Рассказ о танке сопровождения Т-18 (МС-1) из коллекции Музея техники Вадима Задорожного
Превращение массовых боевых машин в раритеты происходит вдруг. Казалось бы, совсем недавно их было много, никто их не ценил... а потом раз - и всё, осталось всего несколько штук. Если вообще остались. Подобные ситуации происходят во всех странах и по одной схеме. А затем начинается трудоёмкий процесс возрождения утраченного, причем занимаются подобным, по большей части, не государственные структуры.
Среди отечественных массовых танков, которым не повезло с точки зрения музеефикации, оказался Т-18. Первенец отечественного танкостроения, изготовленный внушительным тиражом, сохранился только в виде неподвижных огневых точек. По этой причине шансы увидеть такие машины с оригинальными агрегатами близки к нулю. Но ходовые танки появляются. Один из них появился в конце прошлого года в Музее Техники Вадима Задорожного. О нем сегодня и поговорим.
Лишний раз пересказывать историю создания Т-18 смысла нет, поскольку на этом канале она подробно расписывалась. Стоит только упомянуть ключевые моменты. Для начала, рассказа о том, что советские инженеры взяли тот же FIAT 3000 за основу, не имеют под собой оснований. В реальности с этим танком у нас познакомились уже в тот момент, когда Т-18 окончательно сформировался. Концептуальным прототипом являлся Renault FT, но не более того.
Французский танк советских военных не устраивал по целому ряду параметров. Он был слишком тяжелым, слишком медленным, слишком тесным. В результате от идейного прародителя Т-18 унаследовал переработанное отделение управления, сильно измененную башню и сильно переделанный хвост для преодоления препятствий. В остальном же детище Технического отдела ГУВП под руководством инженера С.П. Шукалова создало оригинальный проект. Причем его облик сформировался, исходя из требований заказчика.
Поскольку на дальние дистанции танки перевозились на грузовиках, требовалось максимально снизить массу боевой машины. Это удалось сделать только одним способом - максимально укоротить корпус. В результате на свет появилось оригинальное техническое решение - поперечно установленный мотор воздушного охлаждения, сблокированный с коробкой передач. Такого тогда не было ни на одном танке. Самое главное, что это всё еще и работало.
Весьма оригинально выглядела и ходовая часть танка, которая имела очень мало общего с Renault FT. Разве что большой ленивец похож, да и то, он был совсем другим по конструкции, как и его крепление. Если у французской машины ходовая часть отчасти "тракторная", то тут совсем другие решения. Самое главное, что такая ходовая часть позволяла ехать в 2 раза быстрее, а главное, была в разы долговечнее. Советский танк был способен на куда более длительные марши.
Впрочем, скоростные данные Т-18 устраивали заказчика недолго. Маневры 1929 года показали, что танк не полностью соответствует новым требованиям Красной Армии. В результате на свет появились Т-19 и Т-20, которые дальше опытных образцов не продвинулись. Иронично, что пока шла работа по сменщику Т-18, был выпущен основной объем данных танков. Пик производства пришелся на 1930-31 годы, когда выпустили Т-18 третьей и четвертой производственной серии. Эти танк легко отличить по башням с кормовой нишей.
Из четырех серий Т-18 реально воевавшая была только вторая, такие танки использовались в ходе конфликта на КВЖД. Первая серия получилась установочной, а третья-четвертая - фактически учебные танки. С точки зрения использования их в качестве средства обучения танкистов они вполне сыграли важную роль. Часть танков, кстати, изначально заказывал Осоваиахим, как раз для учебных целей. Позже туда же попало еще некоторое число Т-18.
В отличие от Т-26, которые в 1931 года сменили Т-18 на заводе "Большевик", их предшественники не участвовали в Великой Отечественной войне. По крайней мере, как танки. Те машины, что дожили как учебные, уже не были способны долго ездить, попытки их использовать ничем путным не закончились. Они банально сломались. Куда более массово Т-18 применялись в качестве неподвижных огневых точек. Окончательно об использовании данных танков в таком виде было решено в 1938 году.
Собственно говоря, 100% танков данного типа, доживших до наших дней - это бывшие неподвижные огневые точки. И вот тут оригинальность конструкции Т-18 сработала против него. Похож он только на себя, причем это касается и внешнего "обвеса", и внутренней начинки. При установке на место с танка снималась и ходовая часть, и двигатель с трансмиссией, оставался пустой корпус с башней. Достать пустую коробку можно, а вот сделать из нее танк гораздо сложнее.
Результатом стало то, что на свет появилось несколько десятков Т-18, чья ходовая часть выглядит, как жертва вивисекции. Делали ее из того, что имелось под рукой, часто занимаясь вивисекцией. На реальную ходовую часть это обычно было мало похоже. Ситуация изменилась только после того, как Т-18 появился в Музее отечественной военной истории. Музею достался корпус с оригинальной литой носовой деталью, останками ходовой части, плюс имелся трак, послуживший образцом для изготовления. Также имелась конструкторская документация.
