Атмосфера в городе складывается из множества милых, уютных мелочей, в том числе таких, как уличные фонари. Давайте полюбуемся на самые красивые «огни» Москвы 👇
Фонарь «Богиня ночи» возле особняка Николая Стахеева
Один из самых красивых фонарей в Москве расположен на Старой Басманной возле особняка XIX века, принадлежавшего Николаю Стахееву, известному промышленнику, богачу, коллекционеру и меценату. Николай Дмитриевич вошёл в историю ещё и как прототип «отца русской демократии» Ипполита Матвеевича Воробьянинова из романа «Двенадцать стульев». Когда после революции в национализированном дворце Стахеева открыли Дом железнодорожников, в роскошных интерьерах случайно нашли ценности бывшего владельца. На часть тех сокровищ был построен Дом Культуры железнодорожников на современной Комсомольской площади. Эту историю узнали корреспонденты газеты «Гудок» Илья Ильф с Евгением Петровым и решили использовать для своего знаменитого произведения.
Но вернемся к нашему фонарю. Он представляет собой фигуру девушки с факелом-светильником в протянутой руке. Женская скульптура установлена прямо в середине фонтана. По мнению искусствоведов, это никто иная, как древнегреческая богиня Никта. Существовало поверье, что такие статуи отгоняют от дома злых духов и способствуют мирному и здоровому сну.
Николай Дмитриевич, живший на широкую ногу, выписал уличный фонарь из самого Парижа. Надо сказать, французское искусство тех лет отличало уважение к естественности и гармоничным пропорциям. Поэтому в грациозной фигуре «богини ночи» все предельно натуралистично и сдержанно — никакого гротеска и эпатажа.
📍 Адрес: ул. Новая Басманная, 14, стр. 1 (метро «Красные ворота»)
Фонари усадьбы Усачёвых-Найдёновых
Недалеко от Курского вокзала на Садовом кольце расположена старинная усадьба Усачёвых-Найдёновых, известная также как «Высокие Горы». Даже если названия вам ни о чем не говорят, вы наверняка видели это место в кино. В усадебном парке, например, снимали сцены фильма «Покровские ворота» (1982), любимого не одним поколением телезрителей.
Сейчас «Высокие горы» занимает центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины. Территория, как правило, закрыта для свободного посещения, но, если вам когда-нибудь доведется здесь побывать, советуем присмотреться к великолепной паре фонарей, что освещают лестницу при входе в главное здание. Они были созданы по проекту знаменитого швейцарского архитектора Доменико Жилярди и установлены в начале 1830-х годов. Исторические светильники отличает высокохудожественное ценное литье. Правда до нашего времени они дошли уже без многих деталей уникального декора.
📍 Адрес: ул. Земляной вал, 53, стр. 1 (метро «Курская»)
Фонари дома Морозовых
Электрические фонари на воротах Морозовской усадьбы под стать самому особняку — такие же роскошные, с правильным орнаментом, схожим с фасадом готического замка, и множеством изящных деталей. Но есть что-то зловещее в этих прихотливо изогнутых гибких прутьях, напоминающих лапки хищного паука. Тревога усилится, если вспомнить историю дома на Спиридоновке.
С истинно купеческим размахом дворец в модном среди предпринимательского сословия неоготическом стиле, был построен Федором Шехтелем в 1898 году для Саввы Морозова, знаменитого промышленника и мецената. Здесь он жил вместе с любимой супругой Зинаидой. В 1905 году Савва Тимофеевич погиб в Каннах, в номере гостиницы при загадочных обстоятельствах. Вдова осталась хозяйкой городского имения. Однако вскоре его продала из-за того, что в доме стали твориться странные вещи. По ночам из покоев усопшего доносились шаги и кашель. Кто-то двигал мебель… Усадьбу Морозовой купили Рябушинские, но обретались там недолго. Беспокойный дух бывшего владельца выжил их тоже. Призрак миллионера, если верить легендам, до сих пор обитает в стенах дворца.
Что касается самих фонарей, на изначальном проекте Шехтеля их не было. Вероятно, появились они возле усадьбы значительно позже.
📍 Адрес: ул. Спиридоновка, 17 (метро «Баррикадная»)
Фонари в Газетном переулке
Одни из самых интересных фонарей расположены в Газетном переулке возле усадьбы князя Сергея Меньшикова, внука сподвижника Петра I Александра Меньшикова. Эти уличные источники света принято относить к числу самых ранних в Москве. Время появления: 1778 год. Два металлических фонаря освещали парадную лестницу в особняк, построенный архитектором Михаилом Казаковым. Изначально в них горели масляные светильники.
Любопытно: во всех описаниях указано, что фонари в Газетном переулке подлинные. Вот только на фотографиях 30-х годов у подъезда дома их не видно. Быть может исторические арт-объекты на какое-то время убирали, а потом вернули на прежнее место.
📍 Адрес: Газетный переулок, 1/12, стр. 4 (метро «Охотный ряд»)
Фонари на Пушкинской площади
6 июня 1880 года в Москве был торжественно открыт памятник Пушкину: 18 гранитных тумб с венками и гирляндами лавровых листьев, 11-метровая бронзовая фигура на гранитном пьедестале с изящными ступенями и цоколем.
«…И фонари четырехглавые
Как часовые величавые
Вас охраняют по углам –
Диагональным сторонам».
Изначально композицию, созданную скульптором Александром Опекушиным и архитектором Иваном Богомоловым, установили на Страстной площади. Прекрасные чугунные с четырьмя светильниками фонари в ансамбле памятника тогда были газовыми. В 1930-е годы их переделали под электрические лампы. Через 20 лет монумент был перемещён на другую сторону Страстной площади из-за её реконструкции. В 1973 году во время реставрации верхнюю часть фонарей заменили на точные копии. Подлинные светильники можно увидеть в экспозиции музея «Огни Москвы» и Пушкинского музея.
📍 Адрес: Пушкинская площадь (метро «Пушкинская»)
Фонари на Крымском мосту
Большие электрические фонари в конце Крымского моста около главного входа в Парк Горького появились в конце тридцатых годов. Это работа известного архитектора Александра Власова. Светильники под стать мосту — помпезные и монументальные, с пятиконечными звёздами наверху.
Заслуживает внимание и освещение моста в целом. Заметим, что, оформляя подсветку объектов, дизайнеры создают цветовую карту, объясняющую, почему выбрано именно такое решение. Специалисты ищут минерал, ценный камень, металл, максимально соответствующий общей концепции. Именно поэтому каждый мост в Москве имеет индивидуальный световой образ. Крымский мост переливается огнями в стиле рутила и кварца. Тёплые золотистые оттенки, отражаясь в реке, визуально смягчают массивное сооружение. В то же время, распространяясь по водной глади и преломляясь, свет подчеркивает особенность уникальной архитектуры Крымского моста.
📍 Адрес: Крымский мост (метро «Парк Культуры»)
А какие старинные фонари приходилось встречать вам? Пишите в комментарии 👇
--------------------------------------------------------------
Также может быть интересно: