– Свободная касса, – выкрикнула Карина, одновременно поднимая руку вверх.
К ней сразу выстроилась небольшая очередь.
Да, не так она рассчитывала провести каникулы. Весь второй семестр девушка подрабатывала, чтобы после сессии и производственной практики вместе с двумя подружками отправиться на пару недель к морю. Девчонки уехали, а она вот здесь – работает в сетевом кафе быстрого питания.
А все потому, что родители предупредили ее, что в этом году не смогут посылать ей деньги и что она должна или обеспечивать себя сама, или переходить на заочное и возвращаться домой.
– Тебе уже двадцать, пора быть самостоятельной, а не рассчитывать только на родителей, – сказал отец.
– Ты думаешь, пятнадцать тысяч, которые мы тебе каждый месяц посылаем, нам с куста падают? – добавила мать.
– А вы знаете, девчонкам, с которыми я в одной комнате живу, родители и по двадцать пять переводят, и посылки присылают, и вещи покупают. А вы пятнадцать тысяч переводите и подвигом считаете. На Алиску вы разве меньше тратите? – спросила Карина.
– Алиса еще несовершеннолетняя, мы обязаны ее обеспечивать, – ответила мать.
– На выпить и покypить вы тоже ей обязаны выдавать? – съязвила Карина.
Она обиделась на родителей потому, что их отказ дать ей денег на жизнь на время учебы был связан именно с младшей сестрой. Пятнадцатилетняя Алиса вместе со своими дружками и подругами от скуки решили посоревноваться в меткости. А в качестве мишени выбрали витрины магазина.
Хозяин не стал выскакивать на улицу и гоняться за подростками – он просто вызвал полицию. Так что, когда полицейские появились за спинами у подростков, убежать успели не все. Но и беглецов легко вычислили по камерам наблюдения, установленным над входом в магазин.
Родителям Алисы, так же, как и остальным, пришлось возмещать ущерб и платить штраф.
Сумма для них была приличная, поэтому надо было сократить какую-нибудь из статей расходов. Родители посовещались и решили, что следует перевести на самообеспечение старшую дочь.
Таким образом, Карине пришлось отказаться от поездки на море, а все заработанные деньги откладывать, чтобы было на что жить во время учебы.
Зная характер младшей сестры, девушка все заработанное сразу переводила на счет, оставляя на карте не больше двухсот рублей, потому что год назад уже был случай, когда Алиса, вытащив у нее из сумки карту, потратила все деньги. Хорошо, что там было немного.
Конечно, Карине было обидно, что за поведение младшей сестры в итоге оказалась наказана она. Но такое случилось уже не в первый раз, поэтому девушка не удивилась, а стала думать о том, что делать, чтобы это не повторилось.
Но родители все-таки ее удивили: в день зарплаты мать попросила Карину перевести ей часть денег на ЖКХ и продукты:
– Ты ведь уже получаешь зарплату, значит, должна вносить свою долю в семейный бюджет, – сказала она.
– А ничего, что я эти деньги откладываю на жизнь, потому что вы не собираетесь мне давать ни копейки? – спросила Карина.
– Ты уже совершеннолетняя, и мы не обязаны тебя содержать. Ты хоть и не на юридическом учишься, но законы знаешь, – ответила мать.
– Хорошо, тогда дай мне, пожалуйста, все документы на квартиру, – сказала Карина. – Моя доля в ней – одна четвертая. Выделю ее через суд. У нас все очень удачно – из общих шестидесяти двух метров – сорок метров жилой площади. Одна четвертая – это как раз самая маленькая комната около кухни. Продам ее и спокойно доучусь.
–Как это продашь? А если мы не согласимся?
