самых высоких строений в Москве того времени. С его высоты открывался вид на все прилегающие окрестности. Каланча в Сокольниках была второй смотровой башней после Сухаревской. Пожарные-часовые, дежурившие круглосуточно на обходной галерее, могли быстро установить место и величину пожара и сообщить о нем в соседние части. Дежурная команда собиралась в течение двух-трех минут, готовила упряжку лошадей, и уезжала в указанном направлении. В то время пожарные жили прямо в части, за свой труд они получали по 7 копеек в день. В распоряжении пожарных было 30 лошадей, 2 бочки и другие приспособления для тушения пожара. В 1910 пожарная часть обзавелась паровой машиной.
Знаменитый В. Гиляровский в своей книге подробно описывал сигнальную систему оповещения других частей о пожаре. Дежурный вывешивал днем шары, а ночью фонари, обозначающие место пожара, и подавал сигнал колокола. «Два шара… - знак Тверской части, Городская - один шар, Пятницкая - четыре, Мясницкая - три шара, а остальные - где шар и крест, где два шара и крест - знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар». Красный флаг (или красный фонарь ночью) означал «сбор всех частей, пожар угрожающий».
Данная система сохранилась до самой революции 1917 года, а на окраинах действовала еще несколько лет после нее, несмотря на появление телефонной связи. Строительство каланчей продолжалось до 30-х годов ХХ века, а затем прекратилось из-за появления высоких зданий. Башня была реконструирована в 1999 году. На шпиле каланчи были восстановлены предупреждающие о пожаре шары. Ныне здесь расположено Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и Пожарная часть (рота) № 12.
Театр Романа Виктюка не только любят за репертуар заядлые театралы, но и москвичи с гостями. Всему виной – здание театра. Это своеобразная культурная карточка Сокольников. Ведь театр располагается на Стромынке, в здании бывшего Дома культуры имени И. В. Русакова, являющимся является памятником архитектуры эпохи конструктивизма. Это здание актеры называют "Домом света" как в прямом смысле (в зале огромные окна, благодаря чему там много света), так и в метафорическом. Долгое время здание ремонтировалось, так как нуждалось в капитальном ремонте, но в 2016 году снова открыл свои двери. А если быть точнее 28 октября 2016 года, в 80-летний юбилей Романа Виктюка, состоялось долгожданное открытие здания театра, зрительный зал которого рассчитан на 505 мест, спектаклем «И вдруг минувшим летом» по пьесе Теннесси Уильямса.
Дом культуры имени И.В. Русакова изначально назывался Клуб Русакова Союза Коммунальников – для рабочих. Оно было построено в 1929 году по проекту архитектора Константина Мельникова. Здание расположено на небольшом участке и имеет форму сектора — в продолжение зрительного зала, занимающего 70 % общей площади помещения. Эта постройка Константина Мельникова — первое в мире сооружение, где балконы амфитеатра вынесены наружу и размещаются в характерных выступах на фасаде. В целях увеличения сценариев использования помещения архитектор разработал проект движущихся перегородок. По проекту три балкона могли отделяться от главного зала вертикальными ширмами, образуя отдельные аудитории на 180 человек. Таким образом вместимость зала варьировалась от 250 до 1500 посетителей. Конструкцию движущихся перегородок разработал Н. И. Губин. Из-за большого количества сложных инженерных решений архитектор не сразу смог согласовать проект в Моссовете.
В трёх верхних залах движущиеся стены имели следующую конструкцию: на высоте, несколько превышающей рост человека, стена была разделена пополам. Верхняя, бо́льшая её часть, при помощи электромотора, размещённого на стене зала, поднималась вверх, описывая полукруг. Одновременно с этим нижняя часть стены, соединённая с верхней системой стальных тросов, опускалась вниз. Обе части стены были уравновешены, при этом вес каждой из них составлял около 4 тонн. В двух нижних залах «живая стена» весом около 3 тонн представляла собой цельную раму, опускающуюся вниз при помощи двух вращающихся винтов, приводимых в движение одним электромотором. Средний ярус зрительного зала имел плоский пол и мог трансформироваться в пространства для кружковой работы — отдельных помещений для этого Константин Мельников не проектировал. Вход в здание осуществлялся снизу, а для выхода можно было использовать наружный балкон с двумя пристроенными к нему лестницами. Таким образом архитектор удовлетворял условиям пожарных норм и экономил на пространстве для эвакуационных выходов. Этот клуб — признанный шедевр и входит во все международные перечни лучших построек XX века. В 1932 году, когда официальным методом в архитектуре СССР был признан социалистический реализм, здание объявили примером формализма в архитектуре.
