Для чего нужна данная статья? :
- научиться использовать определения переходов, используя детерминированные переходы в сложных условиях, закодированные непосредственно в сигнатурах перехода, используя ML.
Зачем Вам это уметь? :
- для моделирования систем с конечным числом состояний и переходов между этими состояниями.
- для решения задач, где необходимо управление поведением системы в зависимости от определенных условий или входных сигналов.
- реализовать логику переходов между состояниями.
// Definethe states and signals
enum State {
TextSegment,
InvalidSegment,
}
enum Signal {
RightBracket,
}
// Define the transitions using the procedural macro
fsm! {
transitions {
TextSegment on RightBracket => InvalidSegment,
InvalidSegment on RightBracket => TextSegment,
}
}
// Usage example
fn main() {
let mut machine = StateMachine::new(State::TextSegment);
// Trigger transitions based on signals
machine.trigger(Signal::RightBracket);
machine.trigger(Signal::RightBracket);
}
Способы реализации конечного автомата на Rust с ML
FSM с переходами, обученными с помощью ML
Описание: Использование машинного обучения для обучения функции переходов на основе данных. Вместо жестко заданных переходов модель (например, нейронная сеть или дерево решений) обучается предсказывать следующее состояние на основе текущего состояния и входного сигнала.
Реализация: Состояния и входные сигналы кодируются численно (например, с помощью one-hot encoding), затем модель обучается предсказывать следующее состояние. В Rust можно использовать библиотеки, такие как tch-rs (для нейронных сетей) или smartcore (для деревьев решений).
Применение: Подходит, когда логика переходов сложна или должна быть выведена из больших наборов данных.
FSM в контексте обучения с подкреплением
Описание: Интеграция FSM в систему обучения с подкреплением (RL), где состояния FSM представляют состояния окружающей среды. Агент RL обучается выбирать действия (входные сигналы для FSM), которые максимизируют награду, вызывая переходы между состояниями.
Реализация: FSM определяется как часть окружающей среды, а алгоритмы RL используются для обучения политики агента. В Rust можно использовать библиотеки для RL или реализовать алгоритмы самостоятельно.
Применение: Идеально для сценариев, таких как искусственный интеллект в играх, где агент должен выучить оптимальное поведение через взаимодействие с FSM.
Эволюция FSM с помощью генетических алгоритмов
Описание: Использование эволюционных алгоритмов, таких как генетические алгоритмы, для оптимизации таблицы переходов FSM под конкретную задачу.
Реализация: Таблица переходов представляется как генотип, определяется функция приспособленности на основе производительности FSM, а операции мутации и кроссовера применяются для эволюции более эффективных автоматов.
Применение: Полезно, когда оптимальные переходы неизвестны и должны быть найдены через оптимизацию, например, в проектировании автоматических контроллеров.
Вероятностный FSM с обученными вероятностямиОписание: Реализация вероятностного FSM, в котором переходы ассоциированы с вероятностями, обученными на данных с помощью ML.
Реализация: ML используется для оценки вероятностей переходов (например, через подсчет частот или более сложные методы). В Rust функция переходов может быть представлена как отображение в распределение вероятностей, а следующее состояние выбирается с учетом этих вероятностей.
Применение: Применимо в сценариях с неопределенностью или стохастическим поведением, таких как моделирование взаимодействий пользователей или обработка естественного языка.
FSM для поведения ИИ с условиями на основе ML
Описание: Использование FSM для моделирования поведения искусственного интеллекта (например, в играх или симуляциях), где ML применяется для обучения условий или параметров переходов между состояниями.
Реализация: Определяются состояния, такие как "ожидание", "атака" или "побег", а модели ML (например, классификаторы) используются для определения момента перехода на основе признаков окружающей среды.
Применение: Эффективно для адаптивных систем ИИ, которые должны динамически реагировать на изменения условий, например, в робототехнике или разработке игр.
Пример реализации конечного автомата с тремя состояниями (S0, S1, S2) и двумя входными сигналами (A, B).
