Зимой 1241 года, расправившись с княжествами Южной Руси, в Европу круша все на своем пути вломилась монгольская орда под командованием хана Батыя. Казалось, противостоять монголам не способен никто и дни Европы были сочтены, но тут Батый неожиданно остановил своих воинов, готовых принести к ногам своего повелителя всю Европу и вернулся в поволжские степи, что позволило европейцам создать ряд мистификаций о своем якобы героическом сопротивлении монгольским завоевателям и самой известной из них стала оборона Оломоуца в 1241 году, на которую купились серьезные историки и писатели.
Рождение легенды.
О героической обороне Оломоуца и славной победе чехов над завоевателями, перед которыми трепетала вся Евразия, стало известно в 1817 году, когда чешский поэт и филолог Вацлав Ганка обнаружил на чердаке церкви в Двур-Карлове древнюю рукопись, получившую по месту обнаружения имя Краледворской. Краледворская рукопись представляла собой сборник древнечешских лирических и эпических песен, одна из которых, "Ярослав", была посвящена победе чехов над монгольскими завоевателями под Оломоуцем в 1241 году. Согласно ей, после победы в битве при Легнице часть монгольских войск, отставших от корпусов хана Батыя и царевича Байдара, прорвалась через Судетские горы в Германию, где была разбита и отступила в Моравию, которую разорила под корень, но города Брно, Оломоуц и Нове Место устояли, Из всех трёх городов самым крупным призом для монгол являлся Оломоуц, который защищали 6000 воинов во главе с Ярославом из Штернберка, оказавший яростное сопротивление завоевателям. Осада Оломоуца затянулась, чехи совершали регулярные вылазки в стан врага, во время одной из которых был убит сын хана Кублай (сын какого хана - не уточняется). Через 3 дня после этой потери монголы сняли осаду Оломоуца и ушли в Венгрию на соединение с войсками хана Батыя. Легенда о героической обороне Оломоуца пришлась как нельзя вовремя для Чехии, охваченной волной национального возрождения и романтического национализма, её смаковали на все лады, а позже её использовали многие историки и писатели, работавшие по теме монгольского нашествия на Европу, так, советский писатель Василий Ян в своём романе "К последнему морю" именно под Оломоуцем убил названного брата жены хана Батыя Юлдуз Пайдара и тем болезненнее было разочарование, когда на поверхность всплыла правда.
А на самом деле...
Подозрения, что с Краледворской рукописью и обороной Оломоуца что-то не так, возникли почти сразу после её обнаружения: об обороне Оломоуца и переходе монголов через Судеты молчали другие источники, Вацлаву Ганке и его другу Йозефу Линде подозрительно быстро удалось прочитать Краледворскую рукопись, да и песня "Ярослав" подозрительно напоминала патриотические стихи самого Ганки. Окончательно все сомнения развеялись, когда председатель Королевского богемского общества наук Кашпар Штернберк, прямой потомок "победителя" при Оломоуце Ярослава из Штернберка, ни с того, ни с сего выделил крупную сумму на создание Пражского национального музея Вацлаву Ганке, хотя их политические взгляды были прямо противоположны друг другу. Эта неожиданная щедрость позволила, наконец, утверждать, что и Краледворская рукопись, и история об обороне Оломоуца от монголов являются исторической фальсификацией, а последующее расследование, занявшее без малого 100 лет, доказало её поддельность. В ходе этого расследования также выяснилось, что в действительности произошло в 1241 году под Оломоуцем. Оказалось, что после перехода через Карпаты зимой 1240-1241 годов, монгольская армия разделилась на две части, большая часть монголов во главе с ханом Батыем ушла на юг, в Венгрию, а меньшая, корпус царевича Байдара, отправилась на запад, через Польшу в Германию. 9 апреля 1241 корпус царевича Байдара одержал победу в битве при Легнице, после чего передовые разъезды монголов появились в окрестностях немецкого Мейсена, но тут пришёл приказ хана Батыя идти на соединение с ним в Венгрию. Байдар выполнил приказ и повернул на юг в Чехию, где встретил крайне незначительное сопротивление, если не считать битвы при Кладно в мае 1241 года, где чешский король Вацлав I разбил крупный отряд монголов, впрочем, монголы и не упорствовали, они торопились в Венгрию, по этой причине монголы не вели осад городов, пройдя всю Моравию всего за неделю. История про оборону Оломоуца надолго ославила всю Чехию, став ярким примером исторической фальсификации, но к ней сейчас относятся с юмором и первым, кто посмеялся над этой историей, стал Василий Ян, написавший в том же романе "К последнему морю"
"До конца твоей жизни ты будешь жалеть о твоем решении, и тысячу лет затем твои потомки станут упрекать тебя, что ты не выполнил завета Священного Правителя. А все хвастуны бароны и герцоги "вечерних стран" теперь будут еще хвалиться, что мы испугались их петушиных перьев на шлемах, что мы были повсюду разбиты в разных, выдуманных ими местах и что мы, несравненные, непобедимые багатуры Священного Правителя, пешком, без коней, как побитые собаки, поплетемся обратно в свои далекие степи...".
К этим словам и добавить нечего.