Российский рынок спецтехники является ключевым сегментом индустрии, влияющим на различные отрасли экономики страны.
В целом, не смотря на некоторую изолированность, связанную с санкциями, российский рынок остаётся подвержен мировыми тенденциям. Анализ продаж спецтехники, представленный Ассоциацией европейского бизнеса, показывает, что несмотря на некоторые колебания, последние годы, мировой рынок демонстрирует устойчивый рост, особенно в сегментах гусеничных экскаваторов и экскаваторов-погрузчиков. Это свидетельствует о восстановлении после периодов замедления и может сигнализировать о дальнейшем увеличении мировых цен. В первом квартале 2024 года на мировом рынке наблюдалась активная модернизацию парка спецтехники и повышенный интерес к электрическим моделям. Это не только следствие стремления к повышению эффективности, но и отражение глобальных тенденций к устойчивому развитию и экологической ответственности.
Исследования РБК “Российский рынок спецтехники: комплексный анализ и прогноз” показали, что в 2023 году отмечен рост производства спецтехники, что повлияло на цены как на новую, так и на подержанную технику. Так, по данным платформы «Авито Спецтехника», в начале 2024 года наблюдался устойчивый рост цен на подержанную спецтехнику. Например, средняя стоимость грузовика в начале 2024 года составила 3 150 000 рублей, что на 26% выше, чем в конце 2023 года.
Начавшийся в марте 2024 года сезон реализации инфраструктурных проектов и строительства дорог поддерживает спрос на дорожно-строительную (ДСТ) и спецтехнику. В первом квартале российские заводы нарастили продажи в этом сегменте на 9,2%, до 18,8 млрд руб. Во многих сегментах лидируют машины из Китая, но лизингодатели говорят о растущей конкуренции для брендов из КНР со стороны локальных игроков.
По данным «Росспецмаша», российское производство показало рост : на 13% увеличились отгрузки бульдозеров, на 3% — краны-манипуляторы, на 32% — экскаваторы-погрузчики, на 23% — краны-трубоукладчики и на 20% — катки. В первом квартале 2023 года продажи в трех последних сегментах снижались. В январе—марте 2024 года заметнее всего — на 71% — сократились отгрузки экскаваторов, которые активно росли годом ранее. Кроме того, на 6% снизились продажи погрузчиков и на 3% — автогрейдеров. Инициативу в поставках данной техники твёрдо удерживают китайские производители.
Импорт доминирует в ряде ключевых сегментов. В поставках экскаваторов, дорожных катков, фронтальных и телескопических погрузчиков российские заводы занимают 3–10%, а лидируют китайские бренды.
Эффект масштаба производства в КНР и господдержка экспорта позволяют китайским производителям предлагать потребителю более низкие цены.
У «Газпромбанк Лизинга» в первом квартале на марки из КНР пришлось более 60% продаж из свыше 4 тыс. единиц ДСТ. В продажах «Газпромбанк Лизинга» превалируют погрузчики и экскаваторы, говорит директор департамента по развитию бизнеса компании Вячеслав Михайлов. «Обороты набирает не только техника из Китая, но и российского и белорусского производства — за счет вывода новых моделей на рынок»,— указывает топ-менеджер. По словам Михайлова, усиление конкуренции вынудит китайских производителей улучшать возможности сервиса, поставок запчастей и предлагать более выгодные условия сделок.
Рост сегмента лизинга ДСТ на 23% в первом квартале в «Газпромбанк Лизинге» объясняют стартом сезона дорожно-строительных работ в конце квартала. После роста продаж специализированной техники в 2023 году на 50% год к году Вячеслав Михайлов ожидает устойчивого развития рынка. Как отмечает топ-менеджер, по утвержденному в начале года плану правительства РФ в ближайшие пять лет планируется построить и реконструировать более 3 тыс. км дорожного полотна, что поддержит спрос на ДСТ. Но возможные скачки спроса будут определяться размером ключевой ставки, предупреждает господин Михайлов. У «ВТБ Лизинга», говорит гендиректор компании Антон Мусатов, продажи спецтехники в первом квартале выросли на 63%. Во втором квартале он ждет замедления темпов роста в сегменте до 10–15%.
Коммерческий директор «Флит Финанс» Алексей Любецкий указывает, что рынок ДСТ в целом входит в стадию насыщения, дефицитных позиций спецтехники практически нет, а у многих поставщиков склады перегружены.
