Найти тему

Свой путь (19)✨Сложный выбор

"...Елизавета Никитична поняла, что убеждать Надю бесполезно. Поэтому попросила:

- Давайте сделаем так. Вы пока давать ход своему обращению не будете, а я в ближайшее время, когда поеду на совещание в районо, подниму этот вопрос..."

Дорогие друзья! Огромное спасибо вам за лайки и комментарии!👍👍👍

Начало здесь.

Глава 18 здесь.

Читайте: Судьба красавицы.

Весь следующий день Надя не выходила из своего кабинета. Настроение у неё было прескверное, разговаривать ей ни с кем не хотелось. Маша сама поднималась к Надежде на второй этаж, чтобы спросить, как дела.

- Лучше не спрашивай, - отвечала всякий раз Надя и смотрела при этом в окно.

- Сегодня после уроков приходи в кабинет домоводства. Будем с девочками выбирать модели юбок.

- А без меня не сможете? Не хочется мне здесь оставаться. Ко мне заходила вездесущая Лидия Антоновна. Интересовалась, почему я вернулась из дома в плохом настроении. Я едва сдержалась, чтобы ей грубо не ответить. Лишний раз с ней сталкиваться не хочется.

- Так дома тебе всё равно делать нечего.

- Откуда ты знаешь? Что-нибудь придумаю, а для выбора модели нужно вдохновение. У меня его совсем нет. Так что обходись пока без меня.

Маша только попросила:

- Надя, ты только на болото не ходи, обещаешь?

- Одна не пойду, всё равно от этого толку никакого. Там нескольким людям искать надо, а не одному. Ладно, раз ты переживаешь за меня, скажу тебе, чем планирую заниматься. Письмо хочу составить, чтобы детям подвоз организовали. Пока у меня внутри всё кипит, буду писать. Всё подробно изложу, расскажу, как детям по бездорожью ходить приходится или по лесу, где на почтальонку напали. Приукрашу для убедительности, напишу, что диких кабанов в лесу много много и волки водятся. Завтра принесу бумагу всем вам на подпись.

Маша отправилась к себе, решив, что сегодня после уроков будет заниматься с Варварой русским и математикой.

Оказалось, что диктанты Варя писала неплохо, но для поступления нужно было готовиться к сочинению. А вот с задачками у Вари была просто беда. Не понимала она их и всё тут.

- Наверное, бесполезно мне что-то объяснять, неспособная я.

- Всё получится если не с первого раза, то со второго или с третьего. Главное - руки не опускать.

- А если нет? Тогда Васе я буду не нужна, - взволнованно ответила Варя и призналась: - Он мне проговорился, что его мама хочет, чтобы у сына была жена с образованием. Да и он сам говорит, что за образованием будущее. Одних школьных знаний мало. В общем, если в техничках ходить буду, то вряд ли он на мне женится.

- Варя, учиться надо в первую очередь для себя, а не для кого-то. Тогда у тебя второе дыхание откроется и всё получится. А Вася...Если ты ему будешь нужна, то образование твоё роли не сыграет, поверь мне.

Варвара согласно кивнула и продолжила заниматься, правда, без особой охоты. Маша смотрела на соседку, которая выводила буквы в тетради, и думала, что, что у той обязательно всё получится, просто время надо. Прошло уже несколько лет после окончания школы, многое забылось. Но если постараться, то всё вспомнится. И она, Маша, обязательно Варе поможет.

***

Утром, когда Маша едва успела зайти в школу, к ней подошла Надя.

- Я целую ночь не спала, всё обращение составляла. Хочу, чтобы ты прочитала, а потом я Елизавете Никитичне его отнесу. Пошли поскорее в класс.

- Не торопись, занятия ведь всё равно начинаются с девяти часов.

- Но твои приходят раньше.

- Только те, кому я говорю, чтобы дополнительно заниматься.

- Ох, Маша, и надо это тебе? Своё время тратишь, причём бесплатно.

- Мне времени не жалко. Главное, чтобы мои ученики всё поняли и всё усвоили. Такая радость у меня на душе, когда вижу, как они начинают решать задачки, которые раньше были им вовсе не понятны.

- Чересчур ты добрая, скоро сядут на тебя и поедут. Я имею в виду директора и всех остальных.

- Мне об этом и девчонки, с которыми я училась, говорили.

- Вот и я это вижу, но давай ближе к делу. Вот моё обращение, посмотри, пожалуйста. Может, добавить надо что-то или убрать. Я ведь написала всё, что думаю.

Маша внимательно прочитала всё то, что написала Надя. Обращение было составлено грамотно. Надежда перечислила все причины, из-за которых подвоз детей в школу был просто необходим. И в конце дописала, что в случае, если данное обращение не получит положительного ответа, на достигнутом она не остановится, а пойдёт дальше и обратится в вышестоящие инстанции.

- Надя, ты как будто только тем и занималась, что обращения составляла, так всё грамотно написано.

Надя улыбнулась. Было видно, что ей пришлась по душе похвала коллеги.

