CONDUCTING - IS SO SIMPLE...
Дирижёр, профессор Санкт-Петербургской консерватории, известный теоретик дирижирования Илья Александрович Мусин (1904-1999) рассказал как-то анекдот:
"Один молодой человек пришел к маститому маэстро и попросил его научить дирижировать. Тот показал ему несколько видов "рисунков" и говорит: вот так надо дирижировать, если музыка идет на "два", так "на три", на "четыре", а вот так - на "шесть". Большим движением вы показываете "форте", а маленьким - "пиано". Вот и все! Тот удивился: как, маэстро, - это все? Да, все! Только не говорите никому, что это так просто".
Более откровенно на эту тему высказался мой первый педагог по хоровому дирижированию в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории Зоя Васильевна Муравьева, когда однажды сказала:
"махать руками можно научить обезьяну за 15 минут, дав ей за это банан…"
К счастью, профессия дирижирования, а именно о ней идет речь, лежит совершенно в другой плоскости и не является формой для самовыражения или подражательства, т. к. помимо личностных, музыкантских и человеческих качеств, дирижирование подразумевает возможность непосредственного мануального управления и невербального воздействия на окружающих.
Этому "языку" надо учиться многие годы так же, как игре на музыкальном инструменте. Ведь дирижер - это тоже профессия и преимущественно - профессия второй половины жизни! К тому же, чтобы стать дирижёром - нужно прежде всего быть Музыкантом!
Важно учитывать, что оркестр не стоит рассматривать, как "инструмент", на котором вы "играете". Это связано с тем, что коллектив состоит из людей, музыкантов и непосредственных исполнителей, которых вы всего лишь направляете, встав на подиум первым среди равных.
Как писал в одной из своих книг по дирижированию И. А. Мусин:
"...каждый музыкант может увидеть и понять в жесте (дирижёра) лишь то, что позволяет ему его музыкальная культура и исполнительский опыт."
К тому же, на практике, взаимодействие между музыкантами внутри коллектива значительно сильнее, чем у каждого из музыкантов непосредственно с дирижёром, что говорит лишь о высоком уровне оркестра.
В этом случае руководителю необходимо уметь объяснять и себе, и другим: что, почему и как надо делать. Его дирижерская установка выражена в четкой системе ауфтактов, при помощи которых он общается с оркестром, лидерами групп, демонстрируя свои намерения при возможно минимальном количестве слов на репетиции.
Истинный дирижер - всегда индивидуальность и носитель информации. Он должен обладать большим жизненным багажом, а его дирижерский жест, как результат внутреннего моделирования, всегда неповторим, точен и экономичен.
Нередко приходится наблюдать дирижеров, "подкупающих" слушателей своими красивыми темпераментными позами с "трясущимися шевелюрами", или откровенным подражательством жестам более именитых и харизматичных мастеров, видеть их мелькающими в различных телешоу, что к сожалению формирует соответствующие вкусы аудитории.
На концерты подобных дирижёров приходят скорее посмотреть, а не только послушать и услышать качество звучания, поразмышлять о высотах интерпретаций. В опере, надежным "прикрытием" для такого "маэстро" становятся "звездные" солисты, а благодарная публика, привыкшая доверять тому, что ей предлагается, с удовольствием награждает его по обыкновению громкими аплодисментами.
Необходимо отметить, что в последние десятилетия распространение получили т.н. "дирижирующие музыканты". Достигнув ранее определенных высот в исполнительстве на своих инструментах, обладая неким кредитом доверия у зрителей или деловой хваткой, они взялись за дирижерскую палочку...
Роман Моисеев: Ключевое слово - «ДИРИЖЕР». О кантате П.И. Чайковского «МОСКВА».
Но если продолжать рассматривать дирижирование, как самостоятельный вид исполнительского искусства, то отношение к нему должно быть серьезно пересмотрено. Особенно это важно сейчас, в век всеобщей аудио-визуализации, когда исполнительский уровень оркестров настолько вырос, что одним стало казаться, что дирижировать "это так просто", а мастерству других уже "не стало предела".
Мы обязательно должны делать все возможное, чтобы сохранить отечественную школу дирижирования, традиции, созданные великими русскими дирижерами и позаботиться о их развитии...!
Луи де Фюнес в роли дирижера. Г. Берлиоз "Осуждение Фауста", "Ракоци марш" (фильм "Большая прогулка")
Общеизвестно высказывание, что "дирижерство - темное дело". И сегодня, оставаясь таковым, оно по-прежнему продолжает искушать молодое поколение музыкантов, становясь все более популярным видом деятельности. Но далеко не каждый сможет пролить на него свой свет.
_______________
Опубликовано на сайте дирижёра: https://roman-moiseyev.narod.ru/CONDUCTING-IS_SO_SIMPLE.htm
«Высшее предназначение культуры - обьединять». Интервью Первому Республиканскому Телеканалу. Донецк. 06.04.2022
Тульская область глазами дирижёра.