В итоге сейчас стоящий в Падиково Т-18 является самым аутентичным танком данного типа из сохранившихся. В этом кроется и проблема. Как уже говорилось выше, мотор у Т-18 свой, ни на что не похож, да еще и в одном блоке с коробкой передач. Посему сделать такой танк ходовым - задача непростая. Шансы найти оригинальный мотор равны нулю, чудеса, конечно, случаются, но это не точно. Поэтому танк ждет своего часа, варианты альтернативной силовой установки обсуждаются, но пока в виде теории.
Вместе с тем, наличие аутентичного по внешним деталям образца сдвинуло ситуацию вокруг Т-18 с мертвой точки. Первым на свет появился макет танка, максимально точный и ходовой, который ныне находится в запасниках музея Обуховских заводов. Следующим в работу пошел главный герой данного материала. Корпус и башня Т-18 был в коллекции Музея Техники Вадима Задорожного довольно давно. Вполне комплектный, но пока не появилось возможности сделать из него аутентичный танк, бывшая огневая точка ждала своего часа.
Обратно в экспозицию корпус вернулся в ноябре прошлого года. Уже в виде танка, причем не статичного, а вполне ходового. При этом реставраторы смогли сделать так, чтобы силовая установка уместилась внутри МТО, обычно это никак не получается. Для достижения такого результата пришлось пойти на техническую хитрость, так что внутри отличная от исходных агрегатов концепция. Другой вопрос, что тут либо шашечки, либо поехать. Ездящий танк гораздо важнее, чем извечное "а всё настоящее?". Расслабьтесь, вам настоящий мотор всё равно не увидеть, и тем более не услышать.
Выбор прототипа определил и внешний облик танка. Представляет он собой Т-18 четвертой, самой массовой производственной серии. Его довольно легко определить по новой конструкции ведущего колеса. Оно заметно отличается от предыдущей конструкции, обеспечивая более надежное зацепление. Также используются литые траки, появившиеся с третьей производственной серии. В переписке они носили обозначение "орлиный коготь".
Как и танк в Падиково, данный корпус с башней изначально был пустым. Но наличие образца во многом облегчает задачу. Это касается, кстати, и вопроса светотехники. Вопрос весьма болезненный, просто так образцы не найти. Но поскольку удалось определить каталожные детали оригиналов, это заметно упростило задачу. Так что фара и стоп-сигнал тут те, которые стояли изначально. На месте и брезентовые крылья, которые во время преодоления вертикальных препятствий были более практичными (прототип имел металлические передние крылья, он ими упирался в стенки траншей).
Машина уличного хранения, поэтому есть своя специфика с точки зрения размещения ЗИП. Вместе с тем, всё, что надо, можно поставить на свои места. ЗИП, кстати, в основном хранился на хвосте. Он у Т-18 значительно больше, чем у Renault FT, что неудивительно - корпус-то короче. В дальнейшем очень похожий по конструкции хвост использовался на "маневренном" танке Т-24. Впрочем, далее от хвоста отказались, поскольку необходимость в нем отпала.
Обычно такие танки довольно схематичны с точки зрения интерьера. Но в данном случае он вполне честный, благо имелся прототип для воспроизведения. Некоторые детали еще надо дорабатывать, но такие нюансы не знает даже основная часть специалистов. В любом случае, такой танк, при экспонировании внутри помещения, можно смело держать открытым. Здесь всё есть, с точки зрения наполнения, стыдиться тут точно нечему.
Пока что в движении Т-18 из Музея Техники Вадима Задорожного можно было видеть один раз - в декабре прошлого года. Ехал вполне шустро, особенно с учетом метели, которая тогда замела Москву и область. Музей можно поздравить с таким приобретением. Очень достойная машина, а в таком виде их всего несколько штук. Теперь минимум в двух местах можно увидеть аутентичный Т-18, а не типовой кадавр с ходовой частью по принципу "я тебя слепила из того, что было".
Предыдущие статьи по советским легким танкам сопровождения межвоенного периода и машинам на их базе:
История создания опытного танка сопровождения Т-16, прямого предшественника МС-1 (Т-18)
История советских танков сопровождения Т-18 третьей и четвертой, самой массовой серии
Рассказ о боевом отделении советского танка сопровождения пехоты МС-1 (Т-18)
Огнеметный вариант танка сопровождения МС-1 (Т-18), разработанный летом 1941 года силами рембазы №6
Легкий танк сопровождения Т-19, который должен был сменить в производстве Т-18 (МС-1)
Малый танк сопровождения Т-20, попытка модернизации МС-1, которая не задалась
Последнее крупное обновление для МС-1
История Т-17, первой советской танкетки, созданной с использованием базы танка МС-1
Статья об истории создания двухбашенной версии легкого танка Т-26
Рассказ о боевом отделении двухбашенного Т-26
Рассказ о телетанке ТТ-26, единственный образец которого сохранился в парке "Патриот"
Рассказ о колесно-гусеничном танке Т-46-1, одном из экспонатов музея на Поклонке