Найти тему
TAZMAR

Когда искусственный интеллект заменит человека в гидрографии?

Автор статьи, Доктор Матиас Йонас является генеральным секретарем Международной гидрографической организации (МГО). До этого назначения он занимал должность вице-президента Федерального морского и гидрографического агентства и был национальным гидрографом Германии, отвечая за исследование морей и морскую картографию. Будучи моряком, доктор Йонас участвовал в интегрированной навигации с начала 1990-х годов. В рамках своих текущих обязанностей он также является председателем Гидрографической комиссии по Антарктике.
Автор статьи, Доктор Матиас Йонас является генеральным секретарем Международной гидрографической организации (МГО). До этого назначения он занимал должность вице-президента Федерального морского и гидрографического агентства и был национальным гидрографом Германии, отвечая за исследование морей и морскую картографию. Будучи моряком, доктор Йонас участвовал в интегрированной навигации с начала 1990-х годов. В рамках своих текущих обязанностей он также является председателем Гидрографической комиссии по Антарктике.

Название этой колонки, сформулированное в виде вопроса, намеренно провокационно. Первая реакция тех, кто заинтересован в гидрографии по профессиональным причинам, вероятно, будет «никогда» или «не в течение моей карьеры». Некоторые могут просто сказать: «неправильный вопрос». Если читать в основном не технические СМИ, можно сложить впечатление, что эта технология может дать ответы почти на все вопросы – особенно на те, которые человечество никогда ранее не задавало. Мне это кажется маловероятным, поэтому стоит сначала систематически обсудить возможности и ограничения применения этого нового технологического чуда, чтобы затем оценить его полезность в гидрографии. Думаю, что и вопрос, и возможные ответы сначала нужно прояснить в отношении того, какие области гидрографической деятельности будут затронуты использованием искусственного интеллекта.

Одна из самых умных бесед на эту тему, которую я когда-либо читал, была проведена Ларсом Шиллером, главным редактором журнала Немецкого гидрографического общества, с Александром Райтерером из Fraunhofer IPM. Вы можете скачать полное интервью и перевести его с помощью программного обеспечения на базе ИИ или ознакомиться с моей краткой интерпретацией здесь. Одно из ключевых заявлений Александра Райтерера для понимания возможностей ИИ следующее:

ИИ обучается для выполнения конкретной задачи человеком. Это очень сложный процесс, в котором используются алгоритмы, позволяющие самообучаться. Для определенных задач машина явно превосходит человека после этого процесса обучения. Например, в очень длительных и сложных задачах распознавания образов, связанных с огромным количеством данных и параметров, возможности ИИ могут быть огромными с сегодняшней вычислительной мощностью. Мы не можем расширять и модернизировать человеческий мозг по своему усмотрению. И: ИИ не устает. Он может надежно выполнять очень трудоемкие задачи и принимать логически правильные решения после часов работы на компьютере.

Современные гидрографические измерительные системы – будь то гидроакустические системы, лазерные сканеры или спутники – производят большое количество высокоточных измерительных данных с постоянно увеличивающимся разрешением. Сегодня часто не отсутствие данных, а усилия, необходимые для их уточнения, нормализации и преобразования в продукты, являются настоящим узким местом. Своевременная обработка, оценка качества, визуализация и, в конечном итоге, интерпретация требуют совершенно новых методов анализа данных – именно тех, которые может предложить ИИ. Речь идет не только о топографии морского дна, поскольку гидрография все чаще сосредотачивается на строительстве и мониторинге промышленных сооружений под водой. Есть много примеров применения ИИ для таких целей в сухопутной области, которые можно перенести в морскую область. Науки морского инжиниринга должны черпать вдохновение у геодезистов и землемеров в сухопутной сфере и – что еще лучше – сотрудничать с ними. Интересы обеих областей встречаются на побережье, где курс, который постоянно меняется из-за природных динамик и человеческой деятельности, должен быть определен гораздо точнее с помощью методов ИИ.

Сегодня обработка данных в гидрографии обычно происходит после первоначального обследования. ИИ может изменить это, если первоначальное распознавание образов и оценка происходят во время текущего процесса измерения, например, на автономно работающем носителе измерительных устройств, который автоматически адаптирует последовательность миссий на этой основе в контуре управления, так сказать.

На мой взгляд, есть еще один будущий случай использования ИИ, который не касается непосредственно сбора и обработки гидрографической информации, но который станет актуальным с запланированным введением концепции стандартизации S-100 IHO. Планы на будущее ECDIS S-100 предусматривают передачу различных морских геоданных на борт, чтобы сделать навигацию более безопасной и эффективной. Предположим, что все эти данные – электронные навигационные карты, подробная батиметрия, уровни воды, течения и морская погода – доступны на борту везде и всегда. Как их тогда анализировать? Должно ли это быть просто визуализацией в наложенных слоях, или должны ли интеллектуальные фильтры, управляемые ИИ, определять опасности, вырабатывать рекомендации по маршруту и контролировать маневры избежания столкновений? И, продолжая эту мысль, возможна ли автономная судоходство без ИИ?

Этот выпуск Hydro International сосредотачивается на использовании ИИ в гидрографии, и я с нетерпением жду узнать о дальнейших областях применения этого мощного технического процесса, который может улучшить наше представление о подводных условиях и сделать их более полными, чтобы мы могли использовать их осторожно для наших целей. Для достижения этой цели использование ИИ в нашей дисциплине также должно найти свое место в соответствующих учебных программах для гидрографов, потому что без знающих экспертов гидрография не будет выполнима даже в будущем, поддерживаемом ИИ.

P.S.: В отличие от моего обычного подхода, я написал эту статью на моем немецком родном языке и перевел ее с помощью онлайн-сервиса перевода, поддерживаемого ИИ. Я также отправил заданный в начале вопрос в ChatGPT. Вот результат:

По состоянию на последнее обновление моих знаний в январе 2022 года, искусственный интеллект (ИИ) достиг значительных успехов в различных областях, включая гидрографию. Гидрографическая деятельность включает в себя измерение и описание физических особенностей водных объектов, включая океаны, моря, озера и реки. Хотя ИИ уже используется в аспектах обработки и анализа гидрографических данных, полная замена человеческой гидрографической деятельности ИИ является сложным и развивающимся процессом.

На данный момент ИИ часто используется для автоматизации определенных задач, таких как анализ данных, составление карт и навигация. Однако человеческая экспертиза все еще важна для задач, требующих суждений, принятия решений и интерпретации сложных ситуаций.

Сроки, когда ИИ может полностью заменить человеческую гидрографическую деятельность, неопределенны и зависят от различных факторов, включая технологические достижения, нормативные рамки, соображения безопасности и общественное признание. Кроме того, определенные задачи в гидрографии могут быть более поддающимися автоматизации, чем другие.

Важно оставаться в курсе последних разработок в области ИИ и гидрографии, чтобы оценить, как прогрессирует интеграция технологий ИИ со временем. Имейте в виду, что мнения о темпах и степени замещения ИИ могут различаться, и предоставленная здесь информация основана на состоянии знаний по состоянию на январь 2022 года.

Не так уж и плохо.

https://www.hydro-international.com/content/article/when-will-artificial-intelligence-substitute-human-hydrographic-activities