Найти в Дзене
Шанс человека

ЯСНОЛИКИЙ ИИСУС (Христографический очерк на тему правильного представления о внешности Господа)

Посвящается празднику Пасхи Христовой 2024г.

Интерес к внешности Иисуса Христа существовал во все века. Если в православной и католической деноминациях существуют определенные двухтысячелетние традиции изображения Господа, то в протестантских конфессиях наблюдается широкая вариативность представлений об Его облике. Тем, как выглядит Иисус, со временем заинтересовалась и секуляризованная наука, навязывая свои, порой обескураживающие, трактовки. В результате в глобальном общественном поле начался диспут. Завязавшийся спор усиливает этно-расовый фактор: иконописцы и художники разных уголков планеты придают в своих работах то семитские, то индоевропейские, то монголоидные и даже негритянские черты портрету Мессии.

На фоне всех этих противоречий стала широко популярна версия, разгоняемая сегодня в соцсетях, что ни одна из дискутирующих сторон не имеет подлинного изображения Иисуса, дескать, знание истинного лика Христа было безвозвратно утеряно в глубине веков. Но если это правда, тем легче антихристу будет ввести людей в соблазн.

Так неужели человечество не имеет правильного представления о внешности Господа? Вопрос, оказывается, – совсем не праздный! Мы попытаемся ответить на него в этой статье.

Реальная Личность

Сразу нужно оговориться, что не только для верующих, но и для науки Иисус Христос является реальной Личностью, оставившей огромный след в истории. Вопреки необоснованным заявлениям вульгарного материализма, ещё с начала XIX века академическая наука признала, что Иисус из Назарета действительно существовал в I веке на палестинской земле. Очень много свидетельств, и христианских, и иудейских (о Иешуа есть упоминания в Талмуде, о Нем говорит историк Иосиф Флавий), и языческих (например, римских писателей Плиния Младшего, Светония, Тацита), по научным критериям считающихся документальными, указывают на историческую реальность Назаретянина. (Вообще, Распятие Христа в Иерусалиме во времена правления Понтия Пилата является одним из самых хорошо задокументированных событий древнего мира). Поэтому внешность Иисуса - это объективный предмет исследования даже с сугубо материалистической точки зрения.

Конечно, чтобы разобраться в поставленной проблеме, следует рассмотреть разнообразные источники, дающие нам представление о внешности Христа. Учитывая сложность темы и ограниченный объем этого очерка, мы попытаемся сделать это, по возможности, полно, но кратко. Мысля логически, источники следует разделить, как минимум, на пять групп: древние нехристианские (свидетельства лиц, не связанных с христианством), современные научные (антропологические реконструкции), иконографические (церковная живопись), нерукотворные образы (данные миру свыше чудесным способом) и библейские (тексты Священного Писания).

Со стороны

Поскольку с точки зрения науки очень важен принцип непредвзятости источника (а еще лучше - его полемизирующая с исследуемым явлением направленность), мы, в интересующем нас плане, сначала обратимся к письменным документам нехристианского происхождения.

Из таковых заслуживающим внимания оказывается только один (остальные или не признаются наукой подлинными, или не являются достаточно древними). Обратимся к трактату «Правдивое слово», созданному во II веке оппонентом христианства, образованным язычником Цельсом, где есть такие слова:

«...между тем тело Иисуса ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью».

Понятно, что Цельс хочет умалить Христа данным пассажем, однако, во-первых, он все-таки подтверждает Его историчность (видимо, писать иначе было невозможным в те годы, близкие ко времени Первого Пришествия, когда еще жили те, кто лично знал апостолов Иисуса), а во-вторых, почти дословно повторяет пророчество Исайи о смиренности Мессии (а в христианстве смирение – высшая добродетель, лекарство от гордыни):

«...нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис.53:2).

