Если смотреть с точки зрения суннизма, то шииты стали первой группой, которая откололась от мусульманской уммы сразу после смерти пророка Мухаммеда. Некоторое время отличия сводились к противостоянию обычных политических партий. Но после кончины имама Хусейна они были институционализированы, и шиизм постепенно превратился в мощное духовное движение со своей структурой и идеологией. Со временем он обзавелся политической поддержкой, что привело к появлению шиитских государств.
Исторически между шиитскими и суннитскими странами существовали трения. И религиозные отличия неоднократно становились причиной войн. Лидеры с каждой из сторон обвиняли друг друга в неправильной вере, но сама суть ислама состоит в том, что они никогда не называли друг друга еретиками. В одной из предыдущих статей мы уже говорили, что это считается недостойным согласно канонам веры. Но дело не только в этом.
Просто есть некое общее убеждение, что человеку на такой вопрос ответить нельзя. Кто мы такие, чтобы решать, кто еретик, а кто мусульманин? Только Аллах это знает, а шииты и сунниты – это всего лишь условные термины, придуманные людьми. И они возникли, в первую очередь, как политические наименования. Лишь гораздо позже течения обросли доктринальными отличиями и то, только потому, что развивались изолированно.
Вопросов, по которым друг с другом не согласны сунниты и шииты гораздо меньше, чем тех, по которым согласны. Но все равно, они есть, и среди главных отличий можно назвать следующие:
- самобичевание на день Ашура;
- добавление в шахаду (свидетельство исповедания ислама) имени имама Али;
- разный порядок молитвы;
- неуважение первых трех халифов;
- строительство святынь на местах погребения своих имамов;
- и некоторые другие вещи, включая разные трактовки Корана отношение к иджтихаду, методу интеллектуальной оценки шариатского права.
Тем не менее, все это считается незначительным, чтобы явно и непротиворечиво провозгласить шиитов еретиками. Шииты и сунниты живут вместе, они свободно заключают друг с другом браки, могут пользоваться мечетями друг друга. Вообще, по большому счету, нет такого понятия, как «шиитская мечеть» или «суннитская мечеть».
В свое время обсуждался вопрос признания шиизма еще одним исламским мазхабом – школой религиозного права. Этот процесс инициировал иранский военачальник Надир-шах в 18-м веке – а этот парень серьезно воевал с таким оплотом суннизма, как Османская империя. К сожалению, переговоры к результату не привели.
Несмотря на это, есть некоторые течения, которые таки считают шиитов еретиками. Это радикальные мусульмане из числа ваххабитов и салафитов. Но они вообще такие ребята, что назовут таковыми любого, кто им не нравится. И могут менять свое мнение в зависимости от ситуации.
Что касается такого оплота ваххабитского ислама, как Саудовская Аравия, то ее враждебность к шиитам проистекает из-за конкуренции с Ираном за гегемонию в регионе. Каждая из стран считает себя лидером собственной конфессии и защищает ее на всем Ближнем Востоке.
Поэтому по традиции там всех шиитов считали еретиками. Но вот, что об этом сказал Адиль аль-Калбани, бывший имам Заповедной мечети в Мекке: «Я больше не заявляю об отступничестве тех, кто верит в единого Бога, ест наше [халяльное] мясо и простирается ниц в направлении нашей Киблы».
Этот человек заявил, что изменил свое мнение после прочтения книги о ересях и уточнил, что его никто не просил делать подобное заявление. Он высказался в соответствии с собственными убеждениями, считая это своим долгом перед Всевышним. Хотя и получил после этого некоторые проблемы с саудовскими властями.
Что касается великого аятоллы Али Хаменеи, лидера иранских шиитов-двунадесятников, то он всегда подчеркивает братство между шиитами и суннитами и призывает их объединяться против религиозного радикализма.