Улица Гастелло названа так 9 мая 1960 года в честь Героя Советского Союза (посмертно) Николая Францевича Гастелло — советского военного лётчика, капитана, участника трёх войн, командира 2-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го дальнебомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации ВВС РККА. Погиб во время боевого вылета. 26 июня 1941 года, т.е. спустя всего четыре дня с момента начала войны, экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолёте ДБ-3ф вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.
Казалось бы, почему именно в Сокольниках решили переименовать улицу в его честь? А потому что Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище из красного кирпича имени А. С. Пушкина, ныне в этом красивом здании, являющемся историко-культурным памятником, располагается Пушкинский филиал гимназии № 1530 «Школа Ломоносова» и работает музей А.С. Пушкина. В память о летчике на фасаде здания установлена мраморная мемориальная доска с памятной надписью. Также на фасаде одного из многочисленных домов района, нарисован мурал Гастелло.
Но, пожалуй, самым запоминающимся мемориалом о летчике и одновременно символом Сокольников является памятник самому Гастелло. Установлен он в 1985 году в самом начале одноименной улицы. Скульптором выступил Борис Алексеевич Мачков.
Памятник Н.Ф. Гастелло представляет собой бронзовый бюст лётчика, на голове лётный шлем, очки, а сзади скульптуры головы языки пламени. Бюст установлен на постамент, выполненный в виде цилиндрической колонны, сужающейся книзу, где расположены два гранитных крыла. Наверху колонны имеется надпись крупными буквами «Гастелло».
Самый заметный, легендарный дом находится по адресу: Гастелло, 5. Это дом братьев Страховых, он был построен в начале XX столетия – в 1903 году. Сегодня здание включено в список «объектов московского культурного наследия». Это одно из немногих уцелевших зданий «деревянной Москвы», к тому же, спроектированное в таком оригинальном и притягивающем взор исполнении.
Дом Страховых, выстроенный из дерева, установлен на полуподвальном цоколе из камня. Центральную часть фасадной плоскости украшает эркер с бинарным оконным проёмом, завершение которого выполнено в виде шатровой четырёхскатной крыши и навершия в виде килевидной бочки, под которой размещается символ Солнца – солярный знак. На основной крыше устроены два треугольных слуховых окна. Главный фасад богато украшен накладной деревянной сквозной и объёмной резьбой.
Гуляя по Сокольникам я встретился с женщиной с караваем. Прямо на Поповской проезде. Конечно, символом района в чистом виде ее не назвать, все-таки с хлебом-солью она встречает исключительно жителей ЖК бизнес-класса «На Яузе», но как символ роскоши, достатка – пожалуй! В сокольниках достаточно состоятельных людей проживает!
Лично у меня Сокольники ассоциировались в том числе и с легендарной тюрьмой «Матросская Тишина». Ранее несколько раз проходил мимо этого невзрачного, и достаточно неприметного, но полного загадок, покалеченных судеб здания. Арестантская территория. Хотелось узнать ее историю.
История уходит корнями в 1775 году, когда Екатериной II был основан как смирительный дом «для предерзостных», находящейся сперва за Сухаревой башней и в ведении Приказа общественного призрения, а затем был переведён в Сокольники, Московская исправительная тюрьма. В 1808 году тюрьма получила отдельное здание, а в 1834 году и особое управление. В 1850 году при тюрьме построили церковь «Всех скорбящих радости», расположившуюся во втором корпусе, с севера от Преображенской больницы, но впоследствии был разрушен большевиками. В 1870 году Смирительный Дом переименован в Московскую исправительную тюрьму, во дворе её построен новый корпус для заключённых с возможными для них удобствами.
