Найти тему

"Черный лебедь" Петровского парка

Оглавление

В 1827 году при восстановлении Москвы после войны 1812 года было решено территорию у Петровского путевого дворца, расположенного на дороге в Санкт-Петербург, превратить в пейзажный парк. Для этого были выкуплены дачи, окружающие дворец, и прилежащая к нему Маслова пустошь. Руководил строительством директор Комиссий от строений генерал А. А. Башилов (именно с его именем связаны улицы Башиловская и Новая Башиловка в этом районе). По проекту архитектора А. А. Менеласа был вырыт пруд, построены плотины, проведена дорога к Камер-Коллежскому валу, три аллеи, расходящиеся лучами от дворца. По проекту М.Д. Быковского были построены здания воксала и летнего театра. Первоначально парк занимал площадь 65 га (сегодня площадь парка 22 гектара). В первой половине XIX века парк стал ещё и престижным аристократическим дачным местом. По указу Николая I от 1836 года участки от Тверской заставы до Петровского парка выделялись под строительство дач.

Фрагмент карты Москвы 1878 года. Дача сенатора Балашова позже была продана под ресторан Яр.
Фрагмент карты Москвы 1878 года. Дача сенатора Балашова позже была продана под ресторан Яр.

Вилла "Черный лебедь"

Николай Павлович Рябушинский, представитель одной из богатейших семей России, в 1908 году покупает участок в Петровском парке, где для него архитекторы В.Д. Адамович и В.М. Маят возводят виллу "Черный лебедь". Ранее вдоль Нарышкинской аллеи земля принадлежала Нарышкиным, стоял дом, в котором во время своего визита в Россию в 1858 г. жил Александр Дюма (отец).

Газета "Руль" 22 (09) марта 1909 г. писала: "Н.П. Рябушинский строит в настоящее время в Петровском парке для себя настоящий дворец. Новое здание возводится в стиле старинных русских усадеб Екатерининского времени. В этом доме Н.П. Рябушинский устраивает для своих художественных занятий обширную студию".

За строгим фасадом скрывались экзотические интерьеры: мебель, изготовленная по специальному заказу с маркой в виде черного лебедя. С тем же вензелем были скатерти, салфетки, посуда, столовое серебро. Черный лебедь был на бокалах и рюмках из тончайшего венецианского стекла, сделанных в Италии по особому заказу.

В Петровском парке, недалеко от виллы стоял дом, где жила семья цыган, певших в ресторане "Стрельня". Мальчик из этой семьи (будущий художественный руководитель театра "Ромэн" И.И. Ром-Лебедев) через много лет писал о своем посещении виллы: "До сих пор вспоминается поражавшая своей белизной мраморная лестница, сверкающие настенные бра, старинные бронзовые люстры, мягкие ковры, картины в золоченых рамах."

На стенах висели картины Кранаха, Брейгеля, Николы Пуссена, современных французских и русских художников. Одному из художников – Павлу Кузнецову он поручил расписать настенный фриз.

Поражал не только дом, но и сад: пальмы, высаженные в грунт, клумба, засаженная орхидеями, в саду сидел на цепи молодой леопард.

Клумба перед террасой, засаженная орхидеями. 1905-1910
Клумба перед террасой, засаженная орхидеями. 1905-1910

У входа в сад стоял мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка – здесь должны были покоиться останки хозяина после смерти.

После закрытия выставки "Голубая Роза", инициатором и покровителем которой был Рябушинский, в его коллекцию перешли многие картины, которые он хранил на своей вилле.

-7

Рябушинский и сам любил рисовать, на вилле была просторная мастерская для собственного творчества.

Вилла «Черный лебедь» часто становилась местом пиров-праздников, которые Николай Рябушинский устраивал с невиданной пышностью и изобретательностью. Художник Сергей Виноградов вспоминает устроенный в первую весну «Черного лебедя» «Праздник яблоневого цветения»: «Обед был сервирован на огромной открытой террасе, выходившей в цветущий яблоневый сад. Это же было действительно чудесно! А когда стемнело, то вокруг все цветущие деревья засветились маленькими разноцветными огнями и еще маленькие огоньки светились в густой весенней траве между яблонями, как светлячки. Даже я, близкий к Коле, не знал о приготовленной иллюминации. Это было волшебно. По всему саду были сервированы небольшие столы, и пировали до утренней зари в благоухающем цветущем саду. Под яблонями около столиков были пущены прыгающие, ползающие, летающие заводные, вывезенные из-за границы кузнечики, лягушки, бабочки, ящерицы, пугавшие дам, а это еще прибавляло веселья. Игрушечками кто-то невидимо заведовал».

В 1915 г. вилла сильно пострадала от пожара, в котором погибла значительная часть ее убранства и коллекции живописи, включая живописный фриз Павла Кузнецова, и большое количество картин «Голубой розы».

Дом был построен из дерева с последующим оштукатуриванием фасадов. Только часть слева от главного входа имела кирпичные стены – они и сохранились.

Вилла после пожара

Роскошная жизнь в свое удовольствие привела к разорению, и вилла была то ли продана, то ли проиграна в карты другому отпрыску богатого папы – Леону Манташеву. Его отец, миллионер-нефтепромышленник Александр Манташев, владелец Бакинских нефтяных промыслов. Сам Леон потратил почти 1 млн. рублей на свои конюшни, частично сохранившиеся до сегодняшнего дня (Скаковая ул., 3, стр. 1).

Конюшни Манташева и вензель хозяина. 2023
Конюшни Манташева и вензель хозяина. 2023

Леон Манташев фактически построил дом заново (архитекторы В.А. Веснин и А.Г. Измиров). На фронтоне появился вензель Леона Манташева, нового хозяина виллы.

После событий 1917 года и Николай Рябушинский, и Леон Манташев жили и скончались во Франции. На виллу въехало отделение ЧК.

В XXI веке вилла пережила еще одну реконструкцию (или была построена заново?). Сегодня виллу занимают коммерческие организации. Несколько современных фотографий здания и интерьеров взято у galik-123:

От былой роскоши на вилле остался только мраморный барельеф «Леда и лебедь»:

-11

Про историю воксалов и их превращение в вокзалы можно прочитать здесь.

Ближайшие станции метро: Динамо (выход 1), Петровский парк (выход 3)

-12

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии это очень важно для меня.

ИСТОЧНИКИ
Вокруг виллы "Чёрный лебедь". Современные фото виллы
Думова Н.Г. Московские меценаты - М.: Мол. гвардия, 1992
РУССКИЙ МЕЦЕНАТ, ИЗДАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ РЯБУШИНСКИЙ (1877-1951) (фото работ Рябушинского)
Сайт старых
карт
Сайт старых
фотографий