Тут было намешано много всяких моментов, включая геополитику, религию, географию и историю возникновения тюркских государств в каждом из указанных регионов. Но действительно, вместе они привели к взаимной враждебности между иранскими и анатолийскими тюрками. Прежде и те, и другие являлись частью одного и того же народа – сельджуков, что стали потомками огузов из Средней Азии.
Последняя война между Османской империей и Каджарской Персией состоялась в 1821-1823-х годах, а до этого столкновений было очень много, ежели учитывать конфликты государств-предшественников. Историческое примирение случилось в начале 20-го века, когда османы поддержали стремление кавказских азербайджанцев к независимости. С тех пор тяжелое прошлое было забыто, и эти народы относятся друг к другу очень по-теплому. Но в первую очередь это связано с тем, что в последнее столетие сильно упала роль религии.
Но сегодня мы поговорим не о благополучном настоящем, а о темном будущем.
Наши современники привыкли воспринимать Сельджукскую империю, как единое целое. Но на самом деле, это был конгломерат тюркских стран, основанных родственными, но не всегда дружественными племенами. Поэтому, отдельные из них могли считать династию Сельджуков своими верховными правителями, а могли и не считать.
Так, например, получилось с государством анатолийских сельджуков, предшественников османских турок. В 1061-м году не имевший сыновей престарелый султан Тогрул-бек назначил наследником своего племянника. И тогда поднял восстание его двоюродный брат Кутулмыш, считавший, что он сам должен быть правителем, как старший в роду.
Племянник, а это был султан Алп-Арслан, разгромил соперника, который бежал и скончался где-то в горах. Но зато был захвачен весь его лагерь, в том числе, четверо сыновей. Великий визирь убедил своего повелителя не прибегать к братоубийству, и султан отослал родственников на дальние границы, чтоб они защищали их и не вмешивались во внутренние дела государства.
В 1071-м году Алп-Арслан победил византийское войско при Манцикерте, но увел свою армию и не стал дальше вмешиваться в греческие дела. Этим воспользовался Сулейман, подросший сын Кутулмыша, который вместе со своими людьми сначала был наемником одной из сторон в гражданской войне, а затем стал вассалом константинопольского императора. В конечном счете, он захватил большую часть Анатолии и стал там править, как независимый государь.
Соответственно, сам Сулейман ибн Кутулмыш, равно как и его потомки, были боковой ветвью династии Сельджуков, которая боролась с родом правящих султанов. И активно вмешивались в конфликты за власть в те или иные времена. Вот почему изначально не было особой дружбы между анатолийскими и иранскими тюрками. Хотя и те, и другие имели сельджукское и огузское происхождение и управлялись одной семьей.
В дальнейшем тюрки укоренились на Ближнем Востоке и приняли культуру покоренных народов. По объективным причинам, у них сложилось два политических центра силы. Ими стали Центральная Анатолия и историческая область Азербайджан. Это были два степных региона, пригодные для выпаса коней и иного скота, и, соответственно, для поселения крупных масс кочевников.
Расстояние Коньей и Тебризом, важнейшими городами каждого из этих мест, составляет порядка 1,5 тысяч километров. Это слишком много, чтобы они входили в состав одного государства, но как раз достаточно, чтобы стали столицами двух соседних государств. К тому же, Османская империя перенесла свою столицу еще дальше на запад. Поэтому интересы остального тюркского мира ей были, скажем так, не очень близки.
Но когда племена в Ирана, на Кавказе и в части Анатолии предпочли шиитский ислам, это привело к их изгнанию в Персию. И, соответственно, к формированию целой традиции политического соперничества. Давняя (и почти забытая) династическая вражда возобновилась на новом уровне. Отныне формальной причиной для войн стали религиозные распри, а фактической – конкуренция за власть в постсельджукском мире. Вероятно, многие кланы, которые под давлением Османской империи были вынуждены уйти в Иран, вспоминали о том, как хорошо они жили в Анатолии и одобряли войны, чтобы получить возможность вернуться на родину.