Чем больше я живу, а главное, работаю с японцами, тем больше они мне открываются. А на работе они могут открыться с таких сторон, с которых в обычной жизни их можно и не увидеть.
Так вот я давно уже поняла, что японцы - жуткие перестраховщики. Хорошо это или плохо, зависит от ситуации. Но бывают моменты, когда это начинает подбешивать.
Во время угpозы обществу
Например, если вспомнить ситуацию, когда к японским островам прилыл корабль с заб0левшими людьми. Эту ситуацию мусолили все кому не лень и европейские государства высказывали свои претензии японцам, мол, не имеете права не выпускать людей на берег.
Японцы перестраховались? Скорее, да. Но, поскольку я жила уже к тому времени в Японии не один год и знала каково это жить на островном государстве, то решение японцев приняла и даже поддержала. В данном случае, как мы говорим, лучше перебдеть, чем не добдеть. Да, заpаза все равно Японию накрыла, но не так, как могла бы накрыть, если бы японцы не перестраховались.
А когда закрыли границы, то вообще стоял дикий вой, мол, почему японцы отгородились от всего мира?! Но в тот момент японцы видели в этом единственное спасение и в принципе оказались правы. Никто не мог ни въехать, ни выехать. Кстати, никто так сильно не возмущался, когда другие страны сделали то же самое.
Пока в материковых, например, государствах народ находил лазейки для передвижения, живущие на территории Японии, были обездвижены. Ибо куда ты денешься с подводной лодки в открытом океане?!😅
И даже когда уже во всем мире народ спокойно начал передвигаться, японцы держали оборону до последнего. Излишняя перестраховка? Возможно. Но трудно оспорить то, что в данной ситуации это было действенно.
Такого же плана японцы придерживаются, когда объявляют, например, цунами или тайфун. Лучше потом снять предупреждение, чем подсчитывать жертвы. В общем, здесь, считаю, японцы действуют правильно.
На бытовом уровне
Опять же это по моим наблюдениям, но если что-то японец может не сделать, он этого делать не будет.🤷 Многие даже и пытаться не будут. Зачем выходить из зоны комфорта и что-то пытаться сделать, если можно заплатить и пусть делает кто-то другой.
С одной стороны это неплохо, особенно, если это может как-то плохо повлиять на жизнь человека. Но с другой стороны, даже простые вещи их делать не заставишь, если можно найти кому это поручить. Например, мои японцы в шоке, что я сама поклеила обои в новой квартире. Все мне говорили, что для этого надо нанимать специальных людей. А я не хочу платить деньги за то, что могу сделать сама. Тем более, что в юности мне много раз доводилось это делать, и клеить обои не самая сложная задача. Для русского человека это норма, японец же скорее наймет работников.
Но здесь возможно играет роль менталилет и вбитое в голову "не высовывайся, делай как все". Очень не любят японцы тех, кто выделяется. Хотя стоит отметить, что с каждым годом молодежь все чаще начинает выходить за общепринятые японские рамки.
Другой пример. Поехала я как-то в путешествие со своей хорошей знакомой японкой. Она сильно меня старше, но мы всегда хорошо ладили. Возможно потому, что я никогда себя не ограничивала возрастными рамками, для меня есть человек, мне с ним интересно, сколько лет мне совершенно неважно. Поэтому возрастной разброс среди друзей и знакомых у меня просто колосальный. Есть те, кто сильно старше, есть те, кто сильно младше и нам это никогда не мешало. Но именно в этой поездке я поняла, насколько старшее поколение японцев может отличаться от молодежи.
Уже после того, как все было обговорено и были куплены билеты, знакомая начала меня продавливать, что надо еще и забронировать туристический автобус. Я непонимающе на нее смотрела, потому что все знают мою привычку ездить самостоятельно. Это экономит время и деньги, и позволяет посмотреть то, что хочешь именно ты. Знакомая же настаивала, что если оформить тур, то можно увидеть больше. Мои уговоры, что тогда мы не увидим того, что хотели, а только пробежимся по верхам, не находили у нее отклика. Ведь туры так популярны у японцев. Еле уговорила.🙈 Правда в итоге, она сказала, чтобы я решала все сама. Я сделала, а она потом признала, что со мной дикарем ездить интереснее, чем с туром.
С молодежью таких проблем никогда не было. Они больше открыты к экспериментам и если позвать кого-то дикарями, то кто-то согласится без раздумий, кто-то выскажет опасение, но согласится. А есть у меня такие, которые сами предложат что-нибудь эдакое.
И это касается не только путешествий, конечно. Это просто наглядный пример.
На работе
А вот здесь, пожалуй, самый тяжелый случай. Порой доходит до абсурда.🤦 И как по мне, это уже не перестраховка, а именно не желание брать на себя ответственность. И тут мы вернемся к высказыванию "если что-то японец может не сделать, он этого делать не будет". Если вы думаете, что в России сильная бюрократия, то вы, скорее всего, просто не жили в Японии и не сталкивались с японцами по таким вопросам. Вот уж где бюрократия просто зашкаливает.
