Найти тему
Обаяние истории

Неравный брак и убийство: князь Грузинский и продавщица Оленька

Горячая кровь бросилась князя в голову. Да сколько можно терпеть оскорбления от ничтожного человека, бывшего гувернёра его детей! Мало того, что любимая жена изменила ему с этим немцем и ушла к нему, так они еще живут на его деньги и смеются над ним. Да он же князь, потомок царского рода Багратионов! Взбешенный Грузинский выхватил пистолет, ворвался в дом и выстрелил в наглого гувернера. Раненый Шмидт резво побежал в комнаты, а следом за ним помчался князь.

Настигнув Шмидта, Грузинский снова выстрелил, и гувернёр рухнул как подкошенный. В ужасе слуги смотрели на убийцу. В доме поднялся крик, но все было кончено. Шмидт был мертв. Эта драматическая история с любовным треугольником произошла в 1882 году в Воронежской губернии и потрясла весь высший свет. Тогда защищать обманутого мужа взялся известный адвокат Плевако.

Григорий Ильич родился в знатной и богатой семье в 1833 году. Его отцом был грузинский царевич Элиазбар (Илья) Багратиони из знаменитой династии Багратионов, а матерью - богатейшая наследница и дочь коллежского советника Анастасия Оболенская. Семейная чета жила в Москве, где у них родилось 13 детей. Все дети получили титулы князей Грузинских.

«Портрет светлейшего князя Григория Ильича Грузинского (Багратион-Грузинского)», худ. Михаил Зичи, 1869 год.
«Портрет светлейшего князя Григория Ильича Грузинского (Багратион-Грузинского)», худ. Михаил Зичи, 1869 год.

Григорий был шестым ребенком и старшим сыном пары. Он вырос в атмосфере любви и достатка. Юноша получил домашнее образование, а потом служил в императорской армии, где дослужился до звания полковника и несколько лет был одним из советников императора.

Огромное состояние семьи позволяло вести Григорию шикарный образ жизни. Пока однажды в 1865 году князь не встретился с роковой для него женщиной. Тогда на Кузнецком мосту располагалось знаменитое кафе-кондитерская Трамбле. Это было невероятно модное место. Вот там-то, за чашкой шоколада князь и увидел хорошенькую продавщицу Оленьку Фролову. Сюда брали на работу только красивых девушек. Происхождение девушки было неизвестно, но зато она была так кокетлива и весела, что быстро очаровала грузинского князя.

«Верхом бонтонности считалось зайти в кондитерскую Трамбле и выпить стакан шоколада... Приняв небрежную позу, заложа ногу на ногу с иностранным журналом в руках, приятели беседовали очень серьезно о завтрашних скачках... Но главным образом они старались бросить фразу, чтобы слышали за соседними столиками, в роде следующей: - Завтра Клара будет у меня! - или -Позавчера мы вдвоем истратили у Яра 200 рублей», - П. Иванов «Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы», 1903 год.
«Бар в Фоли-Бержер», худ. Эдуард Мане, 1882 год
«Бар в Фоли-Бержер», худ. Эдуард Мане, 1882 год

Григорию Ильичу на тот момент было 32 года, а Ольге Николаевне – 21. Совершенно потеряв голову от красивой приказчицы, князь вскоре поселил ее в своем доме. Он был так влюблен в Оленьку, что подумывал жениться на ней. Против чего восстала его мать. Анастасия Григорьевна пришла в ужас от идеи старшего сына, она умоляла Григория не портить свою жизнь браком с женщиной низкого происхождения. Князь прислушался к матери, которую он безмерно уважал.

А в 1866 году у Оленьки родился сын от Григория – Александр. Князь был так горд. Еще бы - первенец - и сразу сын! Он души не чаял в этом мальчике. Естественно, что Оленька к тому времени обладала уже невероятным влиянием на покладистого князя. Влюбленный Григорий пишет прошение императору Александру II с просьбой разрешить усыновить сына и дать ему свое имя. Император милостиво соглашается. Тогда, воодушевленный ответом, а также тем, что Оленька снова была беременна, князь решил жениться на любимой женщине вопреки воле родных.

Кондитерская Трамбле (слева), Москва, 1900- ее гг.
Кондитерская Трамбле (слева), Москва, 1900- ее гг.

