Сегодня мы вспомним о духовном подвиге святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829-1909) длиною во всю его жизнь.
1. Чудеса в годы детства и юности
Иоанн Ильич Сергиев родился в 1829 г. в одном из сел Архангельской губернии в семье бедного священника. Ребенок был так слаб, что родители поспешили сразу же окрестить его, что неожиданно быстро улучшило состояние младенца. Это было самое первое чудо в жизни будущего святителя, а для его благочестивых родителей - верный знак свыше: в их cемье по линии отца в течение целых 350-ти лет мужчины становились священнослужителями. Детство мальчика шло в крайней нужде, и уже тогда он познал недетские трудности, скорби. Иоанн рос чувствительным, немного замкнутым и очень милосердным.
Отец всегда брал его с собой в церковь, рано стал учить читать. К сожалению, учение давалось трудно, мальчик страдал. Видя, что чтение недоступно ему, как-то раз, упав в слезах на колени, он долго и горячо стал молиться. Вдруг - и это было новое чудо - на ребенка снизошло состояние полной и отчетливой ясности всего. Буквы словно сами вызывали их легкое прочтение. С тех поры, учась в Архангельске сначала в приходском училище, потом в духовной семинарии и в Петербургской Духовной академии на казенном счету, Иоанн неизменно был первым учеником. В своем дневнике он зафиксировал, что несколько раз удостаивался посещений Пресвятой Богородицы.
2. Чудо с ангелом-хранителем и вещий сон
Будучи отроком, однажды Иоанн увидел в пустой комнате луч света. В нем проявилась дивная фигура Ангела, который назвал себя ангелом-хранителем мальчика. Таких встреч будущий праведник удостаивался неоднократно.
Еще учась в Духовной академии, Иоанн мечтал после ее окончания стать духовным миссионером в дальних странах. Однажды ему приснилось, что в каком-то храме, при огромном стечении народа, он проводит службу. Потом сон забылся. По окончании академии со званием кандидата богословия Иоанну поступило предложение принять сан священства, вступив в брак с дочерью протоиерея кронштадтского Андреевского собора, и служить в нем. После раздумий предложение было принято.
Впервые войдя в собор, молодой человек был потрясен, что очутился именно там, где уже "побывал" в своем сне. Кронштадт в те годы не был завидным для жизни, т.к.служил местом административной высылки криминальных лиц из столицы. Иоанн понял, что работы здесь не меньше, чем в дальних странах: в городе жило много опустившихся людей, царили законы преступников, безверие. Горожане чурались и презирали ссыльных, те же нравственно погибали. Вот к ним и пошел новый священник в первую очередь.
3. Чудеса преображения падших
Пьяный мужчина шел к своей лачуге с голодными детьми и заплаканной женой. Откуда-то рядом появился незнакомец. Он пристально смотрел на бродягу, и глаза его были такими голубыми, словно небо. Пьянице стало не по себе, а незнакомец вдруг заговорил с ним. Спросил, почему и зачем он пьет? Неземной свет его голубых глаз так проникал прямо в душу, что пьяница мгновенно протрезвел. Разговор не был длинным, но произошло чудо: с этого момента полностью опустившийся человек спасся, вообще бросив пить...
Аналогичная история произошла и с другим завсегдатаем кабака. Войдя в пьяном виде в свой нищий дом, он увидел странного гостя, на руках которого сидел его малыш-сынишка и внимательно его слушал. Слушала гостя и жена. Пьяница ринулся было в драку, но и тут был остановлен взглядом голубых глаз -- словно на него смотрело само небо! Финал был аналогичным: страсть к выпивке была полностью утрачена, человек стал хорошим семьянином.
С первых же дней работы в городе Иоанн массово посещал семьи, живущие в трущобах, для помощи. При необходимости оставался на 3-4 часа, молясь, утешая, ухаживая за больными, помогая финансово, но мог и переходить из дома в дом. Все деньги и то, что было, он раздавал, включая свои сапоги, жестоко нуждающимся и приходил домой босым.
4. Чудеса исцеления
В просьбах помолиться за кого-либо о.Иоанн никогда не отказывал. Как-то его попросили помолиться о болящем, и батюшка почти начал молитву о передаче больного в руки Божии во исполнение Его воли. Но вдруг перед глазами святого встал образ когда-то хорошо знакомой верующей, к тому дню уже ушедшей из жизни. Она настоятельно просила молиться о выздоровлении этого человека! Отец Иоанн удивился и заколебался, но просьба повторилась трижды. Тогда он вознес молитву о выздоровлении, и больной выздоровел.
