Оптимальный маршрут по Черногории: проверено на самых близких

Возможно, вы заметили, что в последнюю неделю на канале Записки кочевников выходили в основном ролики. Дело в том, что к нам в гости приезжали родственники, и мы каждый день старались показать им максимально интересные места, который, на наш взгляд, являются классикой для приезжающих в Черногорию впервые.

Итак, лучшие места, которые стоит посмотреть в Черногории, если вы тут первый раз.

Пешеходные маршруты.

Старый город Будвы

Начали со Старого города Будвы. Я даже немного позавидовала, хотелось тоже увидеть его, как в первый раз. Старый город хорош днем и ночью, в моменты, когда там много туристов, и тогда, когда он абсолютно пуст.

В ночи он смотрится особенно живописно

Велья маслина в Бечичи

Обожаю это место. Прогулка за деревню Ивановичи в горах над Бечичи - это нетронутая природа рядом с курортным поселком. Здесь можно увидеть старую оливу, которой более 2000 лет.

Подобных старичков осталось всего 6 в мире. Кроме оливы можно прогуляться по тропинкам к небольшим водопадам, заглянуть на развалины старой мельницы и даже в небольшую пещеру.

Подробно об этом маршруте я писала здесь.

Добавлю разве что фото пещеры, куда мы не забирались в прошлый раз, но добрались в этот. Пещера в целом ни о чем, интересного в ней только летучая мышь, которая не очень рада приближению людей. Она носилась по пещере, а потом нырнула куда-то вниз, куда человеку уже не пройти. Но подъем к пещере и сам факт того, что вы можете посетить ее самостоятельно, может быть интересен многим путникам.

Выбрать лучшее из того, что мы увидели в Черногории за год, и объединить в один туристический маршрут на десять дней. У нас это получилось.-3

Могрен: пляж и крепость

Могрен - пожалуй, красивейший пляж Будвы. Его невероятные цвета и переливы - в этом видео

Рекомендую пройти через грот на Могрен 2.

Грот в центре фото

И оттуда по невероятно живописной тропе подняться к крепости. Начало подъема довольно крутое, вдоль тропинки даже привязан канат для удобства подъема. Но в целом дорогу смогут одолеть даже не самые подготовленные походники.

Вид на Могрен 2 с подъема к форту

Свети Стефан и Милочер

Еще одна жемчужина Черногории. Мы специально выжидали солнечную погоду, чтобы краски на Свети Стефане играли на максималках.

Примерно вот так

Про это место достаточно сказать то, что оно входит в сотню красивейших пляжей мира.

Королевский пляж, Милочер

Попасть на сам остров Свети Стефан сейчас не получится (летом возможны групповые экскурсии), потому что курорт на маленьком островке суши закрыт. Но наш дрон облетел остров вдоль и поперек, так что можете полюбоваться, что там на закрытой территории.

Если собираетесь к Свети Стефану из Будвы пешком, приготовьтесь, что идти долго (есть альтернатива в виде автобуса). Но пешая прогулка дает возможность увидеть практически всю Будванскую Ривьеру, в том числе и классный пляж Каменово, расположенный сразу за тоннелем в Рафаиловичи. Вода там всегда невероятных оттенков.

Пляж Каменово

Автобусные маршруты.

Цетинье

Апрельская погода коварна, поэтому солнышко нам включали не каждый день. В самый пасмурный и дождливый день поехали в Цетине, ибо такая погода ему к лицу. Добраться из Будвы до Цетине можно на обычном рейсовом автобусе.

Цетине - культурная столица Черногории. Маленький и невероятно уютный городок в кольце гор.

пастораль Цетине

Цетине хорош в любое время года. В отличие от побережья там очень контрастно меняются времена года. Именно в апреле в Цетине стоит побывать обязательно, потому что в это время цветут дикие орхидеи - ятрышники и офрисы. Полянка орхидей находится над Цетинским монастырем, ориентир - часовня на скале.

Дикие орхидеи в Цетине

Подробно об этом городе я писала здесь:

Котор

Красивейший город Черногории, жемчужина залива. В Котор тоже легко доехать на общественном транспорте.

Прогулявшись по Старому городу, можно подняться на гору Пестинград. Туристическая тропа начинается за мостом в сторону Доброты и ведет к Которской крепости. Вход в крепость платный, стоит 15 евро. По Пестинградской тропе можно пройти бесплатно и даже попасть на территорию крепости и ее лучшую смотровую площадку. Правда, войти в крепость придется через окно. Но многие пользуются.

