Найти тему
Roman Moiseyev

«МОСКВА». Коронационная кантата П. Чайковского и А. Майкова.

Оглавление

________

Прежде, чем ознакомиться с оригинальным текстом Коронационной кантаты П. И. Чайковского «Москва», хотел бы поделиться некоторыми воспоминаниями, возникшими по случаю данной публикации.

Обучаясь в Академическом музыкальном училище (АМУ) при Московской консерватории (1975-1979), наш Академический хор студентов под управлением Адриана Петровича Александрова, усиленный вокалистами училища под руководством хормейстера Глеба Ивановича Савельева, который тогда вел сводные хоровые репетиции, а так же, под чутким управлением дирижёра Леонида Владимировича Николаева - руководителя симфонического оркестра училища, готовили к исполнению Кантату П. И. Чайковского «МОСКВА»...

«А эту песнь мы Глебу поем» - слышалось от некоторых весельчаков из нас во время подготовки кантаты...

В 1977 году в Большом зале Московской консерватории состоялся этот незабываемый масштабный концерт хора и оркестра Музыкального училища при Московской консерватории, который запомнился мне на всю жизнь...

В связи с кантатой «Москва» вспоминается еще один эпизод. По случаю 60-летнего юбилея нашего дорогого директора Музыкального училища при Консерватории Л. Л. Артыновой (1917-2005), по инициативе руководителя дирижерско-хорового отделения А. П. Александрова был сочинен поздравительный текст на музыку одной из частей кантаты П. И. Чайковского, готовившейся тогда к исполнению.

В репетиционный зал торжественно была приглашена Лариса Леонидовна. Хор встал и «под рояль» было исполнено сочиненное приветствие.

Звучало феерично. Запомнились слова: «Свет Ларисушка, свет Леонидовна...»
Артынова Л. Л.
Артынова Л. Л.
А. П. Александров и Г. И. Савельев в училище при Московской консерватории
А. П. Александров и Г. И. Савельев в училище при Московской консерватории
Л. В. Николаев (1940-2009)
Л. В. Николаев (1940-2009)

В дальнейшем, когда я поступил в РАМ имени Гнесиных на дирижерско-хоровое отделение в класс к В. О. Семенюку и пришел на первое занятие, то был немного озадачен. И вот почему... Профессор подошел к роялю и сыграв мелодию спросил, знаю ли я ее? Я конечно же узнал фрагмент Первой симфонии Малера (!). И только тогда занятия по дирижированию начались...

В течение первого месяца профессор со мной много беседовал и мы репетировали в классе по дирижированию первые 10 тактов оркестрового вступления к упомянутой выше Кантате П. И. Чайковского «МОСКВА».

А я, наивный, все надеялся, что продирижирую первый номер «С мала ключика...» целиком.
Семенюк В. О.
Семенюк В. О.

Я рассказал об этом еще и потому, что однажды приехав в Санкт-Петербургскую консерваторию к Е. П. Кудрявцевой (учителю моих учителей В. О. Семенюка и Д. Г. Китаенко), зайдя в класс по дирижированию и представившись, также получил подобный «сюрприз», сразу оказавшись за роялем в качестве второго концертмейстера на занятиях одного из студентов Елизаветы Петровны...

Манускрипт Вступления к Кантате «Москва»
Манускрипт Вступления к Кантате «Москва»

Как известно, вступление к Кантате П. И. Чайковского часто исполняется ансамблем, квартетом солирующих виолончелей. Это даже и не оркестр в широком его понимании, и уж тем более - не хор...

Тем интересней было научиться на этом примере чувствовать ощущение «ЗВУКА В РУКЕ», что мы сейчас практически не наблюдаем.

А в дальнейшем, на практике пришлось понять: почему ОПАСНО НЕ ДОВЕРЯТЬ АНСАМБЛЮ, психологически «заковывая» оркестровых музыкантов или певческие голоса в «жесткий каркас дирижёрских схем».
Семенюк В. О. дирижирует вступительными тактами к Кантате «Москва». 1994
Семенюк В. О. дирижирует вступительными тактами к Кантате «Москва». 1994

В. О. Семенюк в свое время окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, как дирижёр-хоровик у Е. П. Кудрявцевой (которая, кстати, хорошо отозвалась о педагогических успехах своего ученика во время нашей с ней встречи в СПб) и Новосибирскую консерваторию, как оперно-симфонический дирижёр под руководством А. М. Каца.

