Продолжаем рассказывать о самых старинных фонарях столицы. А первую часть подборки ищите по ссылке 👇
Фонари ВДНХ
Уникальная система освещения на ВДНХ состоит не только из суперсовременной светотехники, но и фонарей 30-х, 50-х годов прошлого века. Именно они во многом помогают воссоздать исторический облик Выставки.
Удивительно красивы фонари «Колос» («Пучок»). Их создали в 1950 году архитектор Леонид Фишбейн и специалисты Архитектурно-проектной мастерской внешнего оформления города Москвы. Тридцать таких светильников с гроздьями из белоснежных плафонов и мачтами высотой 15 и 19 метров с тех пор украшают Центральную аллею ВДНХ. После летних Олимпийских игр 1980 года «Колосья» пришлось почти на 20 лет отключить — в стране не оказалось уникальных 80-сантиметровых ламп для замены тех, что вышли из строя. Центральную аллею освещали тогда с помощью временных прожекторов. Исторические фонари зажглись лишь в 1997 году после того, как смогли провести аварийно-ремонтные работы на ВДНХ.
Яркие шары с венками, освещающие центральные площади Выставки, — ещё одно замечательное творение Леонида Фишбейна. Всего их здесь 28. До 2018 года плафоны были только на одном ярусе, но после реконструкции восстановлены и на втором. Специалисты также подобрали близкие к оригинальным светильники в форме сфер молочного оттенка.
Сложно не заметить необычные фонари-флагштоки, что расположены на подходе к ВДНХ. Их изюминка — красивые литые цоколи, украшенные изображением гирлянд из сельскохозяйственных растений.
📍 Адрес: ВДНХ/ Проспект Мира, 119В (метро «ВДНХ»)
Фонари гостиницы «Националь»
Рассказывая про уличные фонари, мы чаще всего упоминаем светильники торшерного типа — классический вариант наружной подсветки, используемый с незапамятных времён. Но в городе есть и другие интересные типы источников света, например, настенные.
Прекрасный образец таких фонарей мы видим на здании гостиницы «Националь», построенного по проекту архитектора Александра Иванова в 1902-1903 годах. Белоснежные шарообразные плафоны на подвесах, выполненных в виде цепей, украшают главный вход отеля. Фонари излучают яркий, но теплый и уютный свет. Благодаря ажурным изгибам массивные кованные элементы фонарей превращаются в изящный и визуально легкий декор. Надо сказать, что в течение времени форма плафонов несколько раз менялась, но благодаря последней реконструкции «Националя» приняла первоначальный вид. Настенные фонари при входе в историческое здание выглядят именно так, как в начале прошлого столетия.
📍 Адрес: Ул. Моховая, 15/1, стр.1 (метро «Охотный ряд»)
Фонари на Патриарших прудах
Достопримечательностью исторического пруда и его украшением являются «парадные» фонари Минкуса. Это колонны художественного литья на гранитных постаментах, увенчанные пятью белоснежными светильниками в виде бутонов.
Восемь таких торшеров с растительным орнаментом симметрично расставлены вдоль берега водоёма. Модель фонаря была создана архитектором Михаилом Минкусом. В 1947 году к празднованию 800-летия Москвы светильники установили на столичных улицах. Так что фонарь Минкуса можно считать символом старой Москвы. В последующие годы он стал также самой популярной в стране установкой для наружного освещения.
📍 Адрес: Патриаршие пруды (метро «Маяковская»)
Фонари в Строгине
Волнующий воображение источник света ищите в далеком от исторического центра города Строгине. Выполненный из стекла и листовой чёрной стали арт-объект, восемь метров в высоту, установлен по середине Строгинского моста. Очертаниями напоминает то ли свечки, то ли часть робота-трансформера из одноименного голливудского фильма.
На самом деле каждый увидит в скульптуре что-то своё, ведь перед нами образец монументального абстракционизма, довольно редкого, кстати, в искусстве направления. Официальное название памятника — «Пространственная композиция, 1982 год». Её создал художник Евгений Аблин. На сегодняшний день святящийся монумент в Строгине — один из немногих сохранившихся его шедевров.
📍 Адрес: Строгинский мост (метро «Щукинская»)
Фонари в саду «Эрмитаж»
Три вида старинных фонарей можно увидеть в саду «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Колонны с вензелем «ЯЩ» на цоколе — самые старые. Здесь таких экземпляров около 50-ти. Монограмма «ЯЩ» принадлежит Якову Васильевичу Щукину, театральному предпринимателю, меценату, создателю и директору московского театра и сада «Эрмитаж».