Вот это окно, в которое придется лезть

Мне же нравится атмосфера самой горы, ее тропинки, головокружительные панорамы пасущиеся животные и горные цветы.

Выбрать лучшее из того, что мы увидели в Черногории за год, и объединить в один туристический маршрут на десять дней. У нас это получилось.-13

Полет над Котором - здесь:

Морские маршруты

Остров святого Николая

Для морской прогулки мы выбрали поездку на остров святого Николая, тот самый, что напротив Будвы. На самом деле в районе Старого города очень много водных такси, которые предложат вам разные маршруты, например, в сторону Свети Стефана и даже в сторону Херцег Нови, в голубой грот. Есть возможность и съездить на рыбалку, только выбирайте утренние часы, после обеда хуже клюет.

В апреле на святом Николае еще ничего не работает. А в высокий сезон открывается пляж Гавайи и ресторан. Есть и пешеходная тропа по острову. Официально она закрыта, но найти ее достаточно несложно.

На острове чудесные пляжи, но стоит брать тапки-кораллки для комфорта.

Пляж на острове святого Николая

Куда съездить на машине в Черногории?

Национальный парк Ловчен.

В Ловчен можно попасть и по новой канатной дороге, которая в этом сезоне начала работу с 1 мая. Вот виды с канатки, снятые практически сразу после ее открытия в 2023 году:

Мы же поехали на машине. И, кроме видов верхней станции Кук, посетили две смотровые площадки с видом на Которский залив.

Это не фото с дрона. Так вы увидите Которский залив со смотровой площадки

Затем поднялись по серпантину к мавзолею Негоша. О нем здесь:

И устроили пикник в Ивановом корыте - там чудный лес и атмосфера:

Вид с Иванова Корита на мавзолей Негоша

Черное озеро и национальный парк Дурмидор.

Это север Черногории. Дорога довольно длинная, около 3,5 часов и много серпантинов. Но для представления о другой Черногории, сильно отличающейся от приморских территорий стоит съездить.

В конце апреля еще лежит снег в горах Дурмидора

Сначала попадаем в суровую и прохладную атмосферу Черного озера:

Черное озеро на самом деле зеленое

Затем подъезжаем к мосту Джурджевича, полюбоваться глубоким каньоном реки Тара. Для любителей острых ощущений там, кстати, оборудованы зиплайны.

Каньон реки Тары, вид с моста Джурждевича

Пераст и устрицы

После суровых горных пейзажей снова возвращаемся на улыбающееся побережье Адриатики. Едем за Котор вдоль залива. Дорога головокружительно хороша сама по себе. Заезжаем в открыточный городок Пераст. С набережной Пераста можно сгонять на лодочке на искусственные острова напротив.

Пераст

Вдоль залива сразу несколько устричных ферм, некоторые из которых превращены в кафе. Мы останавливались на ферме у Милоша (она самая популярная, легко ищется в гугле). Здесь можно попробовать свежайшие деликатесы Адриатики: рыбу, мидий, устриц.

Выбрать лучшее из того, что мы увидели в Черногории за год, и объединить в один туристический маршрут на десять дней. У нас это получилось.-21
Вот основные точки, которые, на мой взгляд, обязательно стоит включить в свое путешествие в Черногорию на пару недель. Пришлось пожертвовать Херцег Нови, Ульцинем, водопадом Ниагара с заездом в столицу, Баром с его Старым городом - просто не хватило на все это времени.

Но маршрут получился классным.

Апрель - начало мая идеально подходят именно для интенсивного отдыха с осмотром достопримечательностей и длительными прогулками и поездками. Плюс в это время проходит ежегодный Будванский карнавал, который станет приятным бонусом в поездке.

Летом для такого тура слишком жарко (планирую сделать отдельную подборку по пляжам, где можно лежать тихим тюленем). Что же касается купания в Адриатике, оно тоже возможно весной, но с перерывами на громы, молнии и похолодания. Температура воды около +18 градусов.

Мы же со своими гостями совершили еще поездку в Боснию и Герцеговину, о которой я тоже делала ранее подборку. Топовые локации этой страны можно посмотреть здесь:

Подробнее обо всех точках этого маршрута я еще буду рассказывать. Материала отснято много, в том числе с участием нашего нового помощника - дрона Мухи.

За перемещениями Кочевников в режиме реального времени можно следить в Телеграм канале. Он зовется также - Записки кочевников (можно найти в поиске или по ссылке в первом комментарии), там немного другой контент, что называется, для своих.