В годы моего обучения Владимир Онуфриевич являлся дирижёром-хормейстером Московского камерного хора п/у В. Н. Минина и руководителем Академического хора Гнесинской академии.

 И однажды мне было сказано:

«ФИРМУ ПОДВОДИТЬ НЕЛЬЗЯ»... Что я и сделал.

Дирижерская палочка и жезл П. И. Чайковского
Дирижерская палочка и жезл П. И. Чайковского

Кантата «МОСКВА»

Кантата П. И. Чайковского для солистов, хора и симфонического оркестра написана в марте 1883 года по случаю коронации Его Императорского Величества Александра III.

Первое исполнение кантаты состоялось в Москве 15 мая 1883 года, в Грановитой палате. Солисты Е. А. Лавровская и И. А. Мельников, хор и оркестр под управлением Э. Ф. Направника.
А. Майков и П. Чайковский
А. Майков и П. Чайковский
Александр III
Александр III

Александр III (1845-1894) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 марта 1881 года.

Проводил контрреформы, а также русификацию национальных окраин. Заключил франко-русский союз. За внешнеполитическое спокойствие при его правлении получил прозвание Миротворец. Супруга: Дагмара, дочь датского короля Кристиана IX, после перехода в православие Мария Фёдоровна. Шестеро детей. Среди них Николай Александрович, с 1894 года император Николай II

Коронация императора Александра III
Коронация императора Александра III

Картина художника Жоржа Беккера (1845–1909), изображающая Коронацию Императора Александра III и Императрицы Марии Федоровны, которая состоялась 15 мая 1883 года в Успенском соборе Московского Кремля. Слева от помоста виден его юный сын и наследник, цесаревич Николай.

Кантата «МОСКВА» Реставрация картинки © Roman Moiseyev;
Кантата «МОСКВА» Реставрация картинки © Roman Moiseyev;

В советское время текст кантаты был «политически отредактирован» (известна текстовая редакция А. И. Машистова и др). Были убраны все упоминания о Боге и Царе. В таком виде произведение долгие годы издавалось, исполнялось и выходило в записях:

Видео из Облака Mail.ru

Кантата «Москва» (советский текст).

Исполнители: Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии по управлением Народного артиста СССР Дмитрия Георгиевича Китаенко (в классе которого я имел честь обучаться), солисты - Народные артисты СССР Елена Васильевна Образцова и Евгений Евгеньевич Нестеренко. Академический Большой хор ЦТ и ВР под управлением Народной артистки СССР Л. В. Ермаковой. СССР. ТРФ. 1983.

_______

Оригинальный текст АППОЛОНА МАЙКОВА (публикуется по изданию Юргенсона).

I. Интродукция и хор

С мала ключика студеная потекла река,

с невелика зачиналась каменна Москва.

Наезжали тут князья тешиться

по темным лесам кабана травить,

в тихих заводях лебедей стрелять…

Гой, не туча в синем небе расстилается,

злы татары вал за валом по Руси валят;

не видать в дыму красна солнышка,

стоном стон стоит по лицу земли;

где не бьют людей – гонят в полоны…

Полоняночки идут, друг друга спрашивают:

"Из которой веси, из какого города?"

— "Я из Киева".

— "Я из Чернигова".

— "Я из Суздаля".

— "Из Переяслава"…

"Ты прости-прощай, мил родимый край!.."

Ты в конец ли, Господи, на Русь прогневался?

Ни пощады ей не будет, ни спасенья?

В людях рознь идёт, в князьях которы,

где ни глянь, кругом

тёмна ночь лежит непроглядная!

II. Ариозо

То не звёздочка засветилася

в непроглядной тьме,

то зажглась свеча воску

ярого в каменной Москве;

зажигал её там Святитель Пётр,

да Московский князь,

заприметили люди русские с далека её.

Ободрилися, на неё глядят,

Богу молятся,

а она горит-разгорается, светит всей Руси;

а Московский князь возвышается,

Думу думает,

Думу думает, дело делает,

не торопится!..