В 1867 году пара обвенчалась, а потом у них родился второй сын. Князь переживал, что его любимую считали неравной ему по положению. Поэтому после свадьбы он подарил супруге тридцать тысяч рублей и купил имение в Воронежской губернии, куда молодожены переехали от осуждения света. Долгие годы это был вполне счастливый брак. Ольга родила князю 7 детей: трех сыновей и четырех дочерей. Последний ребенок пары появился на свет в 1876 году. Шло время, и постепенно семейная идиллия закончилась.

Князь обожал своих детей и проводил с ними много времени. Старшие дети подросли и нуждались в обучении. Поэтому Григорий нанял для них домашнего преподавателя, как это было принято в аристократических семьях. Им стал немец по происхождению Эрих Шмидт. И тут заскучавшая от семейной жизни кокетка Оленька обратила внимание на молодого гувернёра. Княгине тогда было 36 лет, и она влюбилась в воспитателя без памяти. Не ясно, чем он ее взял: то ли был так пригож собой, то ли чем-то еще. Но влюбленная женщина даже и не подумала скрывать свое увлечение, поэтому вскоре вся дворня, и даже дети знали об их романе. Последним, как обычно, узнал обо всем обманутый муж.

Осенью 1880 года князь повез старшего сына в Санкт-Петербург для устройства его в гимназию. В столице Грузинский провел полгода, потому что он сильно простудился и заболел горячкой. Болезнь несколько раз возвращалась, и жизнь князя висела на волоске. Наконец врачи отчаялись излечить его и призвали его семью приехать проститься с ним. Весной 1881 года в город прибыла княгиня с детьми и гувернёром. И - о чудо! После их приезда Григорий пошел на поправку.

«Предложение», худ. Кнут Эквалл, 1880-ее гг.
«Предложение», худ. Кнут Эквалл, 1880-ее гг.

В один из вечеров ослабевший князь и обнаружил связь Ольги со Шмидтом. Больной услышал, как они бранятся между собой, причем делают это как как близкие люди. Удивленный князь собрался с силами и пошел посмотреть, что же там происходит, где и застал пару в объятиях друг друга. От увиденной картины Григорий упал в обморок. Так и пролежал князь на холодном полу всю ночь. Ни его дражайшая супруга, ни гувернёр не пришли к нему на помощь, испугавшись, что их застали вдвоем.

Все эти события известны с такими подробностями из последующих допросов князя и свидетелей, а также из речи адвоката Плевако. Князь был так поражен фактом измены, что тут же уволил зарвавшегося гувернёра. Но Григорий любил изменницу, он умолял жену прекратить эти отношения, позорящие его, и жить с ним дальше. Правда, никакие уговоры не помогли. Красавица ушла от мужа к любовнику, оставив 7 детей на воспитание князю.

И здесь Оленька проявила себя. Она потребовала от супруга незамедлительного раздела имущества, а также забрала деньги, которые князь подарил ей. Довольные любовники опрометчиво поселились рядом с усадьбой князя, в доме, который был построен на его деньги в слободе Овчарня. Не больше километра было расстояние от их дома до имения князя. Непонятно, на что надеялся мягкосердечный князь, дав денег на постройку жилища. Может быть, он все же верил, что жена одумается и вернется в лоно семьи.

«Семейный портрет в интерьере», неизвестный худ., 1840-е гг.
«Семейный портрет в интерьере», неизвестный худ., 1840-е гг.

Ольга назначила Шмидта своим управляющим. Она жила с ним, как с мужем, не скрываясь от слуг и ничего не стыдясь. Шокированная общественность обсуждала смелое поведение княгини и за глаза смеялась над добротой князя. В один из приездов домой Ольга забрала с собой дочерей: 8-летнюю Тамару и 9-летнюю Лизу. А князь ничего не смог ей возразить.

После чего Ольга стала деловито настаивать, чтобы Григорий выделил ей еще ежемесячно деньги на содержание двух детей. Но здесь князь все же разозлился и отказал супруге. В отместку Шмидт стал настраивать девочек против отца и не разрешал князю видеться с ними. Естественно, что для гувернёра девочки были средством воздействия на князя.

