Найти тему
ЗавГар

Автомобили Великой Отечественной

Оглавление

В 2024 году мы отмечаем 79-ю годовщину победы в Великой Отечественной войне. Вклад в Великую победу всего советского народа невозможно переоценить. И помогла ему в этом самая современная на тот момент и, что не менее важно, безотказная техника. В том числе и автомобили. Напомним вкратце о самых массовых и знаменитых.

Вклад в Великую победу всего советского народа невозможно переоценить
Вклад в Великую победу всего советского народа невозможно переоценить

ГАЗ-АА и его модификации

О «полуторке» мы уже писали ранее, поэтому просто напомним, что всего было выпущено около 1 млн ГАЗ-АА и его модификаций. В том числе одна из самых востребованных — бронеавтомобиль БА-10. Построенный на базе трехосного ГАЗ-АА с укороченной рамой и усиленной подвеской, он стал самым массовым броневиком Красной Армии того периода.

Бронеавтомобиль БА-10 — самый массовый броневик Красной Армии
Бронеавтомобиль БА-10 — самый массовый броневик Красной Армии

ЗИС-5

ЗИС-5 — знаменитая советская «трехтонка», выпуск которой начался в 1933 г. на московском Заводе им. Сталина. Всего было выпущено более полумиллиона экземпляров. ЗИС-5 стал самым массовым среднетоннажным грузовиком середины XX века. Во время войны было налажено производство упрощенной версии ЗИС-5В. Кабина изготавливалась из «вагонки» и фанеры, крыша была обтянута дерматином, некоторые штампованные детали делались из чугуна, тормозами снабжались только задние ведущие колеса, для освещения дороги была оставлена только одна фара — левая. С учетом глубокой модернизации этот среднетоннажный грузовик уже под названием «УралЗИС-355М» выпускался в СССР вплоть до 1965 года.

ЗИС-5 — самый массовый советский среднетоннажный грузовик середины XX века
ЗИС-5 — самый массовый советский среднетоннажный грузовик середины XX века

Studebaker US6

Знаменитый «Студебеккер» — самый массовый американский грузовик, полученный по программе ленд-лиза. Во время войны он очень пригодился Красной Армии. US6 имел колесную формулу 6х6, т.е. полный привод на все три оси. К тому же запас хода у него был вдвое больше, чем у ЗИС-5, — 400 км. При паспортной грузоподъемности 2,5 тонн «Студебеккер» достаточно легко тянул до 5 тонн груза, что позволило использовать его в качестве шасси для реактивных установок БМ-13, более известных как «Катюша». Всего по программе ленд-лиза было получено более 150 тыс. «Студебеккеров».

Studebaker US6 во время войны служил в качестве шасси для реактивных установок «Катюша»
Studebaker US6 во время войны служил в качестве шасси для реактивных установок «Катюша»

ЗИС-101

Этот 7-местный представительский автомобиль был построен на базе Buick 32-90 и производился на Заводе им. Сталина в период с 1936 по 1941 год. Кузов «бьюиковского» прототипа к середине 30-х уже устарел, поэтому американское ателье Budd Company спроектировало новый кузов с учетом предоставленных им советских эскизов. До войны ЗИС-101 использовался не только в качестве представительского автомобиля, но и как такси. А во время Великой Отечественной на нем ездил в основном высший командный состав.

Во время Великой Отечественной на ЗИС-101 ездил в основном высший командный состав
Во время Великой Отечественной на ЗИС-101 ездил в основном высший командный состав

Willys MB

Легковой внедорожник MB производства американской компании Willys Overland, также поставлявшийся в СССР по программе ленд-лиза, ценился в первую очередь за высокую проходимость и простоту ремонта. Использовался в основном для перевозки командного состава, разведки, а также в качестве тягача для 45-мм пушки. Этих полноприводных внедорожников, известных в СССР как «Виллис», по ленд-лизу было получено более 50 тыс. экземпляров. Он также выпускался заводом Ford под индексом GPW.

«Виллис» ценился в первую очередь за высокую проходимость и простоту ремонта
«Виллис» ценился в первую очередь за высокую проходимость и простоту ремонта

Читайте также:
29 января — День рождения автомобиля
«Полуторка» — самый массовый моторизированный защитник Отечества
В какой цвет покрасить автомобиль? Часть 1: Rosso Corsa