Я совершенно недавно узнал об этом небольшом музее, когда в сети наткнулся на информацию о его закрытии. Музей действительно скоро закроется, 12 мая 2024 он работает последний день (6 и 7 мая там выходные).
А между тем, он располагает коллекцией очень редкой техники, выпущенной на московском "ЗиЛ"е, первом в России и некогда одном из крупнейших автозаводов страны. Завод этот был создан ещё до революции, в 1916 году, а прекратил полностью своё существование ровно через 100 лет, в 2016-м.
Нынче его территория почти полностью застроена собянинскими человейниками и несколькими спортивными объектами:
Однако, первое здание заводоуправления АМО (так завод назывался до революции), как ни странно, сохранилось. Правда, теперь в нём почему-то находится не музей "ЗиЛ"а, а "музей хоккейной славы".
Вот так здание выглядит сейчас:
Многие из образцов техники этого музея я не видел ранее даже на фото!
Вот, например, редчайший микроавтобус ЗИЛ-118 "Юность":
В 1967 году "Юность" получила высшую награду фестиваля в Ницце, а затем лицензию на её производство хотел купить сам Генри Форд (младший).
Позже в 1970-х его дизайн был изменён и потерял часть шарма:
Вот ещё уникальный экспонат — автобус ЗИС-127 (также известен как ЗИЛ-127) — первый советский междугородный автобус производства завода имени Сталина (позже — имени Лихачёва). Таких автобусов в целом состоянии осталось всего 4 экземпляра. Один был недавно капитально отреставрирован, и он находится в этом музее:
А это автомобиль-амфибия ЗИЛ-49065, предназначенный для поиска и эвакуации космонавтов:
Вездеходы этой модели разрабатывались в 1985 году.
Был ещё и снегоболотоход, который был также создан для поиска и спасения космонавтов:
Тут же рядом стоят лимузины. Первый послевоенный ЗИС-110П:
И прекрасный лимузин разработки конца 1950-х ЗиЛ-111:
Есть на выставке и более поздние лимузины. Вот, например, бронированный ЗИЛ-41051 весом 5 с половиной тонн, на котором ездил маршал Устинов:
Бронекапсулы для этого автомобиля производились на Курганском военном заводе, а уже на "ЗИЛ"е вокруг капсулы уже собирался автомобиль.
На стене рядом трогательный явно кустарный подарок от службы охраны главы ГДР Эриха Хонекера, которая возила первое лицо страны на лимузинах ЗИЛ:
Не забыт музеем и самый первый автомобиль АМО — АМО Ф-15:
Также там стоит и массовый грузовой автомобиль 1930-40х годов — ЗИС-5:
Многие из автомобилей этой серии прошли Великую Отечественную войну.
Ну а ещё там можно увидеть и совсем странные агрегаты вроде таких:
Это созданный специально для полиции автомобиль для антитеррора и действий во время массовых беспорядков.
А ещё в этом музее собралась команда единомышленников, которые очень любят своё детище, заботятся обо всех экспонатах и готовы о них долго рассказывать, если спросите.
Музей бесплатный, что нынче вообще большая редкость. Содержится на средства реставраторов и ценителей истории техники, часть из них — бывшие сотрудники "ЗиЛ"а. Причина его закрытия банальна: арендатор поднял в несколько раз арендную плату, и теперь музей ищет новую площадку для размещения экспонатов. Пока он удобно расположен слева от центрального входа в парк "Сокольники". Но, возможно, скоро уедет вообще в Питер..
Контакты и адрес музея тут: http://zil-museum.ru/kontakty.
#история #техника #автомобили #зил #зис #москва #выставки #ретроавто #парксокольники #историятехники #другаямосква
======================================================