Электрические светильники, сделанные на столичном заводе товарищества «В. Грачев и Кº», были установлены в 1895 году, когда Щукин приобрёл генераторы, чтобы освещать театр и парк. В справочнике «Вся Москва» на 1896 год, в рекламе уже упоминается иллюминация «Эрмитажа» и его электрическое освещение. Надо сказать, что изначально эти фонари на массивном основании выглядели по-другому — цоколи несли более высокие струнные колонны с яркими угольными дуговыми лампами, которые в советское время заменили стандартными лампами накаливания. В первоначальном виде фонари такого типа сохранились на Ивановской площади в Кремле.
Второй вид светильников — невысокие парковые торшеры, спроектированные в 1950-е годы специально для «Эрмитажа» институтом «Мосгазпроект».
Опоры установлены на массивные основания, украшенные орнаментом в стиле «Сталинский ампир» — растительные элементы декора здесь сочетаются с советской символикой. Верхнюю часть фонаря венчают шесть шарообразных плафонов, которые создают приятное мягкое свечение.
В саду стоит еще один исторический объект — единственный сохранившийся фонарь 1912-1913 годов. До нашего времени он дошел целиком. Проект этого типового уличного источника света был разработан Отделом освещения Мосгордумы, а изготовили фонарь в польском городе Сосновицы. Надо сказать, к самому «Эрмитажу» этот дореволюционный светильник отношения не имеет.
Его установили здесь в 2004 году, а нашли в районе бывшей Божедомки, в траншее, когда перекладывали трубы. На решение «прописать» фонарь в Каретном Ряду, видимо, повлиял тот факт, что в том же 2004 году отмечалось 110-летие со дня открытия «Эрмитажа». А раритет откопали в местах, где когда-то находился предшественник парка — старый «Эрмитаж», основанный в начале XIX века. Впрочем, в том саду нашего фонаря тоже, как говорится «не стояло». К моменту его появления «Эрмитаж» уже лет 20 как был закрыт, а его территория застроена домами. Такая вот витиеватая история.
📍 Адрес: Ул. Каретный Ряд, 3, стр. 15А (метро «Чеховская»)
Фонари в ансамбле памятника Гоголю
В 1909 году на площади Арбатских ворот был открыт памятник Гоголю работы скульптора Николая Андреева. Частью художественного ансамбля были четыре бронзовых фонаря. В основании каждого — три бронзовых льва, поддерживающие массивный шар.
Их прообразом стали львы с пилонов ворот Английского клуба на Тверской. От центрального ствола фонаря, богато декорированного орнаментом, идут три художественных ответвления, которые держат стеклянные плафоны. Часто авторство фонарей приписывают Фёдору Шехтелю. Но скорее всего Андреев просто учёл советы знаменитого мастера.
Бронзовые фонари и сегодня остаются на своем месте, а вот сам памятник в 1950-е годы «переехал» на могилу Николая Васильевича в Донской монастырь, а потом во двор дома на Никитском бульваре, где писатель жил последние годы. Работу Андреева заменили монументом, созданным советским скульптором Николаем Томским. С чем же были связаны эти рокировки? Дело в том, что творение Андреева, безусловно интересное, тонкое и необычное, вызвало в обществе разноречивые отзывы. Большинство ждало образа писателя, к которому привыкло. А вместо этого, как вспоминают современники, появилась «трагическая, мрачная фигура: голова, втянутая в плечи, огромный, безобразящий лицо нос и взгляд — тяжёлый, угрюмый, выдающий нечеловеческую скорбь... В сумерках и лунной ночью он будет прямо страшен, этот бронзовый великан на Арбатской площади, замерзший в позе вечной думы...»
В 1936 году было принято решение о сооружении другого памятника. Через 16 лет, к столетию со дня смерти классика, на месте старого монумента поставили новый «правительственный вариант» — фигуру писателя во весь рост, торжественно стоящую на высоком пьедестале с помпезной надписью: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года».
Только москвичи не приняли и такого Гоголя, академического. Сразу же после открытия памятника в народ «ушла» эпиграмма:
Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя – помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит – для смеха!
📍 Адрес: Гоголевский бульвар (метро «Арбатская»)
А какие старинный фонари приходилось встречать вам? Поделитесь в комментариях!
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: