По идее сегодня должен был бы быть Гомель. Но про главный поезд из этого города у нас уже была отдельная публикация.
Поэтому переносимся сразу в Горький. Уже в 1907 году в Нижний Новгород приходило сразу несколько поездов. № 2, 4, 6. Судя по всему, все они шли дальше. Но было и ответвление из этого города на Тимирязево. И вот туда ходил отдельный поезд через Арзамас (точнее один из Нижнего Новгорода, а второй из Москвы через Нижний Новгород). В пути они были от 9,5 до 12 часов.
Кстати! Вот здесь рассказ о том, как добирался в Нижний Новгород Антон павлович Чехов, во время своей поездки на Сахалин. Там у меня вообще по этому маршруту целая серия публикаций была. Вот ссылки на маршрут до Нижнего Новгорода в конце XIX веке:
Ну в общем там двадцать с лишним публикаций по этому его маршруту. Но это было несколько раньше, чем 1907 год.
А вот в 1936 году со стороны Москвы в Нижний Новгород было уже очень развитое пассажирское сообщение. Вот, например, просто время прибытия поездов:
- 04:04 (один из самых медленных поездов на этом участке № 54; отправлялся из Москвы в 15:50, соответственно в пути 12 часов 14 минут);
- 04:35 (уходил далее на Котельнич, стоянка 1 час) (пассажирский № 78; отправление в 18:17; остановок намного больше, чем у № 8 (см. ниже) (дополнительно Фрязево, Павлов Посад, Орехово, Костерево, Ундол, Новки, Гороховец и др.);
- 07:00 (№ 76 из Ленинграда; отправлялся аж в 20:05, то есть почти за 1,5 суток до своего прибытия в Горький; шёл через Рыбинск, Иваново, Новки);
- 08:47 (скорый № 3 из Москвы с минимумом остановок; отправлялся в 23:25; остановки Петушки (01:43), Владимир (03:08), Ковров (04:30). Вязники (06:54) (причем, все предыдущие стоянки были 10 минут, а здесь 15 минут), Ильино (07:24), Дзержинск (08:09));
- 12:25 (№ 74 из Москвы отправлялся в 00:15, уходил после Горького на Котельнич, стоянка в Горьком была аж 4,5 часа, можно было прогуляться по городу));
- 18:15 (судя по всем шел из Коврова только до Нижнего Новгорода;
- 23:10 (уходил далее на Пензу, стоянка 1,5 часа, шел, судя по всему, из Владимира).
В 1946 году картина повторяется в целом, причем у некоторых поездов даже номера остались прежними. Например, № 8 - Москва - Горький (21:25 - 08:50; 11 часов 25 минут в пути). Из Ленинграда до Горького шёл № 78 (13:00 - 04:50; 39 часов 50 минут; маршрут все тот же через Бологое - Рыбинск - Иваново - Новки). Был и отдельный поезд № 66 Новки - Горький (отправление в 05:10, прибытие в 11:10; ровно 6 часов). А вот далее обнаруживается поезд из Горького на восток - № 64 Горький - Киров (отправление в 19:35, стоял у "каждого столба"; шел через Ветлужскую, Шахунью, Пижму, Котельнич; в Киров прибывал в 11:30 на следующий день; 15 часов 55 минут).
И это только поезда со станции Горький-Московский. А был же еще и Горький-Казанский. И с этой станции отправлялись как минимум три поезда:
- Горький - Рузаевка - № 69/70 (через Арзамас, Красный Узел и Саранск; 21:00 - 14:45; время в пути 17 часов 45 минут);
- Горький - Чебоксары - № 57/58 (через Арзамас и Канаш; 11:30 - 08:39; 21 час 09 минут);
- Горький - Металлист - № 55/56 (через Кудьму и Ворсму; 19:25 - 00:45; 5 часов 20 минут).
Станция Металлист - это станция в городе Павлово. туда тянется отдельная ветка. Живописное место, которое называется Перемиловские горы. По другому его еще называют Павлово-на-Оке, но это неофициально.
А вот это... Неужели понтонный мост на Оке?!
Пропускаем еще несколько лет и переносимся в 1964 год. Начало расцвета системы фирменных поездов. Многие из них запускали именно в 60-е годы. Что имеем:
- Горький - Москва - № 37/38 (в пути 6 часов 42 минуты) + еще три состава 200-й нумерации, которые ходили в разные сезоны и по дням: - № 257/258 (08:48 - тоже ночью), № 265/266 (7 часов 13 минут и тоже ночью, №279/280 (6 часов 33 минуты - самый быстрый - дневной).
- Киров - Горький - № 263/264 (ночной);
- Горький - Симферополь - № 159/160 (причем шёл он через Москву-Курскую);
- Горький - Ленинград - № 97/98 (все также через Иваново - Рыбинск и Бологое, но время в пути очень серьезно сократилось - 24 часа 15 минут));
- Горький - Ужовка № 253/254 и Горький - Красный Угол № 147/148;
- Горький - Металлист № 355/356. Это поезд сохранился, но время в пути теперь лишь 3 часа 10 минут.
