Искусственный интеллект применяется достаточно давно. Вспомните хотя бы, как в 1997 году гроссмейстер Гарри Каспаров играл матч против шахматного суперкомпьютера Deep Blue. Тогда эта система еще не называлась ИИ, но суть была та же: в системе было установлено более 500 процессоров, которые рассчитывали каждый ход и его перспективы. Так что с системами искусственного интеллекта мы знакомы уже не первый десяток лет.
Детище Алана Тьюринга
Большинству из нас имя британского математика Алана Тьюринга знакомо потому, что он работал над расшифровкой кода Enigma во время Второй мировой войны. Но также он предложил идею машины, которая умеет мыслить. Он полагал, что машины могут не только действовать по алгоритму, но и сами принимать решения, используя доступную информацию. Более того, Тьюринг разработал специальный тест, с помощью которого можно было различить решения машины и реального человека. Впервые термин «искусственный интеллект» появился в 1956 г., он прозвучал на конференции о «механизации интеллекта» в Дартмунде.
Семимильными шагами ИИ начал развиваться в 1990-2000-е, именно тогда, когда появился уже упомянутый компьютер Deep Blue. В 2010-е возникли технологии, которые позволяют не просто принимать решения, но анализировать огромные объемы информации и обучать машины.
Где ИИ находит применение
Чат-боты
Нас часто раздражает, что по телефону справки теперь дают не консультанты, а некие безликие «голосовые помощники». И пусть у них есть имена, все равно это не люди. Однако сегодня голосовые помощники вполне натренировались даже отвечать на вопросы и вступать в беседу. Зато благодаря ИИ не нужно бесконечно ждать, когда же вам ответят на звонок, так что в работе с «искусственными» консультантами есть свои преимущества.
Разновидностями таких помощников является, например, Алиса от Яндекса. Ее можно попросить включить свет в комнате, поставить музыку, узнать, какая за окном погода, и многое другое.
Рекомендательные системы
Согласитесь, мы очень часто слышим от блогеров просьбу ставить «лайки», оставлять реакции и комментарии. И это не случайно. Системы искусственного интеллекта ориентируются на эти маркеры, давая рекомендации и вам, и другим пользователям. ИИ незаменим в таких сервисах.
Машинный перевод
Каждый из нас пользуется этими системами регулярно. Хотелось бы, чтобы это не стало поводом отказываться от изучения иностранных языков, но машинные переводы удобны для понимания больших массивов текста, экономят время. Кроме того, сегодня есть системы устного перевода, помогающие всем, от обычных туристов, которым надо узнать дорогу, до спикеров на крупных международных форумах.
Медицинский ИИ
В медицине многое завязано на анализе большого количества данных. Например, чтобы поставить диагноз по результатам рентгена, ИИ может соотнести ваш конкретный снимок к тысячами других снимков, сравнить и сделать вывод о характере нарушения. На таком анализе основана, например, диагностика с помощью ИИ в онкологии и других сферах. Использование ИИ заметно сокращает затраты времени, которые врачи вынуждены были бы тратить на анализ полученных результатов исследований.
Транспорт
ИИ используется для программ автопилота. Это важно не только для управления личным автомобилей, но и для общественного транспорта. С помощью систем ИИ можно планировать трафик в условиях мегаполиса, чтобы грамотно распределять потоки и избегать пробок.
Банковская сфера
В банковской и вообще в финансовой сфере эксперты имеют дело с большими массивами данных, поэтому ИИ здесь просто незаменим. Его применяют, например, для оценки кредитоспособности клиентов или для прогнозирования их финансового поведения, для составления маршрутов персонализированного обслуживания VIP-клиентов, для распознавания по лицу и голосу. В более глобальном масштабе ИИ в банках применяют для продвинутой аналитики.
Одним из ключевых условий для развития ИИ на финансовом рынке является доверие граждан к технологии ИИ. Согласно опросу ВЦИОМ, 87% россиян в той или иной степени знают о технологии, а вот доверяют ей куда меньше, всего 55% респондентов.
Какие перспективы?
Считается, что ИИ в ближайшее время будет активно заменять многих сотрудников. Всемирный банк прогнозирует, что в течение пяти лет ИИ заменит человека на 18% рабочих мест, то есть высвободится около 300 млн человек по всему миру. Есть и другие прогнозы, в том числе Всемирного экономического форума. Эксперты организации полагают, что с помощью ИИ высвободится порядка 83 млн сотрудников, а создано будет только около 70 млн рабочих мест. Таким образом, несколько миллионов человек останутся без работы, и эту проблему еще предстоит решать.
Примером того, что нас ждет в ближайшие годы, может служить забастовка гильдии сценаристов сценаристов США, которая продолжалась со 2 мая по 27 сентября 2023 года. Они протестовали против того, чтобы заменять их на искусственных авторов.
На нашем канале Дзен есть и другие материалы, которые помогут ориентироваться в современных трендах.
Существует ли зависимость от гаджетов? https://dzen.ru/a/ZhQP9_GO7FyGA1U4
Почему мы любим покупать на маркетплейсах https://dzen.ru/a/Zg7Rk_GO7FyGmIBa
Как заработать с помощью мобильного https://dzen.ru/a/Zfv0MpQnJxNv5h-g
Банки и биометрия https://dzen.ru/a/ZeiZkEEsQxvS0-ls
Еще больше интересной информации вы найдете в наших социальных сетях:
Телеграмм https://t.me/bank_poidem
ВКонтакте https://vk.com/bankpoidem
Одноклассники https://ok.ru/bankpoidem