Для начала добавим необходимые зависимости в файл Cargo.toml:
[dependencies]
tch = "0.7.0"
Ниже приведен полный код реализации:
use tch::{nn, Device, Tensor, Kind};
// Определение состояний автомата
#[derive(Debug, PartialEq)]
enum State {
S0,
S1,
S2,
}
// Определение входных сигналов
#[derive(Debug)]
enum Input {
A,
B,
}
// Структура нейронной сети
struct Net {
fc1: nn::Linear, // Первый слой
fc2: nn::Linear, // Второй слой
}
impl Net {
// Инициализация сети
fn new(vs: &nn::Path) -> Net {
// Входной слой: 5 нейронов (3 для состояния + 2 для входного сигнала), выходной: 10 нейронов
let fc1 = nn::linear(vs / "fc1", 5, 10, Default::default());
// Второй слой: 10 нейронов на входе, 3 на выходе (для предсказания состояния)
let fc2 = nn::linear(vs / "fc2", 10, 3, Default::default());
Net { fc1, fc2 }
}
// Прямой проход через сеть
fn forward(&self, xs: &Tensor) -> Tensor {
let xs = xs.apply(&self.fc1).relu(); // Первый слой с активацией ReLU
xs.apply(&self.fc2) // Второй слой без активации (для классификации)
}
}
// Подготовка обучающих данных
fn get_training_data() -> (Tensor, Tensor) {
let inputs = vec![
// S0, A -> S1
vec![1.0, 0.0, 0.0, 1.0, 0.0],
// S0, B -> S2
vec![1.0, 0.0, 0.0, 0.0, 1.0],
// S1, A -> S0
vec![0.0, 1.0, 0.0, 1.0, 0.0],
// S1, B -> S2
vec![0.0, 1.0, 0.0, 0.0, 1.0],
// S2, A -> S0
vec![0.0, 0.0, 1.0, 1.0, 0.0],
// S2, B -> S1
vec![0.0, 0.0, 1.0, 0.0, 1.0],
];
let targets = vec![
vec![0.0, 1.0, 0.0], // S1
vec![0.0, 0.0, 1.0], // S2
vec![1.0, 0.0, 0.0], // S0
vec![0.0, 0.0, 1.0], // S2
vec![1.0, 0.0, 0.0], // S0
vec![0.0, 1.0, 0.0], // S1
];
let inputs_tensor = Tensor::of_slice(&inputs).view([6, 5]); // 6 примеров, 5 входных значений
let targets_tensor = Tensor::of_slice(&targets).view([6, 3]); // 6 примеров, 3 выходных значения
(inputs_tensor, targets_tensor)
}
// Функция обучения сети
fn train(net: &Net, inputs: &Tensor, targets: &Tensor) {
let opt = nn::Adam::default().build(&net.fc1.vs, 0.01).unwrap(); // Оптимизатор Adam
for _ in 0..1000 { // 1000 эпох обучения
let output = net.forward(inputs);
let loss = output.cross_entropy_for_logits(targets); // Функция потерь
opt.backward_step(&loss); // Обратное распространение ошибки
}
}
// Преобразование состояния в one-hot вектор
fn state_to_one_hot(state: &State) -> Vec<f32> {
match state {
State::S0 => vec![1.0, 0.0, 0.0],
State::S1 => vec![0.0, 1.0, 0.0],
State::S2 => vec![0.0, 0.0, 1.0],
}
}
// Преобразование входного сигнала в one-hot вектор
fn input_to_one_hot(input: &Input) -> Vec<f32> {
match input {
Input::A => vec![1.0, 0.0],
Input::B => vec![0.0, 1.0],
}
}
// Предсказание следующего состояния
fn predict_next_state(net: &Net, current_state: &State, input: &Input) -> State {
let state_vec = state_to_one_hot(current_state);
let input_vec = input_to_one_hot(input);
let mut input_tensor = Tensor::of_slice(&[state_vec, input_vec].concat()).view([1, 5]);
let output = net.forward(&input_tensor);
let predicted = output.argmax(1, false); // Выбираем индекс с максимальным значением
match predicted.int64_value(&[0]) {
0 => State::S0,
1 => State::S1,
2 => State::S2,
_ => panic!("Недопустимое состояние"),
}
}
// Главная функция
fn main() {
// Инициализация переменных и модели
let vs = nn::VarStore::new(Device::Cpu); // Хранилище переменных на CPU
let net = Net::new(&vs.root());
let (inputs, targets) = get_training_data();
// Обучение модели
train(&net, &inputs, &targets);
// Тестирование автомата на последовательности входных сигналов
let mut current_state = State::S0;
let inputs_sequence = vec![Input::A, Input::B, Input::A, Input::B];
for input in inputs_sequence {
let next_state = predict_next_state(&net, ¤t_state, &input);
println!(
"Текущее состояние: {:?}, Вход: {:?}, Следующее состояние: {:?}",
current_state, input, next_state
);
current_state = next_state;
}
}
Объяснение кода
1. Подготовка данных
- Состояния (S0, S1, S2) и входные сигналы (A, B) кодируются в one-hot векторы:S0 → [1, 0, 0], S1 → [0, 1, 0], S2 → [0, 0, 1]
A → [1, 0], B → [0, 1] - Входные данные для нейронной сети — это конкатенация векторов состояния и входного сигнала (размерность 5).
- Целевые данные — one-hot векторы следующего состояния (размерность 3).
2. Нейронная сеть
- Модель состоит из двух полносвязных слоев:Первый слой: 5 входов (3 состояния + 2 входных сигнала) → 10 нейронов, активация ReLU.
Второй слой: 10 нейронов → 3 выхода (вероятности для S0, S1, S2). - Используется функция forward для прямого прохода через сеть.
3. Обучение
- Данные для обучения подготовлены в функции get_training_data.
- Обучение проводится с использованием оптимизатора Adam и функции потерь CrossEntropy на протяжении 1000 эпох.
4. Интеграция с конечным автоматом
- Функция predict_next_state преобразует текущее состояние и входной сигнал в one-hot векторы, пропускает их через сеть и возвращает предсказанное состояние.
5. Использование
- В main мы обучаем модель и тестируем автомат на последовательности входных сигналов [A, B, A, B], выводя результаты переходов.