Перемещаемся еще на 5 лет вперед. 1969 год.
- Горький - Ленинград - № 95/96. За 24 часа 59 минут можно было добраться до Северной столицы;
- Горький - Москва - и опять самый быстрый - 6 часов 16 минут это не № 37, а № 209 (кроме них были еще № 207 (самый долгий - 8 часов 18 минут - и № 211)
- Горький - Казань - № 241/242 - время в пути 13 часов 54 минуты;
- Горький - Киров - № 263/264 - время в пути 8 часов 07 минут;
- Горький - Пенза - № 269/270 - время в пути 14 часов 28 минут.
Были в 1969 году и вагоны беспересадочного сообщения на Ижевск, Муром, Первомайск и Сяву. Пришлось опять лезть в справочники и смотреть, что это за Сява такая. Оказалось, что это река и поселок в Нижегородской области.
Пропустим еще 10 лет и окажемся в 1980 году. Сеть направлений продолжала развиваться:
- Горький - Адлер, причем в двух вариантах и разными маршрутами. № 391/392 шел через Пензу, Георгиу-Деж и Ростов (49 часов 14 минут), а № 501/502 - через Владимир, Харьков, Ростов (49 часов 16 минут). Интересная разница. даже захотелось посмотреть, а что там в обратном направлении: 49:59 против 48:45;
- Горький - Брест - № 541/542 - время в пути 27 часов 35 минут;
- Горький - Ленинград - № 63/64 - 18 часов 15 минут;
- Горький - Москва, причем уже не Курская, а Ярославская. Естественно, что и время в пути тут же выросло. Для ночных поездов это может даже и лучше, а вот вот дневной поезд... отправление в 06:20, прибытие в 13:35, время в пути 7 часов 15 минут. И это был самый быстрый вариант. Причем нумерацию с 200-й сменили на 600-ю;
- Горький - Киров - № 603/604. Время в пути 08 часов 47 минут, и всё равно он прибывал в Киров рановато - в 05:07;
- Горький - Пенза - № 659/660. Время в пути 15 часов 06 минут. И оба этих поезда уходили в ночь;
- Горький - Тюмень - № 117/118. А вот и первое направление хотя бы в Западную Сибирь. Время в пути ровно 30 часов;
- Горький - Симферополь - № 341/342. И вот если время было критично, то когда человек думал, куда на моер поехать отдыхать, то более короткое время в пути до Симферополя могло оказаться решающим фактором (там, правда, до моря еще добраться надо, но троллейбусы же есть). То есть, если до Адлера поезда шли по 49 часов, то до Симферополя - 31 час 46 минут. Это прямо ну конкретно быстрее! И прибывал поезд достаточно удобно - в 07:16 утра. Как раз пока до ЮБК добраться, там и заселение в гостиницу / санаторий было уже;
- Горький -Ярославль - № 613/614, время в пути 10 часов 50 минут через Ковров и Иваново.
Вагоны беспересадочного сообщения на Ижевск и Муром сохранились.
В общем, конечно, не московский спектр направлений, но в целом его можно признать относительно достойным.
Переносимся вперед в 1989 год. Закат советской эпохи, начало реформ. Вот и направления движения поездов из Горького тоже претерпели некоторые изменения:
- Горький - Адлер - остался один поезд через Пензу № 391/392. Вот только время в пути у него теперь 51 час 10 минут. Где-то насобирал еще почти 2 часа. Но в одно время с ним по дням стал ходить поезд с тем же номером, но в Новороссийск. Время в пути меньше - 45 часов 38 минут;
- Горький - Брест - Рига - № 542/544. Причем этого поезда нет в сводной таблице, но он присутствует в таблице № 60.
- Горький - Ленинград - еще на 30 минут быстрее - 17 часов 39 минут. И плюсом добавили еще один скорый ; 141/142;
- Горький - Львов - № 267/568 и вот это тоже новое направление на Западную Украину. Он, скорее всего, был сезонный;
- Горький - Москва-Ярославская - всё те же 4 поезда и всё тех же номеров 37 (фирменный "Нижегородец"), 607, 609, 611. Самый быстрый доставлял вас в столицу ровно за 7 часов (дневной).
- Горький - Калининград - № 261/262. А вот еще одно новое направление через Владимир, Смоленск и Минск. Время в пути 24 часа 21 минута;
- Горький - Киров - № 663/664. Время в пути 08 часов 07 минут. Но сместив время отправления из Горького, получили вполне нормальное прибытие в Киров в 06:07;
- Горький - Одесса - № 573/574. тоже, скорее всего, сезонный поезд. Но ведь был же такой;
- Горький - Пенза - № 669/670. И его ускорили на полчаса. Теперь время между двумя областными центрами стало 14:35;
- Горький - Тбилиси - № 501/502 - тот самый продленный адлерский поезд, что ходил через Курск-Харьков-Ростов. Время в пути аж 60 часов 40 минут;
- Горький - Ноябрьск - № 207/208. Видимо, это смена тюменскому поезду.. Направление, конечно, достаточно экзотичное. Время в пути 54 часа 10 минут;
- Горький - Симферополь - № 341/342. На час замедлили. Обидно. Ведь когда едешь к морю, то часы тебе кажутся вечностью;
- Горький - Ярославль - № 613/614. Тоже немного медленнее - 11 часов 10 минут.