– Так я сначала вам предложу, а если у вас денег нет, то продам тому, кто захочет купить. Вы уже три года пользуетесь моей комнатой бесплатно. Вернее, вы расплачиваетесь тем, что два месяца в году во время каникул я «объедаю» вас. А что? Сейчас я завтракаю чашкой кофе с бутербродом. Обедаю на работе. На ужин у нас, как правило, картошка или макароны с сосиской. И за эту тарелку макарон вы решили брать с меня плату? Мне, действительно, проще выделить свою долю в квартире и съехать от вас. Обсудите этот вариант.
Больше родители этот вопрос не поднимали, а через неделю Карина уехала на учебу.
Оставшиеся два года на каникулы она не приезжала ни зимой, ни летом. Пока была возможность, жила в общежитии – на лето устроилась в ремонтную бригаду при университете. Заодно и денег заработала.
Родители время от времени звонили Карине, спрашивали, как у нее дела. Дочь отвечала, что все нормально, но никаких подробностей не сообщала.
Мама рассказывала, что Алиса учится в колледже. А однажды спросила, не сможет ли Карина договориться, чтобы младшая сестра жила у них в общежитии – надо ее увезти из города, чтобы оторвать от компании, с которой она снова связалась:
– Ты скажи, что мы за нее платить будем, – просила мать.
– Мама, у нас даже не всем иногородним места хватает, а ты хочешь, чтобы в общежитие поселили вообще левого человека. Я даже спрашивать не стану. И вообще, следите за ней сами, я пишу диплом, работаю, у меня времени на Алису нет, – ответила Карина.
Девушка прекрасно понимала, что родители очень устали от выходок младшей дочери. Жить с Алисой и быть спокойным было нельзя, потому что от нее в любой момент можно было ожидать чего угодно.
Закончив девять классов на одни тройки, девушка не смогла поступить на бюджет даже в колледж. Родители были вынуждены платить за обучение. Но Алиса этого не ценила. Куратор группы, где она училась, постоянно жаловался на прогулы и несданные зачеты, а уж экзамены девушка обычно сдавала со второго или третьего раза.
Карина тем временем окончила университет и вернулась в родной город. Здесь было несколько промышленных предприятий, где она могла бы работать. Конечно, ей хотелось остаться в Москве, и с работой там было бы проще, но у нее не было возможности даже снять себе жилье по тем ценам, которые были в столице, не говоря уже о том, чтобы купить.
Помня о том, что родители требовали от нее денег в «общий котел», Карина все-таки решила официально выделить свою долю и жить хоть и в этой же квартире, но отдельно.
Ей удалось сделать это через суд, правда потребовалось почти три месяца. Родители были против, но Карина, зная, что, если она будет жить одной семьей с ними и Алисой, на свое жилье не сможет накопить никогда, потому что у нее не будет возможности откладывать.
После того, как все документы были оформлены, Карина врезала замок в дверь своей комнаты, купила себе маленький холодильник и стала жить отдельно.
– Имей в виду, стиральной машиной я тебе пользоваться не разрешу, и плитой в кухне тоже, – сказала мать, которая была очень зла на Карину.
Дело в том, что девушка работала на серьезном химическом предприятии, а родители знали, что там очень неплохие зарплаты и надеялись, что старшая дочь будет вносить хорошие деньги в семейный бюджет.
– Постирать и в прачечной самообслуживания можно, – ответила Карина. – А плиту могу и свою купить – небольшую, с двумя конфорками. Вызову мастера, он ее установит. Только вам придется один стол убрать, чтобы места хватило. Покупать? Или договоримся, какая конфорка будет моей?
Вот до таких неприятных мелочей доходило.
Карина никому из подруг и коллег не рассказывала, в каких условиях она живет – ей было стыдно, что у нее такие отношения с родителями. И в гости она никого не приглашала. А свой очередной день рождения отметила в кафе с двумя старыми, еще со школьных лет, подругами.
Так они жили почти год. Карина старалась на всем экономить, она откладывала деньги на первоначальный взнос на свою собственную квартиру. Девушка планировала прожить с родителями еще год. Но не получилось.
