Найти тему

Между ненавистью и жалостью. Психологический разбор сериала "Олененок"

Оглавление

Кажется, что все просто в этом сериале: молодого человека преследует жуткая женщина – сталкер. А может это встретились два одиночества, двое несчастных человека и держат друг друга, чтобы не упасть?

"Олененок" сериал 2024г. Режиссеры: Вероника Тофильская, Жозефин Борнебуш. Сценарист: Ричард Гэдд

Зачем Марте нужен был в детстве олененок?

Марта, главная героиня сериала, в детстве имела мягкую игрушку - олененка, который ей очень был нужен.

Когда ребенок еще младенец, ему необходимо, чтобы рядом была мать. Ему нужно чтобы она принадлежала ему, так как он психологически от нее не отделился. Он впитывает любовь и заботу матери. Постепенно в его психике формируется его внутренняя любящая часть (внутренний любящий объект). В какой-то момент ребенок уже некоторое время может быть без матери, но ему нужен еще предмет, который будет напоминать ему о любящей матери. Чаще всего – это мягкая игрушка. Ребенок с ней спит, играет, прижимает ее, когда неуютно… Через какое-то время и в игрушке уже нет надобности. Ребенок любовь и тепло ощущает внутри своей психики. Любящая мать становится его внутренней любящей матерью. Это истоки любви к себе. Внутренний любящий родитель во взрослом состоянии обеспечивает постоянное внутреннее состояние, что я любим и нужен. Внешние подтверждения любви приятны и нужно, но не обязательны.

Для Марты мягкая игрушка олененок, скорее всего, не переходный объект, а образ того, чего не было. Предмет, заменяющий родительскую любовь. Так она спасалась от равнодушия и жестокости своих реальных родителей. Ей, маленькой девочке, нужен был кто-то внешний, который бы сохранял видимость любви и тем поддерживал ее в жизни. Это фантазия о любви, детская иллюзия о ее наличие. Так как реальной любви от родителей Марта не чувствовала, то олененок так и остался внешним объектом.

Любовь не поселилась в душе Марты. Исходя из этого ей нужен кто-то внешний, кто бы ее любил. Образ олененка она пытается проецировать на реальных людей и проваливается в иллюзию, что ее любят. Она задыхается от нехватки любви. Эта иллюзия для нее очень важна, так как она спасает Марту о окончательного сползанию в психоз, когда злость и ненависть захватит ее психику полностью. Она тщательно охраняет свою иллюзию от вмешательства внешнего реального мира. Она изобретательно обходит все логические доводы и факты. Важно, что с интеллектом у нее все нормально, ведь у нее диплом по праву с отличием. При любом столкновении с реальностью она приходит в бешенство и неконтролируемая агрессия вырывается с огромной силой. Но как маленький ребенок, она снова возвращается к объекту своей любви, потому что слепая потребность в любви ей необходима как маленькому ребенку.

-2

Почему Марта проецирует своего олененка на Донни?

Донни дает Марте надежду. Он при знакомстве не разрушает ее иллюзию. Проявляя к ней жалость и заботу, тем самым дает шанс быть ее иллюзии. Он не говорит ей жесткое «нет», чем сильно возбуждает ее фантазию. Своего олененка она помещает помещает в Донни. Он становится ее любящим и заботящимся о ней объектом. Процесс запустился, надежда нашла предмет приложения, жизнь заиграла красками. Она не видит в нем опасность, как видела в своих родителях. Он мягкий и беззащитный как олененок.

То, что Марта чувствует к Донни, по большому счету не имеет отношения к взрослой сексуальности. Ей нужно, чтобы он принадлежал ей, стал ее частью. Как младенец требует, чтобы ему принадлежала мать. Она жаждет безусловной любви.

-3

Почему Донни не успокаивается, а начинает тревожиться еще больше, когда Марта перестает преследовать?

Это интересный вопрос. А еще Донни признается, что когда он встретил Марту, он почувствовал облегчение.

Все это становится понятным, когда мы узнаем, что перед встречей с Мартой, Донни пережил травматические события. Эти события породили в душе главного героя гремучую смесь переживаний: разочарование, отчаяние, злость, ненависть, ярость, безысходность… Очень сильные агрессивные чувства к насильнику он пытается прожить уничтожая его в своем воображении. Но в этой гремучей смеси чувств много вины и стыда. Они не позволяют ему рассказать кому-то о своей травме. Весь ужас произошедшего он держит в себе. Чувства вины и стыда («я это сам позволил, я ничтожный, если позволил, я мог прекратить это…) рождают огромную ненависть к себе. А с другой стороны огромную жалость к себе. Он чувствует себя ребенком, которого обманули и использовали. Ненависть и жалость сжигают его изнутри и требуют проживания. И тут появляется Марта!

Марта дает возможность Донни проживать ненависть и жалость. При этом оборачивать их не на себя, а на Марту. Ему становится легче.

Он сознательно ее отталкивает, а бессознательно притягивает. Она его интересует. Она нужна его психике. Ведь именно она вынуждает его признаться всему миру о своей травме. Он выплескивает наконец из себя эту гремучую смесь своих переживаний. Марта заставляет его признаться родителям о своей травме и обрести поддержку.

-4

Что сближает Марту и Донни?

Марте и Донни нужен кто-то внешний. Тот, кто будет поддерживать в трудной реальной жизни. Им необходимо, чтобы их увидели и признали. Марта хочет через заботу о ней, Донни через успех. В принципе, они хотят, чтобы их любили: любил мужчина или любила публика. Они дети в жестоком мире взрослых.

Почему Донни интересуется Мартой после суда?

После суда, когда ее изолировали от него, он не отпускает ее. Он погружается в понимание ее поступков, в прояснение ее мотивации. На самом деле он пытается понять себя, разгадать устройство своей души. Он соприкасается со своими переживаниями, они теперь они его не обжигают.

Он находит свою рукопись и понимает, что Дэрриен О'Коннор видел в нем не только безвольного мальчика для использования, но и талантливого человека. Он встречается со своим насильником и выдерживает свой страх. Он взрослеет.

-5

В конце фильма Донни плачет, слушая сообщение Марты. Он примиряется с собой. Его угощает бармен. Все повторилось, но теперь на месте Марты он. Может теперь его очередь стать сталкером? Или принять реальность во всей ее жестокости и продолжать жить отвечая благодарностью, когда тебя угощают?