В то же время сохраняется деловая активность и спрос на спецтехнику для угледобывающих предприятий, компаний по добыче драгоценных металлов, а также компаний, обслуживающих нефтегазовый сектор, перечисляет господин Любецкий. В сегменте лесозаготовительной техники, добавляет он, после ощутимого спада последних двух лет «чувствуется существенное оживление», что может быть связано с ростом объемов переработки древесины для внутреннего рынка и наращиванием экспорта в Китай и Центральную Азию.
Дмитрий Бабанский из «SBS Consulting» ожидает дальнейшего роста рынка, называя результаты первого квартала не самыми удачными. «Или ЦБ снизит ставку, или рынок свыкнется с ценами»,— констатирует он. По словам эксперта, хотя госстройки будут основным драйвером роста спроса, продажи спецтехники будет поддерживать и добыча твердых полезных ископаемых.
Подводя итоги, отметим, что рост цен она спецтехнику обусловлен рядом факторов.
Экономические факторы: Экономическая нестабильность, вызванная глобальными и региональными кризисами, оказала существенное влияние на стоимость техники. Изменения валютных курсов, особенно колебания стоимости рубля по отношению к доллару и евро, привели к увеличению цен на импортируемое оборудование. Кроме того, инфляция, повышение стоимости материалов и затрат на производство также способствовали росту цен.
Политические факторы: Политическая обстановка, включая торговые ограничения и санкции, наложенные на Россию, привела к сокращению поставок и увеличению цен на некоторые виды навесного оборудования. Это также привело к уходу с рынка некоторых крупных поставщиков, что уменьшило конкуренцию и способствовало повышению цен. В последнее время на повестку дня выходят и проблемы банковского сектора. Китайские и турецкие банки, чтобы не попасть под санкции, отказываются от сотрудничества с российскими компаниями. Банковский сектор, занимающийся переводами, становится уже, что неизменно ведёт к повышению накладных расходов для российских поставщиков спецтехники. Кроме того, неуклонная политика правительства в области поддержки российского производителя, за счёт повышения утилизационного сбора, привела к значительному повышению цен на импортную технику.
Технологические факторы: Современные технологии и инновации привели к появлению более эффективных и многофункциональных устройств. Новые модели техники, которые обеспечивают более высокую производительность и энергоэффективность, часто имеют более высокую стоимость. Однако, несмотря на наблюдается общее увеличение цен на спецтехнику, что в значительной степени связано с ростом стоимости комплектующих и услуг по техническому обслуживанию первоначально высокую цену, они могут снижать эксплуатационные расходы в долгосрочной перспективе.
Основываясь на данных и прогнозах, представленных в обзоре рынка спецтехники в Российской Федерации на 2024 год, мы можем сделать несколько важных выводов относительно дальнейшей динамики цен на спецтехнику в России. Прогнозы указывают на то, что общее увеличение цен сохранится в ближайшем будущем, особенно учитывая влияние инфляционных процессов и увеличение стоимости ресурсов и услуг.
Кроме того, с учетом ожидаемого роста инвестиций в инфраструктурные проекты и модернизацию сельского хозяйства, спрос на спецтехнику сохранится на высоком уровне, что также будет оказывать давление на цены.
В заключение, хочу отметить, что динамика цен на спецтехнику в России остается актуальным и важным аспектом для компаний, занимающихся продажей и обслуживанием данного вида техники. На основе анализа и прогнозов представленных исследований, компания "Партмайн" готовится к динамичному и конкурентному рынку, адаптируя свои стратегии ценообразования и обслуживания, чтобы эффективно удовлетворять потребности клиентов в изменяющейся среде.
Компания «Партмайн» является официальным дилером одного из ведущих китайских производителей спецтехники LGCE. У наших специалистов вы можете получить необходимые консультации по поводу обслуживания и приобретения техники LGCE.
Телефон (бесплатный): 8-800-101-61-84,
WhatsApp, Viber, TG: +7 9631 511-511
e-mail: sale@partmine.ru
https://lgce-rus.ru/
Статью подготовил директор отдела рекламы Мисаревич Э.В. (информация взята из открытых источников)
#СпецтехникаРоссия#ПартмайнАналитика#ЦеныСпецтехника#ПрогнозЦен