На старте нового летнего сезона туризма и дальних путешествий многие, в том числе, задаются вопросом поиска машины для путешествий по бездорожью.
Сегодня поговорим о критериях выбора таких машин – обсудим некоторые ключевые моменты и для тех, кто уже знает, с чего начать, и для тех, кто только собирается погрузиться в мир самых проходимых внедорожников.
Как выбрать самый проходимый внедорожник
Выбор самых проходимых внедорожников – непростая задача. Чтобы найти лучший внедорожник для путешествий, нужно учесть множество факторов. Особенно в те места, которые к путешествиям вроде как и не располагают. Для негостеприимной тундры, заросших бурьяном лесов и песчаных степей нужен особый автомобиль, еще и «допиленный напильником» под конкретные цели.
На самом базовом уровне внедорожник должен соответствовать следующим критериям отбора:
- Высокий клиренс. Удаленность от земли днища и связанных с ним узлов автомобиля обеспечивает большую проходимость по бездорожью и позволяет машине преодолевать препятствия, которые могут быть непреодолимы для машин с низким клиренсом. Последние, например, оставят глушитель на первой же торчащей коряге или погнут об нее рычаги подвески.
- Резина. Ее резоннее бы поставить даже на первое место, так как неудачный выбор шин может умножить на ноль все остальные характеристики автомобиля. Каким бы полноприводным и высоким он ни был, за покрытие цепляется именно резина. И чем агрессивнее будет рисунок ее протектора, чем основательнее будут грунтозацепы, тем дальше можно уехать, выбрасывая комья глины из-под колес.
- «Полнота» привода. На двух ведущих осях можно заехать дальше, выше, чем с одной ведущей. И тут предпочтение лучше отдавать более кондовым механическим решениям. Ведь за подключение передней оси может отвечать, например, система part-time – полностью механическая и долговечная. А может электромагнитная муфта – узел куда менее предпочтительный, склонный к перегревам и вряд ли приспособленный к высокой болотной влажности. И в этом смысле «УАЗ Патриот» стократ предпочтительнее какого-нибудь «Фольксваген Туарег» – машины тоже проходимой, но куда более навороченной и хрупкой.
- Тяговитый мотор. Ключевой момент не мощность, а способность двигателя обеспечить достаточную тягу для преодоления сложных участков маршрута. Поэтому смотрите на величину крутящего момента, которого много не бывает.
- Дополнительное оборудование. Последний и «ненадежный» момент, потому что однозначно сказать, что нужно, не получится, ведь потребности водителей индивидуальны. Кому-то нужен шноркель для преодоления глубоких водных преград, кому-то – лебедка, чтобы вытягивать машину из глиняной трясины, кому-то – и то, и другое. Комплектация внедорожника в каждом конкретном случае своя и зависит от тех условий, в которых преимущественно будет обитать автомобиль.
В последнем критерии кроется подвох. Установка большинства дополнительного оборудования должна быть согласована и зафиксирована с регулирующими органами. В нашем случае это ГИБДД.
Также читайте: Такой ли он премиальный? Обзор Genesis G70
Как купить внедорожник и поставить его на учет в ГИБДД
Установка несогласованного оборудования считается внесением изменений в конструкцию ТС. Если такой факт вскроется уже в МРЭО при перерегистрации автомобиля на нового собственника (вас), перерегистрация не состоится – на учет с несогласованным оборудованием не встать.
Обезопасить сделку вам поможет проверка авто по вин или госномеру через специальный онлайн-сервис. Я для этих целей использую «Автокод». Он показывает, меняли ли конструкцию автомобиля. Если данные не отображаются, а оборудование на машине есть, значит, владелец не регистрировал изменения в конструкции.
Помимо этого, в отчете «Автокода» отображаются запреты, штрафы ГИБДД, ДТП, залог, наличие страховки ОСАГО, использование в такси, скрутка пробега и другая информация.
Давайте пробьем для примера этот автомобиль – живую внедорожную классику – четырехлитровый «Тойота Ленд Крузер Прадо».
Изменения в конструкции в отчете не отобразились.
Но выявились другие проблемы.
Во-первых, расходятся показания по пробегу – возможно, имеет место факт скрутки.
Во-вторых, есть пара ДТП в истории и как минимум в одном случае — серьезные повреждения задней части.
И, наконец, третья проблема – дубликат ПТС. «Тойоты», как вы знаете, известны своим интересом со стороны угонщиков. Отсутствие оригинальных документов может указывать на криминальную биографию автомобиля. В данном случае дубликат выдан из-за отсутствия мест в оригинальном техпаспорте.
Также читайте: Вечная классика! Почему стоит купить «Тойоту Короллу» в 120 кузове
Лучший внедорожник для путешествий: самые проходимые машины
Из того, что есть на рынке прямо сейчас и что еще не особо древнее, – несколько вариантов преимущественно из Азии. Видимо, в Европе формат «самые проходимые машины по бездорожьям» не особо востребован.
Вот мой рейтинг самых проходимых машин, доступных прямо сейчас на вторичке, составленный на основе вышеупомянутых критериев.
Важно! Цены актуальны на момент написания материала.