- Тогда пойду к Елизавете. Надеюсь, что и она оценит мои старания.

Не успела Надя выйти из кабинета, как в него зашли Лиза и Люба. Они всегда приходили раньше, чтобы дополнительно позаниматься со своей учительницей. Минут через пять пришёл Саша, и Маша начала ещё раз объяснять ребятам пройденный вчера материал. Потом дети выходили к доске и решали примеры и задачки. Прошло минут пятнадцать, когда в кабинет не вошла, а влетела Надя.

- Маша, то есть Мария Ивановна, можно Вас?

- Уже иду, - ответила Маша и вышла из кабинета, предварительно дав детям задание.

- Представляешь, что мне сказала наша директриса?

- Нет, но могу предположить, что ничего хорошего не сказала, - ответила Маша. Раз Надя назвала Елизавету Никитичну директрисой, значит, разговор у них был не самый приятный.

- Видите ли такие обращения писать нельзя, потому как на школу можно навлечь неприятности. Проверки всякие и тому подобное. В общем, боится наша Елизавета плохой стать в глазах вышестоящего начальства.

- И что теперь делать?

- Я отступать не собираюсь. Это она потерять место своё тёпленькое боится, а мне боятся нечего. Так что я до конца собираюсь идти. Пойду в учительскую, буду подписи собирать. Надеюсь, что ты со мной?

- Конечно. Давай бумагу, я подпись свою поставлю.

- Вместе мы сила! - уже более спокойно сказала Надя, а затем направилась в учительскую. - Надеюсь, что вдвоём с тобой мы не останемся. Найдём поддержку среди своих коллег.

***

Написанное Надей обращение вызвало настоящий переполох в школе. Елизавете Никитичне пришлось собирать всех коллег на внеплановое совещание.

- Надежда Дмитриевна и Мария Ивановна! Меня радует, что вы переживаете за детей, но поймите, что транспорт выделить нам не смогут, скажут: нужно обходиться своими силами. Я вам так уверенно об этом говорю, потому что уже поднимала данный вопрос.

- Значит, надо ехать сразу в область. Если на месте нам не могут помочь, значит, в области разберутся. Если же и там махнут рукой, то надо поднимать вопрос на самом высоком уровне. Я уверена, что такая проблема не только у нас, но и в других деревенских школах. Скоро холода, дети начнут занятия пропускать. И всё из-за чего? Потому что далеко добираться.

- Смею заметить, - вмешалась Лидия Антоновна, мы в своё время тоже пешком в школу ходили. Мне, например, пять километров ходить приходилось, и ничего. Как видите, жива и здорова, образование смогла получить, если захотела.

- Вы ещё вспомните, что Наполеон до Москвы пешком дошёл, - язвительно заметила Надя. - Сейчас времена другие. Так что дети должны ездить на транспорте, а не добираться до школы не пойми как.

Лидия Антоновна переменилась в лице. Слова Нади ей явно не понравились.

- Понимаете, - продолжила Елизавета Никитична. У нас после Вашего обращения начнутся проблемы, которые нам не нужны. Вы взрослые люди и сами должны это понимать.

- Не будет проблем, если все подпишутся, - уверенно заявила Надя. - И в другие районные школы надо сообщить, что мы собираемся добиться подвоза детей. Пусть и они обратятся в районо. Тогда деваться нашим начальникам будет некуда.

Елизавета Никитична поняла, что убеждать Надю бесполезно, попросила:

- Давайте сделаем так. Вы пока давать ход своему обращению не будете, а я в ближайшее время, когда поеду на совещание в районо, подниму этот вопрос.

- Вы же сами сказали, что уже всё обсуждали, но результата не было. Да и когда ваше совещание? Скоро сентябрь закончится. Нет, я в ближайшие дни собираюсь ехать в город. Так что мне нужны подписи коллег.

- Коллеги, я надеюсь на ваше понимание, - сказала Елизавета Никитична и так посмотрела на учителей, что они опустили глаза так же, как это делали их ученики.

Никто из коллектива, кроме Маши и Нади, под обращением свою подпись не подставил. Коллеги боялись испортить отношения с директором, чем Надя была возмущена.

- Вот поэтому у нас всё через одно место идёт. Многие отмалчиваются, живут по принципу "моя хата с краю". Не повезло вам всем, потому что я пойду до конца! - заявила Надя и вышла из учительской.

Лидия Антоновна, посмотрев на Машу, а затем на коллег, произнесла:

- Мне кажется, что Надежда Дмитриевна, забывается, где находится. Её манеры далеко не учительские. Нужно дать ей понять, что она может вылететь из школы. Да и не только из нашей, вообще, в образовании ей не место. Думаю, Мария Ивановна, Вам придётся сказать это Вашей коллеге, потому что нас она слушать не станет. Конечно, если Вы не заодно с ней.

Маша понимала, что сейчас стоит перед выбором. Ей нужно либо согласиться с мнением большинства и поговорить с Надеждой, либо встать на её сторону.

Продолжение.