Очень интересно (но вызывает некоторые сомнения в подлинности) письмо римского проконсула в Иудеи Публия Лентула, современника Иисуса. Оно стало весьма известным, поэтому нельзя его здесь не процитировать:

«Лентул, губернатор Иерусалима, приветствует Римский сенат и народ. В наше время появился и до сих пор живет человек великой силы (добродетели) по имени Иисус Христос. Люди называют его пророком истины; его ученики - сыном Божьим. Он воскрешает мертвых и исцеляет немощи. Он мужчина среднего роста (statura procerus, mediocris et spectabilis); у него почтенный вид, и его зрители могут как бояться, так и любить его. Его волосы цвета спелого лесного ореха (светло-коричневые, желтоватые – прим.автора) , спускаются прямо до ушей, но ниже ушей волнистые и завитые, с голубоватым и ярким отблеском, ниспадают на плечи. Оно разделено надвое на макушке по образцу назарян. Его лоб гладкий и очень жизнерадостный, а лицо без морщин и пятен, украшенное слегка красноватым оттенком. Его нос и рот безупречны. У него густая борода цвета волос, не длинная, но разделенная на подбородке. У него простой и зрелый вид, глаза серо-голубые и яркие. Он ужасен в своих выговорах, мил и дружелюбен в своих увещеваниях, весел без потери серьезности. Было известно, что он никогда не смеялся, но часто плакал. Его рост прямой, руки красивы на вид. Его разговор серьезен, нечаст и скромен. Он самый красивый среди детей человеческих».

-2

Это письмо было впервые напечатано в Германии в книге «Жизнь Христа» Людольфа Картезианца (Кельн, 1474). Согласно рукописи, хранящейся в немецком городе Йена, некий итальянец Джакомо, из уважаемой семьи Колонна, нашел данный текст в 1421 году в одном древнеримском документе, отправленном в Рим из Константинополя (сам документ не сохранился). Содержание письма Лентула крайне важно, однако не без странностей.

Помимо нетипичных для римлянина некоторых оборотов речи, вроде «пророк истины», «сыны человеческие» и цитирования 44 библейского псалма (о нем речь впереди), есть в письме очень серьезная нестыковка: среди римских управителей провинцией Иудея историкам не известно имя Публия Лентула. Впрочем, он действительно упоминается как римский консул в «Деяниях божественного Августа» (завещание этого императора, правившего в 27 г. до Р.Х.-14 г. от Р.Х).

Вероятно, в тексте письма римлянина встречаются поздние благочестивые вставки, сделанные руками христиан, или Публий записал слова какого-то христианина об Иисусе. Возможно также, что Джакомо нашел не оригинал письма, а его список, в котором византийский переписчик несколько перепутал исторические обстоятельства .

Официальная наука не имеет окончательного мнения насчет текста Лентула, а Католическая Церковь считает письмо апокрифическим.

Таким образом, если подходить к вопросу строго научно, древний языческий мир немного сообщает о подлинной внешности Христа, малознакомого и непонятного язычникам I и II веков. Письмо Публия Лентула нельзя стопроцентно учитывать.

Что же касается иудейского Талмуда, упорно оспаривающего Евангелия, то в данных писаниях нет совсем никаких свидетельств о том, как выглядел Христос. Это связано с тем, что по Закону Моисееву (Декалогу) запрещается изображать Бога, Который есть Дух, и также Его подобие – человека.

Вооружившись наукой

Известно, что наука работает с опытно проверяемыми данными, только их признавая фактами, поэтому божественные чудеса никак не входят в ее компетенцию. И так как по христианскому учению распятый на Кресте Христос чудесным образом воскрес, гробница Господня пуста, у антропологов, этнологов, археологов и историков нет никакой возможности оперировать с какими-либо останками. Поэтому современные ученые попытались реконструировать облик Иисуса путем создания обобщенного портрета жителя Палестины I века.

В 2001 году отставной судебный антрополог Ричард Нив воссоздал модель жителя Галилеи времен земной жизни Иисуса для документального фильма Би-би-си «Сын Божий», взяв за основу древний череп неизвестного человека, найденный в Палестине. В фильме эту модель показали как реконструкцию возможного облика Христа: рост около 177 см., вес до 60 кг., круглое крестьянское лицо, широкий крупный нос, черные курчавые волосы и борода, темная загорелая кожа и карие глаза. Портрет получил скандальную известность, поскольку не только сильно отличался от классических представлений об Иисусе, но и имел как будто нарочито глуповатый вид (поэтому мы не будем его здесь приводить, считая это провокацией, как и многие другие христиане).

