Мы спускаемся по холодным, отдающим сыростью бетонным коридорам, словно в канализацию большого города. Разве что из-под ног не разбегаются сотни крыс, а дыхание не перехватывает от удушающей вони. Здесь только запах сырости, плесени и гул работающих вентиляторов, перемешанный с далекими голосами и звуками, доносящимися откуда-то из тоннелей. Нет, не тоннелей — бетонных крысиных нор, в которые снова приходится спускаться.
Вчера это казалось сценарием фантастических фильмов, а сегодня стало сюрреализмом настоящего. Десятки бетонных тоннелей, созданных еще дедами, внезапно обрели вторую жизнь, готовясь к новой войне. Недолго человечество продержалось без глобального трэша, но туда ему и дорога.
Чем дальше и глубже мы заходим в огромное бетонное чрево, тем больше охватывает чувство, что люди отсюда не уходили никогда. Они словно гномы, словно подземные голуумы копошились в ожидании, когда о них вспомнят там - наверху. И вот их час пришел. Мир снова на краю обрыва, за которым большое, черное ничто, радиационный угар и двухголовые мертворожденные создания, которых в прошлом называли детьми.
А голуумы подземелий, больше похожие на двуногих крыс, выживающих в любых условиях, готовятся к этому мрачному будущему, времени сталкеров и ночных дозоров. И как бы дико и фантастично это не выглядело - это наша реальная перспектива.
В каждом тоннеле свой железнодорожный путь. Когда-то здесь ходили целые составы, а сейчас полусамодельные тележки разных мастей. Огромный город подземных крыс готов принять избранных, которые смогут попасть сюда в случае большого пи... начала глобальной катастрофы. Жаль, но я точно знаю, что доехать до этого места не успею. Привет, динозавры! Мы следующие...
Мой проводник идет молча, словно понимает о чем мои мысли. Других мыслей здесь нет. Сколько получится выжить без окон, без воздуха, без света Солнца? Может лучше сразу на атомы и к духам предков? Чтобы не мучиться надеждой, что когда-то можно будет выйти наверх. Верха уже не будет.
Впереди маячат распахнутые стальные двери. Дальше нельзя. Дальше мрак истории или надежда будущего, дальше Метро 2033, Сталкер, битва за воду и кислород, никому не нужное золото и безумно дорогие патроны, потому что патроны - это еда, территория и право на жизнь среди других подземных крыс мрачного будущего всего человечества.
На поверхность всего три выхода. Чем их меньше, тем легче обороняться от других крыс, пожелавших укрыться от всепоглощающей радиации и диких зверей, в которых превратятся оставшиеся живые на поверхности. Больше никакого правительства, никаких законов, никаких границ. Человечность и была не в моде, а теперь потеряла всякий смысл, потому что человечество на краю большого обрыва: ты либо прыгаешь вниз, либо пытаешься удержаться, но все равно сорвешься когда кончатся силы.
Я сжимаю листок бумажной карты и представляю себя героем одного из фильмов постапокалипсиса, когда ты знаешь о существовании сакрального места, в которое почти нет шансов добраться. Большая выжженная земля, стаи бродячих псов, ощетинившихся окровавленной шерстью и с капающей на покрытый пеплом асфальт слюной. Цена жизни - ничто. Она бесценна от слова ничего не стоит. А разве до этого всего не было иначе?!
Вчера казалось, что все у нас будет и мы обязательно полетим на Марс. Сегодня я смотрю на уходящее за горизонт Солнце и у меня нет уверенности, что оно взойдет завтра. Нет, Солнце то взойдет, только Земля может быть уже совсем другой, и нас, строящих планы на будущее уже не будет.
Привет, динозавры! Мы следующие...