Найти тему
Полки Безумия

"Перерождение" Кронина - постапокалиптичная Санта-Барбара

Увяз на целый месяц, решив начать чтение трилогии Джастина Кронина "Перерождение". Поначалу было вкусно, будто засунул в рот большой кусок ароматной жвачки - объемная и полная деталей история, которая, как я считал, сумеет погрузить с головой в хитросплетения сюжета. Но интерес от чтения также оказался пропорционален самому процессу жевания - чем дольше наминаешь челюстями сладкий комок жевательной резинки, тем более пресным он становится. И хорошо бы выплюнуть его, да вот продолжаешь работать зубами по инерции, да и призрачная надежда еще раз почувствовать тот самый аромат первых минут тоже осталась. Поэтому ближе к концу романа страницы переворачивались чуть ли не со скрипом.

Книга рассказывает нам историю о падении человечества в результате реализации своих добрых намерений. Где-то в боливийских джунглях группа ученых наткнулась на летучих мышей - носителей вируса, который натурально может сделать человека бессмертным, продлив его жизнь на сотни лет. Но есть нюанс - человек при этом превращается в свирепую кровососущую тварь, читай "вампира". Такое бессмертие ученых категорически не устраивает, и они решают поработать с мутациями вируса, сделав его по возможности более безобидным. Для этого в горах Колорадо открывается секретная база, где подопытными кроликами по влиянию разных штаммов вируса на организм человека станут 12 преступников, уже осужденных на смертную казнь. Закономерно что-то идет не так, и дюжина супер-вампиров оказываются на свободе, устраивая на континенте Северной Америки локальный апокалипсис. Спустя 100 лет после этих событий где-то в пригороде бывшего Лос-Анджелеса в постоянном страхе перед ордами диких кровопийц существует небольшая колония людей, окруженная огромным забором с прожекторами. Они живут сегодняшним днем, ведь завтра твоего соседа могут употребить беснующиеся упыри во время нередких вылазок по обслуживанию энергостанции, что питает прожекторы. И когда местные технари понимают, что аккумуляторам приходит хоть и медленный, но бесповоротный конец, кажется, что дни человека на Земле сочтены, ведь яркий свет по ночам - единственное, что мешает вампирам истребить колонию. Но тут в лагерь попадает тринадцатый подопытный субъект - девочка Эми с непростой судьбой и уникальными способностями. И группа людей видит в этом знак свыше и, возможно, ключ к своему спасению.

Повествование очень тяжеловесное и растянутое, даже истории второстепенных героев пережевываются досконально, их прошлое, мотивация, внутренние переживания - Кронин пошел вразнос. Сначала я подумал, что именно такой подход захватит меня и не отпустит до конца, но потом случилось забавное: уделив второстепенному герою не один десяток страниц, автор умерщвляет его парой предложений. И вот тогда мне открылась истина - ба, да он же просто льет воду ради объема! Спасибо, конечно, но мне не обязательно знать биографию каждого уборщика, достаточно главных героев. Но будьте готовы к тому, что буквально каждый персонаж романа, независимо от его важности и степени влияния на сюжет, будет обсосан в мельчайших подробностях. Ну и без пустых диалогов ни о чем также не обошлось, но возможно, для кого-то это будет даже плюсом, добавляя человечности героям. Но при всем при этом я так и не смог привязаться ни к одному герою и начать испытывать симпатию к кому-либо.

Также скажу, что любой сюжетный ход книги вызывает в подкорке сознания смутное ощущение вторичности. Да та же многоуровневая секретная лаборатория по изучению вируса - калька с корпорации Umbrella. Кстати, наверно, это основная причина, почему автор решил сделать монстров именно вампирами, а не какими-нибудь зомби, иначе у владельцев прав на франшизу Resident Evil возникли бы к нему вопросы. Но на самом деле разницы особо никакой - в обоих случаях вирус передается через укусы, монстров сложно убить и т.д., разве только двенадцать боссов-вампиров Кронина обладают телепатией и могут формировать себе личную армию из свежеукушенных, подчиняя их разум. Ну а колония выживающих уж больно по своему смыслу похожа на убежище из Fallout со всеми вытекающими, разве только расположена над землей, а не под ней.

