Метафора в психологии может помочь нам лучше понять сложные и абстрактные концепции. Например, одна из самых распространённых, наша жизнь - это путешествие, мы используем метафору, чтобы описать наш жизненный опыт. Эта метафора помогает увидеть, что жизнь - это не просто линейное движение от начала до конца, а скорее путешествие, которое включает в себя взлеты, падения и повороты. Это помогает понять, что мы не всегда можем контролировать все аспекты нашей жизни, но мы можем научиться принимать вызовы и использовать их для роста и развития.
Я часто в работе использую метафору, благодаря ей какое-то не очень определённое понятие, обретает форму, смысл, становится объёмным.
Да, несмотря на то, что у нас внутри может присутствовать какое-то понятие, оно может быть неопределённым.
Бывает такое) например, я прошу определить понятие любовь, а мне в ответ: её нет.
Хорошо, но слово-то есть, попробуйте дать ему определение.
И сразу становится понятным отношение, и сразу видны несоответствия или конфликт, если он есть.
Особенно эффективно использовать метафору при работе с психосоматическими нарушениями.
Часто при поиске слова-выражающего суть нарушения, болезни; выходит слово обида.
Признаться напрямую бывает сложно, а в метафоре это происходит очень экологично, естественно.
"Человек прекрасно использует своё тело как инструмент избегания психологической травмы."
Самый простой и красивый метод при работе с метафорой, на мой взгляд, синквейн.
Синквейн-это стихотворная форма, построенная по определенному правилу.
1ая строка-название ( понятие, задача, с которой работаем)
2ая строка-3 прилагательных (раскрывающих качества нашего понятия)
3яя - 2 глагола (как действует наше понятие, как взаимодействует с нами, как влияет на нас)
4 ая- распространенным предложением предлагается выразить отношение к понятию, задаче
5ая- существительное, выражающее суть этого понятия, смысл.
Пример:
Девушка страдает, что привлекает не "тех" парней. Только тех, кто ищет сексуального удовлетворения.
Она задаётся вопросом: что же такое я транслирую, что они так реагируют.
Мы работали с понятием сексуальность и в описании появилось слово "стихия".
При этом дальнейшее определение стихии дало осознание, что это не плохо, ведь в природе ураган, например, тоже для чего-то нужен. Не сразу пришло, что отличительное качество стихии-это её неуправляемость. Попытки заменить в описании сексуальности слова: стихия -не приводили к успеху. Ни одно слово, приходящее на ум: сила, движение, натиск... не удовлетворяло. Наконец, возникло слово энергия. Энергия качество, признаваемое клиенткой очень управляемым, при этом сходное со стихией.
Далее мы работали с конструктом сексуальности внутри в техниках НЛП, определяя модальности, осознавая как он живёт, как принимается теперь в новом определении, нет ли сопротивления, дискомфорта.
И это было очень красиво, образ действительно жил, он двигался, он занимал своё место, он выходил наружу, окутывал и это было приятно телу. Им можно было управлять, настраивать: по желанию увеличить или уменьшить.
После работы клиентка описывала своё состояние: "это было очень приятно, тепло, приятно знать, что ты этим управляешь. И сейчас я как будто чувствую целостность, наверное.., да, какую-то наполненность даже, очень приятно"
Вот так с помощью метафоры можно менять смыслы, можно управлять своим состоянием, можно находить ресурсы.
В следующей публикации поделюсь описанием техники "Метафорическое зеркало" Мелиссы Джонсон
.
Автор: Наталья Викторовна Кекова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru