В 1827 году при восстановлении Москвы после войны 1812 года было решено территорию у Петровского путевого дворца, расположенного на дороге в Санкт-Петербург, превратить в пейзажный парк. Для этого были выкуплены дачи, окружающие дворец, и прилежащая к нему Маслова пустошь. Руководил строительством директор Комиссий от строений генерал А. А. Башилов (именно с его именем связаны улицы Башиловская и Новая Башиловка в этом районе). По проекту архитектора А. А. Менеласа был вырыт пруд, построены плотины, проведена дорога к Камер-Коллежскому валу, три аллеи, расходящиеся лучами от дворца. По проекту М.Д. Быковского были построены здания воксала и летнего театра. Первоначально парк занимал площадь 65 га (сегодня площадь парка 22 гектара). В первой половине XIX века парк стал ещё и престижным аристократическим дачным местом. По указу Николая I от 1836 года участки от Тверской заставы до Петровского парка выделялись под строительство дач.
Вилла "Черный лебедь"
Николай Павлович Рябушинский, представитель одной из богатейших семей России, в 1908 году покупает участок в Петровском парке, где для него архитекторы В.Д. Адамович и В.М. Маят возводят виллу "Черный лебедь". Ранее вдоль Нарышкинской аллеи земля принадлежала Нарышкиным, стоял дом, в котором во время своего визита в Россию в 1858 г. жил Александр Дюма (отец).
Газета "Руль" 22 (09) марта 1909 г. писала: "Н.П. Рябушинский строит в настоящее время в Петровском парке для себя настоящий дворец. Новое здание возводится в стиле старинных русских усадеб Екатерининского времени. В этом доме Н.П. Рябушинский устраивает для своих художественных занятий обширную студию".
За строгим фасадом скрывались экзотические интерьеры: мебель, изготовленная по специальному заказу с маркой в виде черного лебедя. С тем же вензелем были скатерти, салфетки, посуда, столовое серебро. Черный лебедь был на бокалах и рюмках из тончайшего венецианского стекла, сделанных в Италии по особому заказу.
В Петровском парке, недалеко от виллы стоял дом, где жила семья цыган, певших в ресторане "Стрельня". Мальчик из этой семьи (будущий художественный руководитель театра "Ромэн" И.И. Ром-Лебедев) через много лет писал о своем посещении виллы: "До сих пор вспоминается поражавшая своей белизной мраморная лестница, сверкающие настенные бра, старинные бронзовые люстры, мягкие ковры, картины в золоченых рамах."
На стенах висели картины Кранаха, Брейгеля, Николы Пуссена, современных французских и русских художников. Одному из художников – Павлу Кузнецову он поручил расписать настенный фриз.
Поражал не только дом, но и сад: пальмы, высаженные в грунт, клумба, засаженная орхидеями, в саду сидел на цепи молодой леопард.
У входа в сад стоял мраморный саркофаг с бронзовой фигурой быка – здесь должны были покоиться останки хозяина после смерти.
После закрытия выставки "Голубая Роза", инициатором и покровителем которой был Рябушинский, в его коллекцию перешли многие картины, которые он хранил на своей вилле.
Рябушинский и сам любил рисовать, на вилле была просторная мастерская для собственного творчества.
Вилла «Черный лебедь» часто становилась местом пиров-праздников, которые Николай Рябушинский устраивал с невиданной пышностью и изобретательностью. Художник Сергей Виноградов вспоминает устроенный в первую весну «Черного лебедя» «Праздник яблоневого цветения»: «Обед был сервирован на огромной открытой террасе, выходившей в цветущий яблоневый сад. Это же было действительно чудесно! А когда стемнело, то вокруг все цветущие деревья засветились маленькими разноцветными огнями и еще маленькие огоньки светились в густой весенней траве между яблонями, как светлячки. Даже я, близкий к Коле, не знал о приготовленной иллюминации. Это было волшебно. По всему саду были сервированы небольшие столы, и пировали до утренней зари в благоухающем цветущем саду. Под яблонями около столиков были пущены прыгающие, ползающие, летающие заводные, вывезенные из-за границы кузнечики, лягушки, бабочки, ящерицы, пугавшие дам, а это еще прибавляло веселья. Игрушечками кто-то невидимо заведовал».
В 1915 г. вилла сильно пострадала от пожара, в котором погибла значительная часть ее убранства и коллекции живописи, включая живописный фриз Павла Кузнецова, и большое количество картин «Голубой розы».
Дом был построен из дерева с последующим оштукатуриванием фасадов. Только часть слева от главного входа имела кирпичные стены – они и сохранились.
Вилла после пожара
Роскошная жизнь в свое удовольствие привела к разорению, и вилла была то ли продана, то ли проиграна в карты другому отпрыску богатого папы – Леону Манташеву. Его отец, миллионер-нефтепромышленник Александр Манташев, владелец Бакинских нефтяных промыслов. Сам Леон потратил почти 1 млн. рублей на свои конюшни, частично сохранившиеся до сегодняшнего дня (Скаковая ул., 3, стр. 1).
Леон Манташев фактически построил дом заново (архитекторы В.А. Веснин и А.Г. Измиров). На фронтоне появился вензель Леона Манташева, нового хозяина виллы.
После событий 1917 года и Николай Рябушинский, и Леон Манташев жили и скончались во Франции. На виллу въехало отделение ЧК.
В XXI веке вилла пережила еще одну реконструкцию (или была построена заново?). Сегодня виллу занимают коммерческие организации. Несколько современных фотографий здания и интерьеров взято у galik-123:
От былой роскоши на вилле остался только мраморный барельеф «Леда и лебедь»:
Про историю воксалов и их превращение в вокзалы можно прочитать здесь.
Ближайшие станции метро: Динамо (выход 1), Петровский парк (выход 3)
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
ИСТОЧНИКИ
Вокруг виллы "Чёрный лебедь". Современные фото виллы
Думова Н.Г. Московские меценаты - М.: Мол. гвардия, 1992
РУССКИЙ МЕЦЕНАТ, ИЗДАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ РЯБУШИНСКИЙ (1877-1951) (фото работ Рябушинского)
Сайт старых карт
Сайт старых фотографий