Историю любовного треугольника обсуждали во всех домах Воронежской губернии, а ситуация тем временем накалялась. В октябре 1882 года князь выяснил, что его супруга уехала куда-то, оставив детей со Шмидтом. Князь был поражен, что Ольга оставила малолетних дочерей на попечение любовника, и решил забрать девочек. Он отправил за ними карету в Овчарню. Сначала Шмидт отказывался отпускать княжон, но потом все же разрешил им поехать к отцу. Правда, отправил он их в чем есть, не разрешив девочкам взять с собой сменную одежду. С этой мелочи все и началось...

Князь послал несколько записок к Шмидту, чтобы он отправил со слугой одежду и белье для девочек. Но гувернёр цинично потребовал от князя 300 рублей в залог за платья. По свидетельству очевидцев, после этого Шмидт поджидал князя с заряженным ружьем и сыпал угрозами в его адрес.

«Дама с книгой», неизвестный худ. XIX век
«Дама с книгой», неизвестный худ. XIX век

На следующий день князь с детьми собрался к обедне в церковь. И тут снова встал вопрос, что у двух дочерей нет чистой и нарядной одежды. Тогда князь собрался с духом и поехал за платьями к Шмидту. Когда Грузинский прибыл к Овчарню, там разыгралась безобразная сцена. Дерзкий Шмидт отказался пускать князя на порог, приказав слугам запереть дверь. Мало того, услышав просьбу Григория выдать одежду, гувернер покрыл бывшего хозяина отборной бранью, крича, что это его дом, и если князь сейчас же не уберется, то он будет стрелять.

И тут князь пришел в настоящую ярость, какой-то амок нашел на него!Возможно, потому, что он слишком долго терпел. Взбешенный издевательствами, Грузинский разъярился и выбил стекло в окне. Ворвавшись в дом, он увидел ненавистного Шмидта и выстрелил в него из пистолета, который князь всегда носил с собой. Но ранение было легким, поэтому Шмидт убежал, а князь побежал за ним и снова выстрелил.

Далее последовало разбирательство и суд, на который собралось множество народа. Защищал князя гениальный адвокат Федор Плевако, который славился ораторским искусством. Дело знатного аристократа вызвало широкий резонанс, особенно в высшем свете. Тем более что сначала оно было квалифицировано как умышленное убийство. Но по итогам рассмотрения уголовного дела и блестящей речи Плевако в защиту князя он был оправдан. Вердикт присяжных гласил, что убийство Грузинский совершил в состоянии умоисступления.

Светлейший князь Григорий Ильич Грузинский (Багратион-Грузинский)
Светлейший князь Григорий Ильич Грузинский (Багратион-Грузинский)
«Он (Грузинский) на глазах любопытных, которые разнесут весть по всей окрестности, стоит посмешищем зазнавшегося приживалки и тщетно просит должного. На земле, его трудом приобретенной, у дома его жены и матери детей его, чужой человек, завладевший его добром и его честью, костит его. В затылок его устремлены насмешливые взоры собравшихся, и жгут его, и не дают голове его силы повернуться назад. Куда идти. Домой. А там его спросят эти ужасные, милые, насмешливо-ласковые детские голоса: а где же белье. Что, папа, бука-то, знать, сильнее тебя, не смеешь взять у него наших рубашек…
Шмидт – орудие, но он был бы бессилен, если бы не слился воедино с женой его. А она. Что он ей сделал. За что. Не за то ли, что так горячо и беззаветно полюбил ее и пренебрег для нее и просьбой матери и своим положением. Не за то ли, что дал ей имя и власть. Не за то ли, что готов был прощать ей вины, простить которые из ста мужей не решатся девяносто девять. А чем мстят. Отняли у него добро, – он молча уступил. Отняли честь, – он страдал про себя. Он уступил человеку жену, когда она, изменив ему, предпочла ему другого…», - отрывок из речи Плевако на суде, сентябрь 1883 года.

После суда князь развелся с неверной супругой, а дети остались на его попечении. Больше в брак Грузинский никогда не вступал, полностью посвятив себя воспитанию детей. Дальнейшая судьба ветреной Ольги неизвестна. Она умерла в 1902 году, пережив бывшего мужа. Князь Григорий же скончался в 1899 году в возрасте 66 лет. Как писал Островский, и самого кроткого человека можно довести до бешенства...

С вами Марина Берёзина, подписывайтесь на мой канал! Благодарю вас за лайки 👍