Найти в Дзене
ПАЯЛЬНИК НА ПЕНСИИ.

НЕМНОГО О РЕАНИМАЦИИ СТАРОГО АУДИО И ПРОБЛЕМАХ БЕЗ РЕШЕНИЙ.

НЕМНОГО О РЕАНИМАЦИИ СТАРОЙ АУДИОТЕХНИКИ.

Приветствую подписчиков и читателей моего канала!

Поздравляю с праздниками мая!

После начала публикаций на канале, ко мне стали обращаться с просьбами о консультации по тем или иным аппаратам, и просьбами восстановить имеющуюся у кого-то в пользовании или недавно приобретённую раритетную но «рабочую аудиотехнику».

Я всегда относился и отношусь с уважением к выбору обращающихся, выслушиваю проблемы, но в большинстве случаев (последнее время) отказываю в просьбе отремонтировать или реанимировать старую технику. С консультациями немного проще, к стати, за них я деньги не беру. И в сегодняшней короткой статье объясню почему.

А сегодняшнею статью я хочу посвятить проблемам восстановления старой аудиотехники.

Дело не в том, что я «зажрался» или вознёс себя на лавры супер-ремонтника. Всё банально проще. Во-первых, возраст и глаза быстро устают. А во-вторых, как показала практика последних двух месяцев, клиенты пытаются принести на ремонт аппаратуру конца 70-х, начала 80-х годов прошлого века. И ладно бы, аппаратура была домашнего хранения, но большинство её в буквальном смысле из сарая, куда она была отправлена хозяевами много лет назад, а после или была извлечена при очередном разборе завалов, и взыграла ностальгия, или просто её протёрли от пыли и продали на торговых площадках, неискушённому в этих делах покупателю. И вот теперь этот самый покупатель всей душой желает это приобретение оживить.

Дело, конечно, похвальное, но тут возникают две проблемы. Первая – это аппаратура, которая до ссылки в сарай, уже побывала у некоторых мастеров, которые постарались усугубить уже случившуюся неисправность (по этой причине аппаратура и попала в сарай, иначе она бы ещё радовала хозяина, а выбросить сразу рука не поднялась). А метеоусловия сарая, мягко говоря не совсем способствуют сохранности как внутренних, так и внешних частей аппаратуры. Кроме того, она становится обиталищем разных насекомых, а иногда даже мышей.

По этой причине восстанавливать уже не чего. Даже на донорство не всё пойдёт.

Вторая причина – это отсутствие в продаже очень старых, а зачастую эксклюзивных запчастей. Надо сказать, что до середины 80-х все боролись с унификацией, ругали её. В те годы каждая уважающая себя иностранная фирма разрабатывала свои лентопротяжные механизмы, свои стандарты звуковоспроизведения и даже свои уникальные микросхемы. Делалось это не из –за «назло конкурентам», а потому что при удачном решении, конкурентам было выгодно купить готовое решение, чем затрачиваться на разработку нового, но чего-то очень похожего. То есть, банальная корысть на перспективу. Так появлялись оригинальные механические модули, которых больше как у производителя купить было нельзя. Да и сам производитель не старался поддерживать более пяти лет производство этих самых модулей. Зачем? За пять лет аппаратура ломалась, выходила из моды, появлялись новые модели. Да и инженеры, будучи в здравом уме, не предполагали, что их детище будет работать по 40 или 60 лет.

Чтобы не быть голословным, приведу пару примеров из обращений последних двух недель.

Первое обращение – кассивер SONY HST-49.