После этого случая святой исцелял как молитвами, так и наложением рук, очно и заочно, соотечественников и людей иной веры. Запротоколированы лишь несколько случаев исцеления парализованной и бесноватой женщин, лежачего больного татарина и др. Но чаще документирования не производилось, а исцеление происходило при большом скоплении свидетелей. Известен случай внутриутробной гибели плода у беременной женщины, которая тоже была близка к гибели без операции. Святой резко повернул ситуацию, внутриутробно воскресив плод и обеззаразив больную. Также его приглашали к умирающему императору Александру III в Ливадию.
Когда в Андреевском соборе шла служба, отцу Иоанну прямо в алтарь доставляли кипы писем и телеграмм из разных уголков страны с просьбой о молитвенной помощи, и он сразу осуществлял ее. Почта города, не справляясь с огромным наплывом корреспонденции, была вынуждена открыть именно для батюшки специальное отделение.
5. Чудеса служения
Несмотря на огромную известность и славу, о.Иоанн постоянно жил в аскезе, как монах. Вставал он в 3 часа утра, готовился к Божественной литургии. Из дома выходил перед 4-мя часами к заутрене. У собора уже стояла людская толпа, ожидая благословения, и нищие, которым им раздавалась милостыня.
Андреевский собор вмещал 5 тысяч человек и всегда был переполнен. Перед литургией шла исповедь, за ней причастие. Желающих было так много, что для причащения священники выносили сразу несколько чаш и причащали одновременно несколько очередей. Длиться это могло более двух часов. При гигантском скоплении народа литургия раньше полудня не заканчивалась.
После ее окончания о.Иоанн уезжал в Петербург, где посещал множество больных по вызову. Домой успевал возвращался лишь к полуночи, чтобы назавтра снова встать в три часа утра. Как при этой нагрузке он мог 53 года изо дня в день продолжать свой подвиг? Чудеса его самоотверженного служения обычному уму неподвластны.
6. Чудеса благотворительности
К своей славе о. Иоанн относился мудро. К нему сразу стали стекаться большие пожертвования, которые могли сделать его богатейшим человеком. Биографы святого указывают, что назвать истинные цифры подношений было просто невозможно, т.к. он тут же раздавал их, но в среднем выходила фантастическая для того времени сумма в миллион годовых. Раздавая деньги до копейки, праведник вскоре понял, что это никак не искореняет проблем.
В тот период государственной программы благотворительности на законодательном уровне не существовало, ее осуществляли исключительно частные лица. Иоанн Кронштадтский встал на этот путь. Он ежегодно жертвовал на нужды бедных в обществе "Синий крест". В родном селе Сура на средства от него были построены большой храм, сельская школа, приют для детей, лесопилка, женский монастырь св.Иоанна Рыльского; церковному сельскому братству Суры он подарил пароход "Святой Николай Чудотворец".
В Петербурге на выделенные им средства был построен женский мрнастырь на реке Карповке; в столице же было создано подворье Леушинского монастыря на Бассейной улице. Женские монастыри были созданы в Псковской, Ярославской губерниях и в русской Польше. Главный вклад от него исходил на постройку или обновление практически всех церквей России.
Через местную газету о.Иоанн обратился с воззванием к жителям города о создании общества о попечении бедных, что было подхвачено и людьми разных слоев населения, и городской Думой. В 1882 г. в Кронштадте был открыт Дом трудолюбия. Основой его послужили сначала 2 мастерские - пеньковая и картузная, где труд считался легким. Потом на этой базе были открыты просветительные учреждения: бесплатная начальная школа на 300 детей; мастерская по обучению работе по дереву на 60 детей; сапожная мастерская; швейная мастерская на 50 девочек; класс рисования (бесплатный для 30-ти человек); зоологическая музейная экспозиция; класс военной гимнастики; детская библиотека (3 тыс.томов).
Для взрослых в Доме трудолюбия была открыта воскресная школа с группами по уровню грамотности; лекторий с религиозно -культурной тематикой; бесплатная народная читальня; богадельня для бедных женщин; ночлежный дом; бесплатная медицинская амбулатория, врачебная помощь; народная столовая на 400-800 обедов ежедневно. О нуждающихся собирались сведения, и этим людям оказывалась материальная помощь в виде пособий деньгами или вещами. В 1891 г., когда в город стали стекаться огромные массы паломников, был выстроен еще один странноприимный дом с бесплатным и платным отделениями.
Такая организация благотворительной социальной деятельности в ту пору являлась совершенно инновационной. В то же время она сплачивала народные массы в едином порыве милосердия как общем и важном деле, без классовых антагонизмов. Для о.Иоанна же благотворительная деятельность не прекращалась до его последнего земного дня, дата которого была открыта ему заранее.