Не спорю, есть такие моменты, когда без этого не обойтись, потому что, например, необходимо связаться и перепроверить в другом отделе, а то и в другом учреждении. Это может занимать время. К этому я отношусь с пониманием. Но если вопрос можно решить в пределах одного человека, зачем изобретать самолет? И вот здесь, даже спустя годы жизни среди японцев, у меня закипает мозг.🤯
Возможно, постоянные читатели заметили, что я часто пишу статьи на эмоциях. Про данную тему я думала уже давно, но именно сегодня сложились для нее звезды.😅
Рассказываю
Я уже уши прожужжала всем про смену законодательства, так вот в итоге буквально всем занимаюсь я. Почему? Да найдется миллион причин, но все сводится к одному знаменателю, что Эрэна-сан сделает лучше. Хорошая отмаза.😏 Все японцы дружненько решили скинуть свои обязанности на русскую, потому что она "лучше знает, а даже если не знает, узнает".
Недавно поругалась с глав бухом. Почему? Начальница поручила ему и другому японцу разобрать бумаги, которые надо сдать на хранение. Срок хранения зависит от бумаг. Глав бух решил, что это не царское дело и перекинул на того другого японца. Тот немного поразмыслив, сказал, что он не знает и бумаги не его вотчина, поэтому это дело скинули на мой отдел. И как вы думаете, кто в итоге должен этим заниматься? Ну, конечно же, Эрэна-сан! Были сомнения?😏 Потому что больше никто не знает. И руки у них видимо растут не из того места.😅
А сцепилась я с глав бухом, потому что он начал мне предъявлять претензии, что начальница поручила ЕМУ это сделать за апрель, а ничего не сделано. Я ему напомнила, что сейчас смена законодательства и я занимаюсь именно этим. Ведь на меня повесили не только переоформление документов и всех договоров (здесь не спорю, ибо это моя вотчина), но и все пересчеты, которыми должен заниматься бухгалтер! Но наш бухгалтер то ли не знает как это делается и узнавать явно не спешит, то ли не хочет. Поэтому повесили на того, кто это знает и может. А знает он как? Потому что сам узнал.🤷
Ладно, с этим я смирилась, но просила одного, чтобы меня в этот период не дергали. Ибо я и так на работе уже чуть ли не ночую. И тут он со своими бумагами. Когда я ему в очередной раз это напомнила, на меня просто наорали, что его не интересует чем я сейчас занята, ему начальница поручила сделать за апрель. Я уже была на взводе и сказала, что если ему поручили, то сам бы и делал, а я и без того выполняю ЕГО работу.😤
Он не ожидал такого ответа от меня, но я была в ярости. Ибо буквально все уходят в 18:00 и только я одна остаюсь в ночную. Сотрудник одного из отделов, даже подумал, что к нам забрались воры, потому что в 20:00 у нас автоматически выключается свет, чтобы народ типа не перерабатывал и мне пришлось сидеть при включенной лампе на телефоне.
В общем, наша стычка явно дошла до ушей начальницы, потому что теперь он обходит эту тему стороной, а меня никто не трогает. Типа, делаешь пересчеты и делай.😅
Но сегодня я окончательно убедилась в правильности сложившегося у меня мнения.
Я говорю советнику, мол, когда принимаете документы от клиента, говорите, чтобы на банковских документах были заполнены все поля. По-моему, это не сверхсложная задача.🤷 Но мне был ответ: "Я не обязан это делать. Типа, ваш отдел занимается бумагами, вы и проверяйте." Я объясняю: "Ты же понимаешь, что тебе надо только глянуть и если что-то не заполнено, сказать, чтобы заполнили. А если бумаги уйдут в мой отдел, то мы будем возвращать клиенту, а это время. Клиент будет злиться. Потому что оформление бумаг будет затягиваться порой на месяцы. Проще на начальном этапе сказать, чтобы заполнили."
"Нет, я этого делать не буду, чтобы на меня не возложили ответственность," - было сказано мне. О какой ответственности может идти речь, если тебе надо только бросить взгляд все ли заполнено, и если нет, сказать, чтобы заполнили?! Всё!🤷 Выглядело так, будто я ставлю перед ним нереальную задачу.
Раз человек ни в какую, тогда я своим сказала: "Раз такое дело, никого не жалеем и всё возвращаем, если хотя бы одно поле не заполнено." Потому что потом начинаются траблы с банком и виноват кто? Мы!
И это не только в нашей компании так. На предыдущей моей работе тоже народ не особо спешил лишний раз пошевелить пальцем, потому что "а вдруг потом на меня возложат ответственность?!" А потом сами же и удивляются откуда такая бюрократия. Так вот оттуда! Сами этому способствуют.
Хоть я - человек, который всегда страдал от гипер ответственности, но в прошлом году мое терпение лопнуло и я начала переучивать себя. Это дается тяжело. А изменения, происходящие во мне, далеко не всегда нравятся японцам. И они удивляются, мол, раньше Эрэна-сан такой не была. Я же в душе улыбаюсь: "С кем поведешься, оттого и наберешься."
А как вы считаете, нужна ли подобная перестраховка или это, действительно, нежелание брать ответственность, как мне думается?
Возможно, вам также будет интересно:
#япония #жизньзаграницей #общество #ситуацииизжизни #интересные факты #путешествия #японцы #жизньвяпонии #иностранцы #разницаменталитетов #традиции и обычаи разных стран