В интернете желающие могут найти его фото и характеристики. Я не буду здесь выкладывать фото аппарата, соблюдая тайну клиента. Аппарат по внешнему виду сарайно-гаражного хранения. Вскрытие аппарата это не только подтвердило, но и показало «квалифицированное» вмешательство. Не родной двигатель на ЛПМ с регулятором частоты вращения от советской техники, не родная пружина в ЛПМ, которая максимально растянута. Попытка ремонта стабилизатора напряжения с заменой на советский транзистор, который к тому же поставили обратной стороной к радиатору по причине несоответсвия расположения выводов с оригиналом. При этом мастер не пытался очистить старую засохшую термопасту под микросхемами усилителя мощности. Для того, чтобы достать плату УНЧ со стабилизатором и темброблоком, обрезали сигнальные провода в экране. Откуда они шли разобраться можно по предположениям, осложнялось это дело тем, что на данную модель схему я найти не смог даже на платных ресурсах. Есть схема от старшей модели, у которой вместо стрелочных индикаторов уровня и силы сигнала радиоприёмника, уже установлены модные тогда светодиодные индикаторы. А это уже совсем разные схемы. Даже сравнивая их блоки питания в схеме и в реале. Из признаков жизни аппарат подавал только подсветку шкалы радиоприёмника.

Теперь пройдёмся кратко по электронной начинке аппарата. Плату стабилизатора УНЧ и темброблока я уже вкратце описал. Чуть подробнее о микросхемах УНЧ. Однокристальный, одноканальный ЧИП НА1350S, по описанию из даташита предназначен для работы в телевизионных приёмниках высокого класса. Выходная мощность до 20 Вт. На этом преимущества заканчиваются и начинается рекламные возможности технологий микросхемостроения тех лет. Входной усилитель микросхемы УНЧ, дифкаскад и драйверный каскад питаются однополярным напряжением до 30 Вольт. Это разумно, т.к. обычно, в телевизорах тех лет питание УНЧ осуществлялось от того же источника питания, что и кадровая развёртка. НО! В данной микросхеме выходной каскад запитан от источника двуполярного питания +/- 25 Вольт. Зачем? Т.е. в блоке питания телевизора нужен ещё один источник напряжения. В телевизорах динамик не отсоединяется, а значит УНЧ постоянно нагружен и пользователь не сможет закоротить выход УНЧ при подсоединении акустической системы. В данном музыкальном центре АС отсоединяемая. Логично было бы предусмотреть релейную защиту АС. Но её нет, впрочем как и на большинстве подобных музыкальных центрах тех лет. Т.е. сгорел УНЧ, гори и АС. Помню, как встраивал релейный узел защиты АС в музыкальный центр SHARP VZ-3000. Японцы редко заморачивались защитами в бюджетной технике. Сгорел – купи новый. Что поделать? Общество потребителей диктовало свои условия. Схема УНЧ на НА1350 в данном музыкальном центре включена не совсем по даташиту. Темброблок включен в обратную связь УНЧ, что тоже было модно в те годы. К качеству звучания подобное включение ничего не добавляло, но делало звук ярче. Единственное за что можно похвалить разработчиков этой модели, что темброблок они рассчитали на широко применяемых резисторах номиналом 250 кОм, что давало возможность, при самостоятельной модернизации УНЧ, уже не заморачиваться с темброблоком. Обычно переменные резисторы регуляторов тембра в подобных схемах имели сопротивление от 5 до 15 кОм. Это внушало оптимизм. Договорились с клиентом, что пока он ищет микросхемы УНЧ, я пытаюсь разобраться с поломкой тюнера.

Как и следовало ожидать, микросхем НА1350 в продаже не оказалось. Даже на Али-экспресс. АМ/FM тюнер тоже не порадовал. Выполненный на одной микросхеме СХ168 разработки SONY, в большом ДИП корпусе с 24-мя ножками и прижатой по всему корпусу к радиатору, тоже оказался спаленным. На плате видно, что в положительном источнике питания микросхемы тюнера кто-то из мастеров заменил обрывной резистор на отечественный МЛТ 0,5. И данной микросхемы в продаже тоже не оказалось.

