Статья для тех, кто уже учится, и для тех, кто еще только собирается учиться в музыкальной школе, и даже не знаю, к кому больше она обращена, к родителям или педагогам…
Думаю, и к тем, и другим…
Итак, о наболевшем…
Для кого-то музыкальная школа – это, действительно школа, в которую дети ходят учиться, а для некоторых, и, увы, большинства, это «место», куда дети «просто ходят», но многие из них, как дети, так и их родители, считают и почти уверенны, что они «ходят учиться музыке», но в действительности, это не так…
Я давно собиралась поговорить на эту тему со своими читателями, но как-то все не получалось, и как всегда, к написанию статьи меня подтолкнуло одно событие, один разговор родителей и… беседа с одним из моих коллег.
Итак, все по порядку.
Неделю назад я со своим учеником вернулась с международного конкурса, который в действительности, очень серьезный и престижный конкурс, на который участники проходили предварительный отбор.
Поэтому во втором туре никаких «слабых» и «неподготовленных» участников…
Вообще, в этой статье хочу рассказать не о конкурсе, а о том, что именно такие конкурсы очень показательны в плане того, что значит «учиться играть на инструменте»…
Все конкурсанты показывали «блестящее» владение инструментом…
Я понимаю, что участие в таких конкурсах – это вовсе не обязательно, да я и не об этом…
Я о том, что в этом конкурсе, да и подобных ему, участвуют дети из специализированных школ, «демонстрируя» высочайший профессиональный исполнительский уровень…
Конкурсантов из «обычных» музыкальных школ, тем более, из провинции, на этом конкурсе почти не было, а в группе, в которой участвовал мой ученик, просто, не было, это, в общем, и понятно: «высокие» конкурсные требования и выполнить их в условиях обычной школы очень сложно.…
Однако, при этом, обычные музыкальные школы – это не кружки и не «обще развивающие» центры, а школы, в которых дети учатся, между прочим, не только по обще развивающим программам, но и по «предпроффессиональной» программе, которая подразумевает подготовку детей к будущей профессии музыканта, НО…
Работая в обычной провинциальной музыкальной школе, хочу сказать, что между учениками, которые учатся по общеразвивающей программе или предпрофессиональной, никакой разницы нет…
В действительности, есть дети, которые занимаются… немного, но регулярно, есть дети, которые занимаются немного и нерегулярно, а есть дети, которые не занимаются или занимаются так, что на урок приходят с тем, с чем ушли с предыдущего урока, а иногда и того с чем ушли, уже и «в помине нет»…
И как говорится, «почувствуйте разницу»: дети, которые занимаются в специализированных школах с регулярными многочасовыми домашними занятиями и дети, которые занимаются в обычных школах по предпрофессиональной программе, но… без серьезной домашней работы.
Как-то я стала невольно свидетелем одного разговора двух мам: "Ребенок занимается почти каждый день, по часу точно, а оценки все «четверки», никак «пятерки не получаются».
– «А мой дома почти не занимается, хорошо, если минут двадцать перед уроком, но зачеты как-то сдает, бывают даже и четверки…»
А я вспомнила, как-то одна из моих мам обратилась к ребенку: «Это чья зона ответственности, что ты не подготовилась к уроку?»
А ребенку шесть лет…
А на самом деле, чья зона ответственности, кто отвечает за то, что ребенок дома занимается или нет, кто виноват в том, что один ребенок все-таки учится в музыкальной школе, а другой – просто ее посещает?
За мои сорок с лишним лет моей педагогической работы у меня никогда не было тех, кто школу посещали… до некоторых пор, а сейчас…
А сейчас ситуация такова, что некоторые ученики в школу ходят, уроки не пропускают, но и домашней работы, какой она должна быть, нет.
И в этом отчасти, вина моя. Раньше я отбирала детей «по родителям», они у меня сдавали вступительные экзамены. И вот, позволила себе взять ребенка потому, что попросили, как говорят «по знакомству», а кого-то взяла, не пообщавшись с родителями, и вот результат, а точнее, хорошего результата нет, его и не может быть, без домашней работы, серьезной и регулярной, без родителей – это не возможно!
Научиться играть на инструменте – это не «ВПР» написать, и не галочки в тесте поставить…
Поэтому, как говорил мой педагог: «Со скрипочкой ходить, конечно, красиво, но на этой скрипочке надо еще и заниматься»...
Как-то со мной поделился мой коллега: «Из восемнадцати учеников пятеро занимаются, а остальных близко к музыкальной школе не подпустил бы…»
Музыкальная школа для ребенка – это прекрасно, но призываю всех родителей подумать о том, все-таки, чья это зона ответственности в том, чтобы ребенок учился музыке, а не ходил в школу, чтобы у него все получилось, и в итоге он мог порадовать своим исполнением на инструменте и себя и своих близких.
Жду ваших комментариев.
Ваша Галина Молькова.