Далее - я совершенно не поверил в непобедимость тварей и в так быстро наступивший конец света. Сначала нас пытаются убедить, что регулярная армия, располагающая всеми видами оружия и техники, не смогла остановить волны кровопийц, а затем мы видим колонию в 100 человек, которая уже на протяжении века успешно отбивается от монстров, имея лишь арбалеты и ножи! Тем более, что автор постоянно указывает на слабости вирусоносителей - боязнь света, непереносимость каких-то вращающихся предметов, вводящая их в ступор и тому подобное. И после этого я должен поверить, что РЗСО и артиллерия, а также поддержка с воздуха не смогли одолеть заразу? Как они там воевали, если один выстрел в голову однозначно отправляет вампира в страну вечного сна? А еще интересно, чем вампиры питались, если почти все люди на континенте превратились в себеподобных? Согласно автору, животных тоже почти всех съели, встретить кролика или белку - большая редкость. Так если не есть, то они тоже помирают? В чем тогда профит бессмертия? А если не помирают от голода, тогда зачем съели всех? В общем, уровень проработанности мира автором можете оценить.

И почему, кстати, понадобилось испытывать вирус именно на заключенных? В книге делается акцент, что, якобы, избирались обреченные и сломленные люди, без родственников и знакомых, которые бы их никогда не хватились. Но в случае заключенных проворачивалась чуть ли не целая шпионская операция по вывозу приговоренных из тюрьмы с уничтожением их документов и подкупом, а то и запугиванием тюремных начальников. Стоило ли это таких трудов? Черт, это же США, там в любом крупном городе толпы бомжей на улицах, которые за миску горячей еды и теплое помещение согласятся на любые эксперименты над собой. А вот с вывозом в лабораторию Эми - отдельный разговор, которой на момент ввода вируса было лет 7-8. Итак, представьте себе, картина маслом, сидит под землей в защищенном бункере восхищенный наукой гений, у которого уже есть 12 злобных выродков для своих антигуманных экспериментов, и тут он приказывает, истекая слюной, дрожа и заикаясь от возбуждения: "Доставьте мне маленькую девочку, хочу вколоть ей это дерьмо". Так что ли было? Я не могу придумать ни одного адекватного аргумента, зачем для опытов понадобился, блин, ребенок, помимо смертников! И ни у кого не возникло ни моральных дилемм, ни угрызений совести и ровно никаких вопросов - зачем, почему? Сказано доставить, значит доставим! Да, Эми - девочка непростая, каким-то образом она была одарена телепатией с рождения, но ученые никак не могли об этом знать! На момент, когда Эми впервые открыто проявляет свои способности, за ней уже выехали фэбээровцы. Считать, что все эти события - величайшая случайность, мой мозг категорически отказывается.

Начиная с жизни выживших в колонии, книга перетекает в некий легковесный постапокалипсис для подростков, который тем не менее пересыщен взаимоотношениями персонажей между собой, что придает ему вайб Санта-Барбары. Главные герои, в какие бы опасные ситуации не попадали, неубиваемые, ведь каждый раз из кустов ехидно выглядывает затаившийся там рояль. В какой-то момент возникает ощущение, что Кронин писал готовый для экранизации сценарий сериала, который на раз-два мог бы быть растянут на несколько сезонов без трудозатрат на адаптацию. В какой-то момент задумка осуществилась - в 2019 году вышел первый сезон одноименного сериала:

«Перерождение» (The Passage, 2019)

Но благодаря своему низкому качеству остался последним, за что ему и спасибо.

В заключении скажу, что это действительно голливудская история - ни разу не логичная, но вполне себе зрелищная. Берусь за вторую часть по двум причинам - хочу написать по-настоящему разгромную статейку и хочу узнать как именно победят Дюжину. Если это будут обычные бомбы - бомбанет и у меня.

Всех с наступающими праздниками! Мира!

тавьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror и не только.