Итог: вся электронная начинка не рабочая. ЛПМ тоже. Зачем его приобретали и на что надеялись? Вопрос. Да, был бы хотя бы внешний вид презентабельный, можно было бы выбросить всю начинку и переделать на чём-то современном. С аналоговой настройкой тюнера, даже сохранив оригинальную механическую память настройки на станции отдельно в АМ и FM диапазонах. Очень она меня заинтриговала, только поэтому я и согласился на ремонт аппарата. А работает память следующим образом. В левой части шкалы приёмника есть несколько квадратиков золотого цвета и две кнопки на лицевой панели «PROGRAMM AM и FM». Ручкой настройки приёмника подводим указатель настройки к первому квадратику, нажимаем кнопку, например FM, и удерживая кнопку крутим ручку настройки тюнера на интересующую станцию. Когда настроились на станцию, отпускаем кнопку, и можем повторить настройки на разные станции для оставшихся четырёх квадратиков. При дальнейшей эксплуатации, если случайно покрутили ручку настройки или надо быстро послушать другую станцию, просто вращаем ручку настройки. Как только указатель шкалы упрётся в установленный в нужном месте квадратик, ручка настройки застопорится и вы на искомой запомненной станции. Если интересующая станция находится по шкале дальше квадратика механического запоминающего устройства, просто нажимаем снова кнопку «PROGRAMM AM и FM», но теперь кратковременно, чтобы «перепрыгнуть» квадратик и настраиваемся дальше или вращаем ручку настройки до следующего квадратика механической памяти. Обнулить фиксированные настройки можно в обратной последовательности, по очереди зацепляя каждый квадратик кнопкой «PROGRAMM AM и FM», и вращая ручку настройки переместить все квадратики механической памяти в левую часть шкалы до упора. Мелочь, но до чего же оригинально сделана!

Оригинальных запчастей нет, внешний вид не презентабелен, клиент расстроен. Можно было бы всё это переделать на новое, но это уже другие деньги и времязатраты.

Второй аппарат принесли мне через неделю после SONY HST-49. И назывался он VICTOR KD-35.

-2

Такая премиум серия от JVC. Примерно тех же лет выпуска. По вышеуказанной причине фотографий данного аппарата здесь выставлять не буду.

По рассказу клиента, деку после покупки ему восстановил мастер. Единственное, что на ней не работали перемотки. Дека 100 Вольтовая.

Вскрытие показало, что мастер очень постарался. Очищена ржавчина на металлических частях корпуса и ЛПМ, проводка заменена на новую, заменены все электролитические конденсаторы. Редко увидишь такой объём работ. А вот с ЛПМ опять беда. Он же оригинальный, своей разработки JVC. А значит оригинальных запчастей не найдёшь. Хорошо было до санкций. На АВИТО немцы продавали наборы идлеров и пассиков по моделям разной старой аудиотехники. Сам там не раз покупал для ремонта. Теперь это не доступно. А на Али-экспресс из наборов пассиков и идлеров не всегда удаётся что-то подобрать. Особенно проблематично именно с идлерами. Дело в том, что все старые идлеры ОЧЕНЬ размерозависимы (я об этом писал в своей статье про кассетную деку SANUI). С декой JVC KD-35 такая же беда. В данном ЛПМ два пассика (не считая ещё двух для счётчика расхода ленты и привода крыльчатки автостопа). Один плоский пассик для привода тон-вала, а второй, квадратного сечения для привода узла подмотки ленты при воспроизведении. И три идлера. Один основной, который пружиной притянут к тон-валу, а от него вращение через ещё два идлера передают вращение на приёмный и подающий узлы. Вся загвоздка именно в основном идлере. От высоты обрезинки зависит перемотка. Максимально, что сейчас доступна высота обрезинки 2,5 мм (учитывая внутренний диаметр ), а оригинальная обрезинка имеет высоту 3,2 мм. Получается, что когда основной идлер упирается в тон-вал, он прижимает идлер перемотки вперёд с определённой силой, и тот передаёт вращение на приёмный узел кассеты. А если высота обрезинки основного идлера меньше необходимой, то он зажимает идлер перемотки с такой силой, сто тот не может вращаться. От просто иногда проскальзывает с характерным писком. Та же картина и с идлером обратной перемотки. Причём, если потянуть чуть вверх за рычаг основного идлера, то перемотки в обе стороны появляются. Рычаги идлеров перемоток закреплены жёстко на поворотных осях и в ни впрессованы оси для идлеров. Т.е. подогнуть не чего. Вот и получается, что восстановить работу перемоток пока не получается. Даже нет в продаже более высоких обрезинок с нужным внутренним диаметром, чтобы их обточить, как я делал на SANSUI.

