Нет худа без добра. Пандемия коронавируса в 2020 году помогла внедрить технологии дистанционного обучения в образование. Это стало шоком для всех участников образовательного процесса: учителей, учеников или студентов, родителей. Однако дистанционный формат прижился в вузах. В статье рассмотрим особенности организации дистанционного обучения, отличия от очного и заочного образования.
Особенности использования дистанционных образовательных технологий в вузе
Дистанционное высшее образование — это формат, который позволяет студентам учиться удаленно благодаря включению в образовательный процесс электронного обучения и дистанционных технологий: специальных программ, мессенджеров, сервисов для звонков. Такой способ получения образования закреплен на законодательном уровне в ст. 16 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Получить высшее образование только в дистанционном формате можно не по всем направлениям подготовки. В приложении к Приказу перечислены профессии и специальности среднего профессионального образования, по которым исключительно электронное образование с применением дистанционных технологий недопустимо. Для высшего образования такой перечень не утвержден, но некоторые профессии получить дистанционно невозможно: стать врачом или инженером удаленно не получится, для этого нужна практика.
Не путайте дистанционный формат с заочной формой. Студенты-заочники приезжают в вуз два раза в год на сессию. Посещают пары, сдают зачеты и экзамены, получают задания, которые нужно выполнить к следующей сессии. Работающие студенты получают на время сессии оплачиваемый учебный отпуск.
Дистанционно студенты могут учиться как на очном отделении, так и во время сессии на заочном. Часть занятий посещают, часть прослушивают через мессенджеры или образовательные платформы. В дипломе не будет указано, что образование получено дистанционно.
Технологии организации дистанционного обучения в вузе
Чтобы выстроить образовательный процесс, учебные заведения работают на единой платформе. При зачислении в вуз студент получает логин и пароль от личного кабинета. Там находится электронная зачетная книжка, расписание занятий, доступ к чатам с преподавателями, необходимые материалы.
Студенты, которые учатся только дистанционно, осваивают материал в своем темпе. Они могут связаться с преподавателями и консультироваться. После того как материал проработан, открывается промежуточное тестирование, а в конце семестра — итоговый контроль. Результаты зачетов и экзаменов отображаются в зачетной книжке студента.
Читайте также: «Пересдача ЕГЭ в 2024 году: второй шанс или ловушка?»
Преимущества электронного образования
Часто родители скептически относятся к дистанционному формату обучения, считают его не эффективным, а фиктивным. Это не так. Исследователи доказали, что при правильной организации образовательного процесса скорость запоминания возрастает на 15–20%, а на прохождение курса требуется на 35–40% меньше времени. Конечно, не для всех предметов.
К преимуществам дистанционного образования также относится:
- инклюзивность — электронное обучение доступно для людей с ограниченными возможностями или тех, кто не может очно посещать вуз по личным обстоятельствам;
- возможность учиться из любой точки мира;
- экономия времени, которое студенты-очники тратят на дорогу до вуза;
- экономия денег — дистанционный формат образования дешевле, к тому же не придется оплачивать проживание ребенка в другом городе;
- возможность совмещать работу с учебой;
- гибкий график, который каждый студент регулирует под себя;
- с электронной базой знаний студентам не нужно бегать в поисках конспекта пропущенной лекции, материал доступен в личном кабинете;
- возможность пересмотреть или послушать лекцию еще раз, а если остались вопросы, можно задать их преподавателю;
- развитие у студента самодисциплины, ответственности, навыков планирования и целеполагания.
Дистанционный формат образования соответствует духу времени и потребностям молодежи, однако обладает существенными недостатками.
Недостатки дистанционного высшего образования
Студенты, которые учатся дистанционно, отмечают следующие минусы:
- отсутствие живого общения с одногруппниками и преподавателями;
- технические ограничения: проблемы со связью, сбои в программах, слабая аппаратная инфраструктура как со стороны вуза, так и со стороны студентов;
- ограниченные возможности проведения практических занятий — виртуальные лабораторные комплексы не развивают необходимые практические навыки;
- нужны мотивация и самоорганизация студента из-за отсутствия строгого контроля со стороны преподавателя.
Часто родители вынуждены напоминать студенту, чтобы он сел за компьютер учиться, а с некоторыми садиться самому. Свобода расслабляет, и у подростков появляются задолженности, следствием которых становится отчисление из вуза. Дистанционно можно освоить не любую профессию. Это ограничивает выбор направлений подготовки.
Где можно учиться дистанционно?
Вузы регулярно используют дистанционный формат обучения: во время проведения мероприятий международного или всероссийского уровня, во время карантина, ремонта и т.д. Однако только удаленно можно учиться не везде. Приведем в пример несколько учебных заведений:
Есть и более престижные вузы, в которых студент сможет учиться дистанционно. Например, НИУ ВШЭ, где не так давно открыли первую полностью дистанционную бакалаврскую программу «Компьютерные науки и анализ данных». Здесь ведут подготовку по двум направлениям: «Машинное обучение», «Промышленное программирование». Студенты программы получают отсрочку от армии, диплом государственного образца.
С другими российскими вузами можно познакомиться в разработке Лектариума «100 вузов и их критерии». Мы собрали только нужную информацию для выбора учебного заведения: местоположение, перечень востребованных направлений подготовки, количество бюджетных мест, стоимость обучения.
Подберите вуз и узнайте о дистанционной форме образования на сайте.