В конце XIX века эта тюрьма была устроена на 300 мужчин и 150 женщин, причём женское отделение находилось в полуверсте от мужского. Целью Исправительной тюрьмы было дать заключенным (мошенникам, ворам, мелким преступникам) возможность освоить какое-либо ремесло — они получали заказы, а деньги оставались в управлении тюрьмы до момента их освобождения. В тюрьме имелись мастерские: ящичная, портняжная, сапожная и прачечная. В 1912 году по проекту архитектора Б. А. Альберти были возведены тюремные здания. В 1918 году на базе тюрьмы был создан «Реформаторий» для несовершеннолетних, затем — «Кожевническая исправительная колония»; с 1946 по 1956 годы здание наименовалось «Тюрьма № 14 Управления МВД по Московской области»; с 1956 года и по ныне — «СИЗО № 1 ГУВД г. Москвы «Матросская Тишина».
Тюрьма стала известной в том числе и из-за содержащихся в ней людей, среди которых немало одиозных личностей: участники ГКЧП Дмитрий Язов и Геннадий Янаев, военный Юрий Буданов, бывший министр экономразвития РФ - Алексей Улюкаев, бывший губернатор Сахалинской области – Александр Хорошавин, криминальный авторитет и вор в законе Вячеслав Иваньков по прозвищу «Япончик», бывший глава компании «ЮКОС» Михаил Ходорковский, бывший председатель совета директоров Group MENATEP Платон Лебедев, аудитор Сергей Магнитский, основатель финансовой пирамиды «МММ» Сергей Мавроди, Алексей Навальный.
Жизнь Сокольниках, как уже было замечено, протекает спокойно. Тут отлично сочетает деловитость, история, промышленность, гостеприимство (гостиница «Холидей Инн» прямо возле метро не даст соврать) и спальные тихие районы.
Гуляя по району можно сразу определить его статус - район чистый и как мне кажется это индикатор качества. А если покрутить головой, то можно увидеть, что жилой фонд весьма богатый. Район не из дешевых точно, что вполне объяснимо. Многие москвичи хотели бы тут жить. Риелторы даже называют Сокольники «компромиссным центром». Район находится от центра Москвы совсем недалеко, при этом благодаря огромному благоустроенному парку экология здесь лучше, чем вблизи Садового кольца.
Сокольники — старомосковский район, где горожане живут поколениями. Миграция вовне низкая: люди не стремятся покинуть район, потому что здесь хорошие школы, нет «грязных» предприятий, зато есть огромный парк.
Жилой фонд сформировался до 2000-х годов. Что любопытно, застройка здесь имеет точечный характер, и новые дома встраиваются в сложившееся окружение района. Есть квартал премиум-класса «Ренессанс», который был построен в 2021 году. Вообще много домов именно для состоятельных людей. Гуляя по району, меня зацепило два таких ЖК, вносящие определенную изюминку в архитектуру района.
Первый: жилой комплекс «Солнечная арка» (Arco di Sole). Двенадцати–двадцати-одноэтажный восьмиподъездный монолитный жилой комплекс со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, пристроенным детским учреждением и подземным гаражом-стоянкой. Монолитный дом из двух корпусов переменной этажности, объединенных большой 11-этажной аркой и облицованных глянцевой светлой плиткой, переливающейся в дневных лучах света, прекрасно олицетворяют оригинальное название проекта, что в переводе с итальянского означает «солнечная арка» Здание проектировалось и строилось в 2004–2009 годы. В общем, оригинальный дом, единственный в своем роде здесь.
Второй: ЖК «Дом в Сокольниках» — высотный комплекс бизнес-класса, выполненный в стиле «хай-тек»: 34-этажный небоскреб в виде развернутой спирали с понижающейся этажностью. Венчает небоскреб двухуровневый пентхаус площадью 300 кв. м., который не продается.
На этом буду заканчивать. О Сокольниках еще скажу, но это в другой раз.
Надеюсь, что было интересно. Ставьте лайки, пожалуйста.
До встречи!
Подписывайтесь на мой канал.