Однажды вечером Алиса не пришла домой. Родители звонили и ей, и всем ее друзьям, но телефон дочери был вне зоны, а те, кому им удалось дозвониться, ничего не знали.
Наконец на телефон отца поступил звонок из полиции. Алиса и трое ее друзей были задержаны с поличным при попытке совершить кражу. Они вскрыли квартиру, которая оказалась поставлена на охрану. Пока шло следствие, у этой компании произвели обыски и нашли кое-какие вещи и с других краж – в основном технику и ювелирку.
Родители решили нанять Алисе адвоката. Почему-то они были уверены, что хороший адвокат сможет полностью освободить дочь от ответственности, стоит только побольше заплатить.
– У нас мало денег. А ты, я знаю, на квартиру копишь. Дай нам в долг, мы потом вернем, – попросила мать у Карины.
– Бесполезно все это, Алиса все равно срок получит, там несколько эпизодов. И вещи у нее в комнате тоже нашли. Куда вы раньше смотрели? Может, вы всякие кольца-цепочки не видели. А ноутбук новый вы тоже у нее не заметили? Почему не спросили, откуда? А деньги, на которые Алиса себе крутой телефон и новые шмотки купила, вы тоже не видели?
– Ты не понимаешь! Девочке только недавно девятнадцать исполнилось, она еще почти несовершеннолетняя! Она только что окончила колледж! – кричала мать.
– Колледж она окончила не только что, а год назад, но почему-то нигде не работала, и вы с нее денег за проживание и продукты не требовали. А вот если бы Алиса работала, у нее не было бы свободного времени на глупости. Никаких денег я вам не дам. Тем более, что они в банке лежат. А снимать и терять проценты я не хочу.
Следствие закончилось. Родители ждали суда и приговора. Они надеялись на то, что Алисе присудят штраф и принудительные работы. Но в ходе следствия один из эпизодов переквалифицировали из обычной кражи в разбой, потому что вернувшийся домой хозяин, пытался защитить свое имущество и получил травму и сотрясение мозга. К тому же компания за два года наворовала чуть больше чем на миллион.
В тот день, когда состоялся суд, Карина, как обычно, пришла с работы около шести вечера. Не успела она войти в квартиру, как мать набросилась на нее с кулаками:
– Из-за тебя, все из-за тебя! Если бы мы могли взять того адвоката, которого нам советовали, Алису бы не посадили!
Оказывается, младшей сестре дали четыре с половиной года колонии.
Позже Карина узнала, что друзьям Алисы, у которых был «тот самый» адвокат, дали по шесть лет.
Жить в квартире с родителями стало невозможно. Отец молчал, мать постоянно ругалась. Она обвиняла старшую дочь в том, что она не забрала Алису к себе в общежитие, в том, что не дала денег на адвоката, и еще во многом другом.
Бывало, что Карина придет домой, закроется у себя в комнате, а мать начинает стучать ей в дверь и выкрикивать оскорбления.
Карина решила продать свою комнату. Для вручения родителям предложения о покупке она решила нанять адвоката, чтобы в случае чего у нее был посторонний свидетель.
Она оценила комнату, пригласив специалиста в тот момент, когда родителей не было дома. Для того, чтобы продать быстрее, поставила цену ниже, причем значительно. Сама в это время жила у подруги.
После того, как родители отказались от покупки, она дала объявление. Комнату взяли первые же покупатели.
Теперь у Карины были деньги и на первый взнос, и на ремонт. Правда, пришлось покупать однокомнатную квартиру, а не двухкомнатную, как она планировала сначала.
Ремонт девушка сделала только косметический, и то своими руками, потому что из квартиры родителей она смогла забрать только маленький холодильник. Так что пришлось потратиться на самую необходимую мебель.
Но Карина не переживала. Главное – теперь все в ее жизни зависит только от нее самой.
Автор – Татьяна В.