III. Хор

Час ударил жданный, радостный,

колокольный звон по всей Руси,

и молебны по церквам поют,

и по всей земле веселие!

Словно мутны воды вешние,

Золота Орда растаяла,

от святой Руси отхлынула!

Пронеслися тучи чёрные,

вышло солнце из-за темных туч,

засветился им московский Кремль,

золотые храмов маковки!

А в палате узорочатой

всех светлей сидит и радостней

на престоле сам Московский князь,

самодержец всея Руси,

а не ханский уже данничек.

Его ноженькой растоптана

басма ханская валяется,

и бегут толпою конюхи

выметать её на задний двор.

IV. Монолог и хор

Уж как из лесу, лесу тёмного

богатырь выезжал в поле чистое,

В поле чистое, во великий свет.

Погулять ему б да потешиться,

силой-удалью похвалятися,

Да как вышел он во великий свет,

увидали его люди Божии,

Ото всей страны от восточныя

и взмолилися, громко плачутся:

Одолели нас силы темныя,

Церкви Божьи у нас все поруганы,

Наши царства все ниспровергнуты,

царство Сербское и Иверское,

И Болгарское, и велик престол

Константинова царя города.

Ты для всех теперь, для восточных стран

Что звезда взошла вифлеемская

Во своей святой Каменной Москве!

Полюбил тебя и избрал Господь,

повязать тебе Константинов меч,

и венчаться венцом Мономаховым.

Сирых быть тебе да защитником,

Поплененных быть избавителем,

а Москве твоей есть пророчества:

Пали два Рима, третий стоит,

а четвертому не быть!

V. Ариозо

Мне ли, Господи, мне ль по силам

Ты тяжкий крест даешь?

Не достоин есмь твоея любви!

Разве ты мне дашь силу крепкую,

Умудришь меня своей мудростью!

Я ж как верный раб предаюсь тебе

И готов в огонь и во всяку скорбь,

Ибо дорог мне не земной почёт,

Не земной почёт, а Христов венец.

VI. Финал

По Руси пошёл стук и гром большой,

чтоб сковать себе броню крепкую,

броню крепкую не себе одной,

а что есть людей меж пяти морей.

Чтобы жить им всем что одна семья,

что одна семья под одним вождем,

правды божеской только ищучи

и для ближнего не жалеючи,

во спасение сложить голову

ибо выше нет, как сия любовь.

Ради славы той потрудилися

Все цари ея благоверные

и все предки твои, Царь возлюбленный,

днесь на царствие нам помазанный,

добродетельми изукрашенный,

Божьей милостью нам дарованный!

И гряди ж ты в путь,

Православный Царь!

Да великим твоим царским деланьем

И смиреньем твоим перед Господом

О тебе сердца твоих подданных да возрадуются!

И пройдет твоя далеко в людях слава!

Слава! Слава!

Слава Богу на небе, слава!

Государю нашему на сей земле, слава!

Государыне супруге Его, слава!

Государю Наследнику, слава!

Всему царскому дому Его, слава!

И всему Его народу, слава!

Его верным слугам, слава!

И гостям именитым, слава!

Что бы правда была на Руси

краше солнца светлого, слава!

А эту песнь мы хлебу поем, хлебу честь воздаем!

Слава!

Старым людям на утешенье,

Добрым людям на услышанье, слава!

Слава во веки веков, слава!

______

© Роман Моисеев

Народный артист СССР, профессор Д. Г. Китаенко
Народный артист СССР, профессор Д. Г. Китаенко
П. И. Чайковский. Партитура оперы «Пиковая дама» в серебряном окладе.
П. И. Чайковский. Партитура оперы «Пиковая дама» в серебряном окладе.

Моей первой постановкой в оперном театре после окончания Московской консерватории стала как раз именно «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Дорогой для меня фолиант.

Кончина П. И. Чайковского
Кончина П. И. Чайковского
-15

Мраморная мемориальная доска в Санкт-Петербурге на доме № 13 на Малой Морской улице. 1894 г. Архитектор Н. Л. Бенуа.

Доска на доме в Москве
Доска на доме в Москве

В этом доме на Кудринской площади в Москве в 1872 - 1873 годах жил и работал Петр Ильич Чайковский.

Актуально