Найти тему

Уникум на службе производства

В парке технологического оборудования Тверского вагоностроительного завода (входит в ТМХ) есть уникальный, в своем роде единственный в России обрабатывающий центр SHW для обработки рам и надрессорного бруса подвагонных тележек. Именно с него на предприятии началась эра тележки безлюлечного типа для скоростного движения

Мастер Владислав Войтенко и оператор станков с ПУ Руслан Синельников отрабатывают технологию механической обработки рамы тележки для "Иволги"
Мастер Владислав Войтенко и оператор станков с ПУ Руслан Синельников отрабатывают технологию механической обработки рамы тележки для "Иволги"

Как рассказал заместитель начальника тележечного цеха по подготовке производства Сергей Морозов, до середины нулевых цех выпускал подвагонную тележку люлечного типа. В эти же годы заводскими специалистами была разработана тележка безлюлечного типа: ее рама имеет омега-образную конструкцию и поэтому более сложна в изготовлении по сравнению с серийно выпускаемой. Но и преимущества ее очевидны – скорость и плавность хода на порядок выше. Именно под производство новых ходовых частей и был заказан в Германии инновационный обрабатывающий центр с ЧПУ.

Вот как презентовали в корпоративной газете «Вагоностроитель» в ноябре 2004 года эту технику: «В тележечный цех поступил многоцелевой станок широкого диапазона для механической обработки рам и надрессорного бруса подвагонных тележек. Оборудование довольно габаритное: его высота – три с половиной метра, ширина – восемь, длина – девять, вес – 38 тонн». Через несколько месяцев центр был запущен в эксплуатацию. А уже в 2007 году в связи с увеличением производственного плана Тверского вагоностроительного завода приобрел второй такой же станок.

2007 год. Германия, приемка оборудования
2007 год. Германия, приемка оборудования
– Оборудование действительно уникальное, – подчеркивает Сергей Морозов. – Если токарные станки с ЧПУ в основном работают в системе трех координат, то этот имеет семь степеней свободы: способен за один цикл выполнять и токарные, и фрезерные, и расточные операции в автоматическом режиме с высокой точностью. Это, конечно, впечатляет. Поэтому оборудование сложно и с точки зрения программирования, и в обслуживании.

Если для первого центра SHW производители разработали программы и поставили для него приспособления, то для второго станка на ТВЗ все делали своими силами: к эксплуатации уникального оборудования заводские службы на основе полученного опыта подготовились серьезно.

В 2019 году была проведена глубокая модернизация первого обрабатывающего центра. Это было вызвано тем, что завод увеличил производство электропоездов, а для механообработки рамы тележки для «Иволги» нужно было большее, чем имелось на оборудовании, количество инструментов. После модернизации их число возросло с 10 до 40.

При расширении модельного ряда выпускаемой Тверским вагоностроительным заводом продукции расширялась и линейка подвагонных тележек: если в 2004 году тележечный цех выпускал одну модель, то в настоящее время – восемь.

Оператор станков с ПУ Алесей Труков производит механическую обработку рамы тележки для "Иволги"
Оператор станков с ПУ Алесей Труков производит механическую обработку рамы тележки для "Иволги"
– У каждой тележки своя конструкция рамы. А значит, своя программа, – поясняет начальник участка сборки, сварки рам тележек Виктор Самородов. – В связи с этим в 2021 году было изготовлено универсальное приспособление, которое сегодня может обеспечить обработку всех видов рам. За рабочую смену на одном станке обрабатывается одна рама для тележек электропоезда или две для двухэтажных вагонов.

Оборудование обслуживают шесть операторов, которые трудятся в три смены. Это проверенные специалисты, профессионалы своего дела. Техническое обслуживание центров производят сотрудники отдела главного механика. Главная их задача – поддерживать оборудование в работоспособном состоянии.

Наталья Каштелян, главный редактор газеты "Вагоностроитель"