Это продолжение темы, поднятой в статье «Каким же было морально-психологическое состояние РККА в канун войны».
Там я высказал предположение, что версия о существенном влиянии репрессий конца 30-х, сильно подорвавших дух РККА и даже ставших одной из главных причин поражений в 1941 году, не верна.
Мне же кажется, что во Вторую Мировую войну армия в целом вступила как раз в настрое позитивном, ожидая славных побед над всеми врагами. Ну прямо как в любом из многочисленных «оборонных фильмов» того времени. Компания в Польше могла только улучшить имеющийся настрой, ибо закончилась явно победоносно.
Потом, конечно, наша армия получила ушат ледяной воды от Финляндии. Конечно, у тех, кто попал в самые жестокие передряги, от той войны остались крайне плохие воспоминания и едва ли они были настроены оптимистически. Но в целом же войну официально объявили выигранной, и мало кто задумывался, что ценой таких жертв оказывается было овладение Выборгом. Ну а о том, что писали и говорили до войны, быстро забыли.
А потом грянуло 22 июня 1941 года.
Какое бы ни было у бойцов и командиров Красной Армии морально-психологическое состояние на 21 июня, но дальше оно стало рушиться. И чем более позитивные было настроение до войны, тем страшнее оказалось разочарование. Можно было сколько угодно рассказывать, как героический повар с одним топором расправляется с немецким танком, публиковать данные о миллионах уничтоженных фашистов, тысячах сожжённых немецких танков и самолётов, но все видели, как сдвигается линия фронта вглубь страны, какие немцы занимают города, как отступают наши войска.
И не просто отступает, к сожалению. Иногда это называлось беспорядочным отступлением или самовольным оставлением позиций, или ещё как-то, но и слово «бежали» в сводках присутствует.
Хотя мы больше привыкли к рассказам о том, что части Красной Армии героически сдерживали немецкое наступление, стояли на позиции до последнего, но, читая архивные документы, можно встреть немало совсем иных примеров.
Так получилось, что сформированные в Ленинграде дивизии народного ополчения, которые носили название «гвардейских», и про которые много пафосных историй можно прочитать, все отметились в сводках именно фактом бегства. Ну не всегда целиком, отдельные части, но…
Если читать не «Воспоминания и размышления», а настоящие документы Жукова, то там даже есть совершенно крамольное упоминание о беспорядочном отступлении того самого 1075-го полка панфиловской дивизии.
Все эти факты, конечно, настрой личного состава на фронте не улучшали. Равно, как и огромные «котлы», в которые попадали целые армии. Те, кому повезло избежать окружения, всё равно понимали, что в следующий раз эта участь постигнет и их.
Ну а уж состояние тех, кто оказался в немецком плену, особенно в первые два-три месяца войны, думаю можем себе представить. Если они были из числа тех, в ком репрессии и прочие действия советской власти породили лютую ненависть к товарищу Сталину и прочим, их ненависть несравненно усилилась… думали дно, но тут снизу постучали.
Тех же, кто верил в силу и мощь Красной Армии, в незыблемость советского строя, в гений товарища Сталина, просто хочется пожалеть.
В том, что испытали они сомнений нет, так как теперь мы знаем про огромное число тех, кто согласился перейти на сторону врага, и воевать против своей родины с оружием в руках. Для некоторых стран это не особо удивительно, но для России сам факт, да ещё и огромные масштабы явления — крайне необычно.
Конечно, основную роль в вербовке сыграла для многих неприязнь к советской власти. Даже если она оставалась лишь в генах, а потом проявилась. Конечно, были и те, кто просто не выдерживал ужасов концлагерей и готов был спасать жизнь любыми средствами. Но шок от первых поражений в 1941 году для всех этих людей точно играл, если не ключевую, то уж точно не последнюю роль.
Тут особым психологом быть не надо, достаточно знать историю. Когда вроде бы сильные армии, потерпев неожиданное поражение от вроде бы заведомо слабого врага, начинали сыпаться. Красная Армия этот шок как-то смогла пережить и ценой огромных потерь переломить ситуацию, дойдя до того момента, когда уже наше наступление превратилось в явление постоянное и неудержимое.
За что, нашему замечательному народу нам стоит поклониться ещё раз.
Хочу предложить вам, без особой связи с темой статьи, материал (на мой взгляд сенсационный), который по-новому заставляет взглянуть на нашу победу над Японией в 1945 году.