Чтобы читатели имели представление о ЛПМ данного аппарата, размещаю фото, на котором не видно вспомогательных идлеров, но принцип работы примерно будет понятен.

-3

Теперь к электронной части аппарата. VICTOR KD-35, это не сильно отличающаяся модель от KD-31. Но схем в интернете нет ни на ту, ни на другую. Просто обе давно попадали ко мне на ремонт.

К тому же, определившись с неисправностью, я решил послушать аппарат. Воспроизводить-то он может! И тут меня ждало разочарование. На кассете, которая записана с большим уровнем, правый индикатор еле-еле отрывался от начала шкалы. Левый стрелочный индикатор не работал (о чём мне рассказал клиент), первые три сегмента пикового индикатора уровня светились постоянно, даже в режиме «СТОП». Замер напряжения на входе усилителя индикатора составлял примерно 30-60 мВ, вместо 300 мВ положенных. При этом подстроечные резисторы уровня напряжения на линейном выходе, были выкручены на максимум (до упора). Вывод напрашивался сам. Неисправность в универсальном усилителе записи – воспроизведения. А именно, проблемы в усилителе напряжения, выполненном на базе микросхемы ТА7140Р. Чтобы убедиться в этом достоверно, переключаю деку в режим «ЗАПИСЬ». Сигнал слабо, но записывается, частотные характеристики примерно сохранены, учитывая, что головка на деке поменяна, но настройку после замены, видимо, не делали.

Пиковый индикатор уровня один на оба канала. Выполнен на микросхеме ТС3404АР. По даташиту – это аналого-цифровой преобразователь . Поиск по интернету показал, что данная микросхема полных аналогов не имеет. Оригинала в продаже тоже нет. Но учитывая, что всё-таки четвёртый сегмент светодиодного индикатора пытается загореться, можно предположить, что неисправность первых трёх сегментах кроется в неисправности подстроечных резисторов, задающих порог срабатывания на входах микросхемы. Но эту проблему надо решать после того, как устранится проблема низкого выходного уровня универсального усилителя записи-воспроизведения.

Вишенкой на торте оказалась следующая проблема. В деке применена система шумопонижения ANRS, собственной разработки JVC. Это аналог нашего шумоподавляюшего фильтра типа «МАЯК». Делали это японцы, чтобы не платить за лицензию лаборатории DOLBY. Так они экономили на конечной цене, но в последствии японские магнитофоны не допускались к продаже в США без системы шумопонижения DOLBY. Это ввели в стандарт магнитной записи для бытовых магнитофонов. Извиняюсь, отвлёкся. Неисправность проявлялась следующим образом. При нажатии кнопки шумопонижения ANRS при воспроизведении кассеты, загорался зелёный светодиод, сигнализирующий о том, что система шумопонижения включена, но при этом пропадал звук на линейном выходе и выходе для наушников. Приплыли! Данная система шумопонижения выполнена на микросхеме собственной разработки JVC, на корпусе которой гордо красуется надпись: ANRS TAT000332-01. Две микросхемы – по одной на каждый канал. Естественно, в продаже их тоже нет, аналогов нет. ГДЕ БРАТЬ ЗАПЧАСТИ для восстановления деки?

И второй клиент расстроен своим приобретением.

К чему писалась вся эта статья? Чтобы предостеречь потенциальных покупателей от необдуманных покупок. К сожалению, сейчас уже невозможно найти оригинальные запчасти к старой технике, а значит не возможно всю её восстановить.

Как обычно, хотел уложиться в одну страницу, но вышло, то что вышло.

Извиняюсь за много букв, и надеюсь, что скоро опубликую что-нибудь жизнеутверждающее о состоявшейся реанимации.

Если вы решите обратиться ко мне за консультацией, имейте ввиду, что не всегда схема вашего аппарата может быть у меня под рукой, а память тоже уже вещь не надёжная.

Буду рад, если кому-то пригодилась моя статья.