Беспересадочные вагоны всё те же - Ижевск, Муром. Ну и местные поезда по линии на Красный Узел сохранялись. Красный узел - это, кстати, не что иное, как Тимирязево, которое нам встречалось еще в 1907 году.
Ну а далее кризисные 90-е годы, но железнодорожное-то сообщение продолжало развиваться, не в пример второму-третьему десятилетию 2000-х, до которого мы еще доберемся. До Адлера поезд снова стал вписываться в 50 часов (49:15). Появился новый поезд на Астрахань через Пензу и Саратов (36:50). Рига отпала и остался только Горький-Брест (26:31). Вернулся поезд Горький - Казань (12:19). В Москву поезда снова вернули на Курский вокзал. Их стало аж пять, но самый быстрый 7 часов 55 минут. Новороссийск в расписании остался, вот только время в пути стало больше, чем у адлерского поезда (49 часов 24 минуты). Ноябрьский, видимо, пользовался спросом, поскольку его оставили (52:28). Но в паре с ним по дням теперь тюменский (30 часов 01 минута). Кировский продлили до Перми (18:35). Два поезда сохранились на Санкт-Петербург (оба шли через Владимир - Александров - Бологое). Время в пути 18:10 и 20:15 (второй ходил по отдельным дням). Симферопольский снова вернулся в интервал менее 40 часов, но до рекордных показателей 70-х ему далеко (38:22). Ну и Ярославль остался (11:33).
2004-й год. Город уже Нижний Новгород, а вот станция - Горький.
- Горький - Адлер. Их снова два, но теперь они 400-е. Хорошо хоть один ускорили до 42 часов 14 минут. Второй все те же 48 часов 57 минут;
- Горький - Астрахань замедлился (34:39);
- Горький - Воркута - новинка, но мы его уже вспоминали при рассказе о поездах из Воркуты;
- Горький - Казань и Горький - Киров. на каждом из этих направлений теперь был экспресс 800-й нумерации и обычный поезд;
- Горький - Красноярск - № 101/102. А вот это встречается впервые. Время в пути 56 часов 04 минуты. ну так себе результат;
- Горький - Москва. И теперь это уже не только Курский вокзал, но и Казанский. А поезда сразу с тремя названиями: "Ярмарка", "Нижегородец" и "Буревестник".
Ну даже не знаю... Ни один не нравится почему-то. Из трех я бы выбрал раскраску "Нижегородца", если бы нужно было что-то обязательно выбрать. Но... Какие-то мрачные цвета, не яркие, серого много. Но на вкус и цвет товарищей нет.
- Горький - Муром - теперь экспресс 800-й нумерации;
- Горький - Нижневартовск . Вот и нашлась все-таки замена Ноябрьску - Нижневартовск. На весь маршрут 51 час 10 минут;
- Горький - Новороссийск - 44 часа 36 минут. Между двумя адлерскими по времени;
- Горький - Одесса - 38 часов 36 минут;
- Горький - Санкт-Петербург (15:35);
- Горький - Самара - видимо, продленный казанский поезд, что в целом выглядит логично;
- Горький - Ярославль - впервые выходит за 10 часов, правда, всего на 5 минут.
Ну и вот пришел черед 2024 года. По времени отправления с Московского вокзала города поезда расположились следующим образом:
- Симферополь - № 551/552. Эх, где же тот 31 час. Сейчас это около 54 часов. Понятно, что маршрут совсем другой, но...;
- Тумская (время в пути 06:30);
- далее следует туча "Ласточек" на Москву. Время в пути 4-4,5 часа. Но есть и ночной фирменный "Нижегородец";
- Новороссийск. Всё также медленно - около 51 часа. Иногда этот поезд укорачивают до Пензы (11:51);
- северное направление закрывают несколько поездов в одном графике (на Воркуту, Лабытнанги, Котлас)
- на Киров теперь тоже летает "Ласточка" - время в пути около 5 часов;
- "Волгу" на Санкт-Петербург мы уже в отдельной публикации вспоминали;
- отдельная "Ласточка" ходит и в Иваново (03:10);
- по дням чередуются поезда на Имеретинский курорт и Кисловодск;
- Ижевск, который ранее присутствовал вагоном беспересадочного сообщения (14:13);
- Арзамас № 687. Самый короткий, в пути 2 часа 12 минут.
Конечно, всё еще прилично проходящих поездов через Нижний Новгород. Хотя и здесь вряд ли это сравнится с советским временем по широте направлений. А в целом по городу вот такая картина получилась. Если какие-то "направления" и отвалились, то по объективным причинам. Из реального Брест можно было сохранить, наверное. Ну и какой-то поезд в Сибирь не помешал бы. Или хотя бы на Урал.
Спасибо, что читаете. До встречи!