BAIC BJ40
- Цены: 1 900 000 – 4 700 000 рублей
- Мотор: бензин, 2,0 литра, 218 л. с., 380 Н*м
- Привод: полный
- Клиренс: 21 см
BAIC BJ40 – это рамный внедорожник, который довольно быстро получил определенное признание на российском авторынке. У автомобиля мощная и грубая эстетика, почти точь-в-точь копирующая культовый Jeep Wrangler. Но вряд ли это плохо: Wrangler – икона в мире внедорожников, а если подражать, то лучшим.
Куда важнее, что у BAIC BJ40 мощный и тяговитый двигатель, которого хватает и на магистрали, и там, где о существовании магистралей и не слышали вовсе.
Проходимость на хорошей резине тоже вполне на уровне лучших образцов формата offroad:
- короткие свесы;
- хорошая геометрия;
- плоское днище;
- понижающий ряд в трансмиссии;
- прочная рама как основа всей конструкции.
При этом там еще и пять полноценных мест в салоне, и полноценный багажник, что с минимумом оговорок позволяет смотреть на BJ40 как на лучший внедорожник для путешествий.
Также читайте: Какие автомобили угоняют в России: список мест и машин
TANK 300
- Цены: 2 000 000 – 6 000 000 рублей
- Мотор: бензин, 2,0 литра, 227 л. с., 387 Н*м
- Привод: полный
- Клиренс: 22 см
«Танк 300» – еще один внезапных хитов из Поднебесной: проходимый автомобиль старой школы, с рамой и мостами, который «из коробки» (но на правильной резине) способен заехать так далеко, что за трактором на подмогу и не добежишь.
При этом трехсотый «Тэнк» (маркетологи настаивают на таком произношении) изо всех сил старается быть не только утилитарной машиной для путешествий по бездорожью, но и удобным в быту автомобилем. У него есть беспроводная зарядка, медиасистема с огромным экраном, обогревы, системы безопасности и близкая к шикарной отделка салона, которую даже жалко пачкать грязными сапогами-«болотниками».
Также читайте: Какую женскую машину купить: топ-5 лучших моделей
Suzuki Jimny III
- Цены на вторичке: 650 000 – 2 000 000 рублей
- Мотор: бензин/дизель, 0,7-1,3 литра, 64-85 л. с., 103-110 Н*м
- Привод: полный
- Клиренс: 19 см
«Сузуки Джимни» в любом поколении – внедорожная классика и первейший кандидат на покупку машины для путешествий по бездорожью. Но разница по технике между III и IV поколением настолько ничтожна, что модно смелее брать более старый экземпляр, но куда дешевле нового.
У машины низкая масса и «квадратные» габариты, что делает его пригодным для эксплуатации в самых тесных и непроходимых лесах. Он вообще по своей «всепролазности» близок даже не к внедорожникам, а к квадроциклам.
Но и обратная сторона медали тоже есть. При таких скромных габаритах он очень хорош по проходимости, но ни большой компанией, ни с каким-никаким багажом на нем никуда не уехать. Только налегке и максимум с парой спутников.
Также читайте: Китайские седаны в России: рейтинг лучших моделей
«УАЗ Пикап»
- Цены на вторичке: 650 000 – 2 000 000 рублей
- Мотор: бензин, 2,7 литра, 135-150 л. с., 217-235 Н*м
- Привод: полный
- Клиренс: 21 см
Как «УАЗ Патриот», только пикап. Во многих сценариях путешествий за пределами твердых дорог такой форм-фактор предпочтительнее. Например, если путешествие связано с охотой-рыбалкой, то туши рыб и лосей лучше держать подальше от салона – оно как-то гигиеничнее, что ли.
Да и вообще грузовая платформа «УАЗ Пикап» метр на метр в дальних странствиях лишней не будет: багажа, инструмента, оборудования, туристического снаряжения на такую платформу поместится явно больше, чем в багажник пусть и внедорожника, но в основе своей обычной легковушки.
Также читайте: Еле едут: 5 самых медленных машин в мире
LADA Niva Travel
- Цены на вторичке: 949 000 – 1 700 000 рублей
- Мотор: бензин, 1,7 литра, 80 л. с., 127 Н*м
- Привод: полный
- Клиренс: 22 см
LADA Niva Travel – один из самых очевидных вариантов вообще, без которого не может обойтись ни один список в жанре «самые проходимые внедорожники». Конструкция зарекомендовала себя годами эксплуатации, индустрия допоборудования просто бескрайняя.
Из Niva Travel как заготовки можно слепить вездеход вообще под любые случаи – от путешествий в Заполярье до машины для форсирования болот. Плюс, машина крайне распространенная, и в случае чего найти на нее расходники, запчасти и толкового знающего мастера можно буквально в любом регионе. При этом ехать можно компанией и с багажом: места для тех и для другого хватит. Тесно, правда, будет, но сам факт.
Ранее я рассказывал про лучшие внедорожники «Тойота». Это рейтинг лучших машин, доступных на российской вторичке. Также публиковал пост про американские внедорожники на российском рынке. В статье предложил пять вариантов лучших огромных джипов. А еще на моем ютуб-канале вышел ролик про Geely Coolray. Я выяснял, можно ли покупать этот автомобиль с пробегом или брать только новым.
Если вам интересны какие-то конкретные темы, предлагайте их в комментариях.