Наконец-то приступаю писать о британском сериале «Олененок»/Baby Reindeer 2024 года. Почему наконец-то. Потому что мне кажется, что такого еще не видела. По своей откровенности, жутким сценам, постоянного недоумения при просмотре – да как так? Почему?! И пусть вас не обманывает невинное название сериала.
Что для вас понятие сталкер/сталкинг? До просмотра сериала у меня было только одно понятие сталкер, почерпнутое из романа Стругацких и фильма. Оказалось, у этих понятий есть и зловещий смысл.
Сериал начинается с невинного на первый взгляд знакомства неудачливого и несмешного от слова совсем комика Донни и толстушки Марты в баре. По доброте душевной тот угощает ее чаем, у женщины нет на это денег, как говорит она. И … все… Сюжетная линия понеслась так, что сидишь перед экраном и охр… челюсть отвисает. Как при просмотре некоторых сцен в «Солтберне». И дело даже не в том, что он годится ей в сыновья.
Пампушка-хохотушка превращается в жесткого агрессора, отправив своей жертве 41 тысячу писем на электронный ящик, 350 часов голосовых сообщений, 106 страниц писем, сделав сотни твитов. Причем мы видим такую жесткую созависимость жертвы в лице Донни и абьюзера Марты! Ведь даже после того, узнав ко всем прочему, что она отсидела в тюрьме четыре года за подобное преследование, он слушает ее голосовые сообщения. Почему? Не буду спойлерить или выдвигать свои версии.
Причем это только одна сюжетная линия, за ней кроется другая, не менее страшная и жестокая.
Говорят, что этот сериал смотрят подростки, молодежь. Несмотря на всю откровенность жестких сцен, связанных с насилием (некоторые кадры напомнили «Американскую историю Х» с Эдвардом Нортоном), думается, смотреть такой аудитории полезно, чтобы знали, как оно бывает…
К тому же вся эта история автобиографичная и реальная для Ричарда Гэдда, который написал сценарий. Не знаю, что здесь выдумано, а что действительно было. Но все перипетии, случившиеся с его героем Донни, просто потрясают. Гэдд вывернулся наизнанку, до крови и боли, показал жуткую психодраму своего героя, ведь Донни играет именно он. И когда его герой плачет, видно, что это натуральные слезы, а не плошку с луком ему подставили.
Сериал просто рай для различного рода психотерапевтов, потому что и Донни, и на первый взгляд просто хохотушка-толстушка Марта, кладезь каких-то детских травм, приобретенных жутких комплексов и прочих «букетов». И Ричард Гэдд, и Джессика Ганнинг великолепны как актеры.
Меня, пожалуй, больше всего потрясло, что Донни приходит к своему совратителю и насильнику Даррену, который как ни в чем не бывало говорит с ним и даже предлагает делать один проект вместе. И Донни соглашается!? Это что вообще?? История идеальных жертвы и абьюзера? Или что-то другое? Ладно, если бы мы видели, как он дает ему в морду, чтобы закрыть гештальт… Но здесь иной ход, рождающий бурю в голове. И я очень надеюсь, что реальный Гэдд придумал эту сюжетную линию, чтобы показать зрителям кое-что, не буду писать, что именно. Как и придумал то, что Донни врывается в квартиру Марты и….
Потому что более-менее нормальному человеку, к коим я, пожалуй, принадлежу, не понять такого зашквара.
Сериал захватывает сразу же, как пышка Марта получает свой бесплатный чай от Донни и смотрит на него влюбленным взглядом.
После просмотра задумываешься о том, что ведь подобные вещи происходят в жизни шоу-биза, актеров кино сплошь и рядом… И неважно, в какой стране. Такие истории могут произойти и происходят где угодно. Вспомнить того же Харви Вайнштейна (фильм «Ее правда»).
Эта пронзительная, беспощадная психологическая драма, которая оставит яркий отпечаток в вашей памяти в папке «Точно не забудешь».