Найти в Дзене
AXXCID

Музыка из фильма «Тени забытых предков», или очарование народных песен

Оглавление

Фильм армянского кинорежиссёра Сергея Параджанова «Тени забытых предков» занимает почётное место в топ-20 лучших картин всех времён и народов. От недавнего времени в Гарвардском университете украинская лента была включена в список обязательных картин для просмотра студентам, претендующим на самую высокую степень в киноведении.

Музыка из фильма «Тени забытых предков», или очарование народных песен
Музыка из фильма «Тени забытых предков», или очарование народных песен

Этот фильм смог покорить таких гениев кино как Федерико Феллини и Мартин Скорсезе. Многие режиссёры и сценаристы отмечают, что без просмотра данной картины стать экспертом в области кино однозначно не получится. Лента буквально утопает в песнях, и в каком-то смысле её можно отнести к мюзиклу. Музыкальное сопровождение картины в большей степени состоит из народных песен, а некоторые произведения и вовсе были написаны специально для этого фильма.

Гениальная музыка для гениальной картины

Сергей Параджанов
Сергей Параджанов

Музыка должна была стать одним из самых важных элементов фильма, поэтому Сергей Параджанов задействовал для реализации своего проекта местного композитора. На момент съёмок картины Мирославу Скорику было всего лишь 26 лет, но с поставленной от режиссёра задачей «Написать для ленты гениальную музыку» молодой маэстро справился отлично. В фильме присутствуют не только авторские композиции, но и народная музыка в аутентичном исполнении.

«Первая встреча с Параджановым была не самая приятная. Слушая произведения местных композиторов по радио, он выделил мою композицию «Сюгта для струнных». Затем он спросил, знаю ли я, с кем имею дело? Сказал, что занимается съёмками гениальной картины, а я должен написать гениальную музыку. После таких заявлений я отказался от работы. Неделю спустя он приехал, а исходили от него лишь вежливость и деликатность. В итоге контакт между нами наладился, и мы приступили к съёмкам», – вспоминает первое впечатление о Параджанове гениальный композитор.
Кадр из фильма «Тени забытых предков»
Кадр из фильма «Тени забытых предков»

Скорику хорошо запомнился эпизод, когда музыкантов из западной Украины доставляли в Киев для записи музыки в павильоне. Отдельного внимания заслуживает и упоминание об огромных трембитах, которые с трудом поместились в салоне воздушного судна. Ну как тут не вспомнить поговорку: «Искусство требует жертв». И как оказалось, такие жертвы были не напрасны.

Прощание Марички и Ивана под народную песню «На тiм боцi при потоцi»

Постер на тему «Тени забытых предков»
Постер на тему «Тени забытых предков»

Хозяйство Палийчуков совсем развалилось, и Иван вынужден был искать работу. Хлопец устроился пастухом на пастбище, которое находилось далеко от их деревни. Маричка встречается с Иваном в лесной чаще, чтобы наедине попрощаться с ним перед долгой разлукой. Влюблённые обнимаются, целуются, не хотят друг друга отпускать, и весь этот трогательный момент проходит под украинскую народную песню «На тім боцi при потоцi».

Песня исполняется гуцулами с характерным карпатским диалектом под звуки свирели, флояра, трембиты и других музыкальных инструментов. Иван уходит, скрывается из вида в густой лесной чаще, но чуть позже появляется снова на виду. Влюблённые последний раз кричат прощальные слова под звуки начавшегося дождя, и уходят каждый своей дорогой – Маричка домой, а Иван на пастбище.

«Гуцульский триптих»

Эта инструментальная композиция встречается во многих сценах киноленты и в каждом эпизоде оставляет неизгладимое впечатление. «Гуцульский триптих» Мирослав Скорик написал в возрасте 26 лет. А чуть ранее композитор вместе с семьёй вернулся в родной Львов из сибирской ссылки. В воспоминаниях украинский композитор писал, что Сергей Параджанов целенаправленно приезжал во Львов найти человека, который смог бы написать идеальную музыку для ленты.

Армянский режиссёр был убеждён – писать музыку для экранизации произведения Михаила Коцюбинского должен человек с Западной Украины. Особенной аутентичности удалось добиться благодаря тому что «Триптих» Скорика записали для фильма в исполнении народных музыкантов из Ивано-Франковской области. Для того чтобы их найти, композитору понадобилось изрядно постараться.

Мирослав Скорик
Мирослав Скорик

В итоге усилия композитора были вознаграждены, ведь гуцульская музыка звучала в картине естественно. Сотрудничество талантливого молодого композитора и народных музыкантов оказалось очень плодотворным и успешным. Параджанов выбирал из нескольких кандидатов, но отдал предпочтение начинающему композитору, сказав: «Он правильно чувствует магию гор». Режиссёр не ошибся. Шедевральный фильм сопровождался такой же шедевральной музыкой.

Конечно же снять такую замечательную картину в одиночку Сергей Параджанов не мог. Над её созданием трудилась целая команда – актёры, сценаристы, операторы, костюмеры, гримёры, и каждый внёс свой вклад в общий успех. Но роль Мирослава Скорика в рождении шедевра очень велика, ведь без его музыки картина была бы совсем другой.

→ ПРОДОЛЖЕНИЕ

Рекомендуем также:

От автора:
Будем признательны, если вы подпишетесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще