Канатная дорога на вершину горы Ловчен - это абсолютно новая достопримечательность Котора, открывшаяся 14 августа 2023 года.
Проработав ровно 2 месяца, дорога была отправлена в зимнюю спячку после минувших выходных - 16 октября. Мы успели оценить этот аттракцион в предпоследний день его работы. Запрыгнули в последний вагон, можно сказать!
Самые важные впечатления.
Стоит. Стоит! Дождаться нового сезона и непременно взлететь на вершину старика Ловчена на высоту более 1300 метров! Виды с канатки открываются просто фантастически красивые. 11 минут подъема - это смена самых ярких картинок и самых непредсказуемых погод Черногории.
Стартует дорога очень шустро, потому что подъем действительно крутой.
Гондола снижает темп на середине, именно там, где открывается самый головокружительный вид на Котор и залив.
А потом въезжает в облака, которые практически всегда являются верными спутниками и стражами Ловчена.
Верхняя станция Кук находится выше облаков. И вы можете полюбоваться на небесных барашков сверху. Они окутывают дорогу, которая уходит в мягкую пелену, словно в божественный тоннель.
Периодически облака приоткрывают завесу над Котором, а потом снова прячут его в своей молочной бездне.
А еще облака невероятно быстро перемещаются. Можно невооруженным глазом наблюдать, как облако подплывает вплотную и ты, после яркого солнца, вдруг оказываешься во влажной туманной пелене, в которой, кажется, растворилась реальность. И горы, и обрыв, и Котор, и дорога.
На смотровых площадках нет ограждений. Можно любоваться видами, не ограниченными заборчиками. И это здорово. Не знаю, не успели их сделать или вообще не планируют.
Чем заняться на горе?
От станции разбегается сетка дорожек. Можно гулять по горным тропам в поиске новых видов. Мы отправились подальше от людей и попали в почти нетронутый горный лес, пронизанный солнечным светом, с шикарными подушками мха и звенящей тишиной.
Периодически встречаются яркие бусины шиповника.
А еще нашли вот такие металлические шарики. Долго гадали, какая у них история.
Следов преобразования горного ландшафта много. Россыпи битого камня свидетельствуют о том, что гора приручена человеком.
Желающие могут взять экскурсию до мавзолея последнего духовного правителя Черногории. Посмотреть амфитеатр или покататься на велосипедах. Амфитеатр рассчитан на 1000 мест, там планируют проводить всякие интересные представления и концерты.
У станции открыт ресторан с панорамным видом Forza Kuk. Не советую. Если коротко: долго, дорого, мало и не вершина гастрономического удовольствия. Подробности будут на канале Вкус путешествий через пару дней. Лучше запастись ланч-пакетом и устроить себе пикничок подальше от толп, но с таким же панорамным видом, за который в ресторане, судя по всему, и берут деньги.
Аттракцион Alpen Coaster ORO.
Аттракцион, на котором обязательно стоит прокатиться, несмотря на гигантские очереди. По сути - это американские горки, которые смонтированы по рельефу горы и уникальный спуск по скалам Ловчена с видом на Залив. Кольцевая 700 метровая поездка по скалам, с лучшими видами и возможностью разогнаться до 40 км/ч!
Страшно?
Можно так быстро и не разгоняться. Скорость могут регулировать сами пассажиры. Хотите рассмотреть всю красоту вокруг - просто не путайте тормоз и газ. Острых ощущений при любой скорости будет достаточно, ибо рельсы проложены по скалам и иногда немного наклонены в сторону бездны.
Ощущения прекрасные! Именно тот уровень экстрима, который приятен обычному взрослому человеку, уже научившемуся ценить жизнь.
Ложка дегтя. Вернее три.
Ну, не может же быть всё идеально.
Людей много. Эта достопримечательность и в следующем сезоне будет вызывать ажиотаж, поэтому нужно готовить себя к тому, что везде будут очереди, а толпы любителей селфи частично перекроют лучшие панорамы.
Очередь на канатку движется довольно быстро. А вот костер - это просто испытание на олимпийское спокойствие. Можно даже считать, что не сам костер, а очередь на него - это главный аттракцион. Очередь никак не регулируется, поэтому есть желающие показать себя самыми умными и пролезть вперед. В нашей ситуации таковыми оказались один папашка с дочкой лет одиннадцати. Они упорно шли на обгон основной очереди, пролезая в такие щели между людьми, куда воспитанному человеку лезть просто не прилично. И не то, чтобы их кто-то добровольно пускал. Нет, они действительно умудрялись методично отодвигать локтями все новых и новых соперников. Я сначала решила, что это только мы такие лузеры, что они вперлись перед нами, хотя изначально стояли сзади. Но нет. В конечном итоге они обогнали человек тридцать. А мы развлекались тем, что считали, скольких человек они еще оставили позади.
В общем, чемпионы по спортивному стоянию в очереди. Без тренировок так не получится.
Еще одна ложка дегтя - мелкие недоделки и поломки. Сама дорога и костер, по заверениям создателей, соответствуют всем сертификатам безопасности. А вот многие мелочи, к сожалению, в неудовлетворительном состоянии. Слив в туалетах уже не работает, замки расшатаны. Сделанное на скорую руку ландшафтное озеленение на станции приказало долго жить.
И третья ложка - вездесущий пластик. То там, то здесь валяются бутылки, этикетки. Дорога работает всего два месяца, а люди уже успели оставить следы своей жизнедеятельности на древней горе. Это очень печалит.
Но на всем этом не фокусируешься, когда видишь чудесный закат и чувствуешь себя на вершине мира.
Как строилась дорога.
Вообще сама идея о канатной дороге в этих местах восходит еще к периоду первой мировой войны, когда приморский Котор был связан с горным Цетине дорогой, по которой солдат снабжали провизией и оружием. Со временем канатка была разрушена, но мысли о постройке новой возникали не единожды. Да и сейчас, после строительства станции Кук есть планы продолжить дорогу до Цетине, если будет найден инвестор.
На сайте дороги пишут, что она была построена в рекордные сроки. Но мы-то с вами знаем, что в Черногории все рекорды с примесью полако (традиционной черногорской медлительности).
Всю первую половину лета официально заявляли о том, что дорога будет открыта на День государственности, т.е. 13 июля, а заработала она месяцем позже.
Зато закрыть канатку на зиму черногорцы поторопились. Якобы в связи с погодными условиями. Но условия еще вполне себе неплохие, и народная тропа к канатке не зарастает. Но, как говорится, хорошего - понемногу.
Как добраться.
У меня была иллюзия, поддерживаемая информацией из открытых источников и названием, что канатка находится в городе Которе. Не верьте. На самом деле нижняя станция Бук находится между Котором и Тиватом, примерно в 5 километрах от них. Пешком от городов особо не дойдешь, придется пользоваться такси. Остановка общественного транспорта тоже далеко (надеюсь, в следующем сезоне ее сделают поближе).
Хотя в целом расположение довольно удобное, но то, что это не в непосредственной близости от центра города все же стоит иметь в виду.
В общем, учитывая тот факт, что достопримечательность новая, почти эксклюзивный репортаж получился. Так что поставьте, пожалуйста, лайк, как сигнал алгоритму о том, что его стоит крутить активнее.
Совсем скоро на канале - видео с дороги, невероятные полеты над облаками, стартующие с вершины Ловчена, и покатушки на костере над пропастью. Не пропустите!
А пока можно почитать впечатления о канатной дороге в Сараево, столице Боснии и Герцеговины: