Артур Лекус рассказал о длительном путешествии с Запада на Восток: «Наш батальон перевооружился в 1984 году на новые радиорельные станции. КУНГи со старых станций демонтировали с шасси «Мармонов» (ЗиЛ-157), которым хоть и было по 10-12 лет, которые списали и …… распилили!!! Мне всегда нравились «Мармоны» - классика военного автопрома - настоящий автомобиль в погонах…
Средствам связи предстоял долгий путь из Польши в Афганистан, где они в стационарном режиме должны дожить свой век, качая связь. Доставка планировалась железной дорогой до Термеза и через Мост дружбы в Хайратон, где и должна состояться их передача представителю сороковой Армии. По боевому расчету в части должно быть определенное офицеров-связистов с резервом, для обеспечения готовности к развертыванию линии.
Учитывая это и то, что в батальон в том году прибыло много выпускников училищ, которые только адаптировались к новым условиям, я был назначен начальником выездного караула для охраны и передачи станции. Моей задачей было: в целости и сохранности доставить станции и передать их представителю.
По расчетам представителя комендатуры военных сообщений эта поездка должна занять две недели. В соответствии с этим сроком мы и получили продукты (готовить предстояло самим). Но все оказалось гораздо продолжительнее. В начале декабря 1984 года, я принял под охрану загруженные на платформы станции, и состав взял курс на Брест, где предстояла перегрузка на советские платформы.
До Бреста наш состав прибыл менее чем за сутки. Мы с караульными нашей интернациональной команды (рядовой Цаплий – украинец, рядовой Ротарь – молдованин, мл.сержант Швейкин – русский и начальник караула лейтенант Лекус – гибрид) даже не стали обживаться в польской теплушке , а зря: ждать перегрузки пришлось трое суток...
Как же мы завидовали караулу из ГСВГ, которые ждали перегрузку в специальном ГДР-овском комфортабельном вагоне, предназначенным для выездных караулов. Наконец-то нам подогнали платформы и крытый вагон-теплушку, в которой нам предстояло совершить неблизкий путь в Термез. Вагон был огромный, но когда-то его переоборудовали для караулов: перегородили, установили нары, ящик для продуктов и печь «буржуйку».
Туалет, умывальник и прочие блага цивилизации не предусматривались, благо мы взяли два огромных аккумулятора и фарные лампы, которые я оперативно списал перед отъездом: возвращение должно было быть пассажирским поездом с двумя пересадками и аккумуляторы предполагалось подарить аксакалам Термеза.
От предшествующего караула нам достались три, каких-то утепленных мешка в человеческий рост – видимо чехлы авиадвигателей. Как же мы были благодарны предшественникам впоследствии! Так начались наши приключения, под стук колес и полного бардака в МПС, под надзором должностных лиц системы военных сообщений. В Бресте я успел купить небольшого формата Атлас железных дорог, по которому собирался отслеживать маршрут и рассчитывать время.
Примерно я представлял, что маршрут должен проходить из Бреста, на Москву далее Оренбург и по степям Казахстана на Термез. Через сутки я приметил, что состав идет несколько в ином направлении – в сторону юга РСФСР. Я прямо горел желанием: на ближайшем полустанке попасть в кабину локомотива и выведать родословную машиниста – уж не потомок ли он Ивана Сусанина.
Но поразмыслив, я понял, что он не сможет даже под угрозой оружия свернуть и взять курс на Термез. Состав без конца переформировывали, бросали с сортировочных горок (хотя это не допустимо, при наличии в вагонах людей) с такой силой, что потом приходилось собирать все пожитки покинувшие свои места.
Я очень волновался, как бы при сортировке не оцепили бы пару платформ и не оправили их в Улан-Батор. И вот наш состав прибыл на станцию Фролово Волгоградской области, где нас оцепили и перегнали на запасные пути. Я окончательно понял, что всё же в МПС плохо с географией.
Добиться каких либо пояснений от диспетчеров было невозможно, не смотря на мой угрожающий вид погорельца, да еще и с пистолетом на боку. Скорее всего, виноват был белорусский стрелочник…»
P.S. Продолжение увлекательной истории читаем только здесь: https://dzen.ru/a/ZjUNX0fELlYzrcpA