Алисон Гэллоуэй, профессор антропологии из Университета в Санта-Крузе (Калифорния), тут же оспорила версию доктора Нива. Она заметила, что черты лица человека определяются мягкими тканями, расположенными над мускулатурой, а именно здесь техника разных художников-криминалистов полагается на бурную фантазию. «Иногда получается просто сверхъестественное подобие оригинала», — заключила Гэллоуэй.

В 2018 году историк Джоан Тейлор опубликовала книгу «Как выглядел Иисус?». Она работала вместе с антропологом Йоси Нагаром, который исследовал скелеты древних иудеев и пришел к выводу, что они антропологически близки к ныне живущим иракским евреям. Отсюда ученые совместно заключили: у гипотетического Иисуса, скорее всего, были каштановые или черные волосы, кожа медово-оливкового цвета и карие глаза. Ростом он был около 1,65 метра. Исследователи также предположили, что, вероятно, у Христа были короткие волосы и борода в соответствии с еврейскими обычаями того времени и внешностью философов. Кроме того, исходя из странствующего образа жизни, Назаретянин, вероятно, имел астеническую мускулистую внешность.

Конечно, сразу же нашлись оппонирующие ученые. Они указывают, на страницах Евангелия иудеи, отмежевываясь от Христа, часто называют Его «Галилеянин», а жители Галилеи в те времена были смешанным населением из семитских и индоевропейских племен (так называемых, «народов моря»). Вспомним, что семья Иисуса проживала в пределах Галилеи. Поэтому Иисус вполне мог быть, наоборот, светлокожим и светловолосым, ясноглазым и пышнобородым (как, например, ахейцы, финикийцы, сирийцы или хетты).

-3

Это подтверждают и новейшая дисциплина популяционной генетики, которая находит большой процент индоевропейских гаплогрупп R1b и R1a1 в составе генотипа современного еврейского народа. Вот почему среди евреев нередко встречаются шатены и блондины.

Понятно, что с точки зрения верующих, все научные попытки реконструировать облик Господа выглядят весьма надуманно и слишком обобщенно. К примеру, нельзя создать среднестатистический фантазийный портрет какого-то этноса, скажем латинян, а потом приписать его конкретному человеку: таким методом никак не отличишь худощавого Юлия Цезаря от тучного Гнея Помпея.

От рисунков до икон

У христиан есть свой многотысячелетний (если учесть мессианские пророчества в книгах Ветхого Завета) опыт изображения Христа, который дает наиболее полную информацию о внешности Спасителя. Надо понимать, что верующие почитают Иисуса Христа богочеловеком, воплощенным Богом Словом - Вторым Лицом Пресвятой Троицы, поэтому в христианской традиции никак нельзя смотреть на лик Господа, не учитывая заключенные в нем не только человеческую, но и божественную природы.

Кроме того, на разных этапах священной истории Сын Божий проявляет Себя трояко: в начальной части – как Творящий Глагол бытия, Печальник человечества, понукающий людей выбираться из бездны грехопадения, Ангел, ведущий богоизбранный еврейский народ к предназначенной цели; в срединной – как второй и безгрешный Адам, жертвенный Искупитель, смиренный Царь мира и Первосвященник, основанной Им Новозаветной Церкви, Победитель смерти и ада, вознесшийся на небеса; в третьей – грядущий с облака грозный Царь царей, Сокрушитель всяческого зла, Судия праведных и неправедных, Владыка новой вселенной и Града Божия.

Все эти ключевые моменты, связанные с действиями Христа, находят отражения в разнообразных сюжетах церковной иконописи. Вопреки запрету на изображения Бога, бытовавшему в ветхозаветную эпоху, для христиан это табу потеряло всякий смысл: облекшегося человеческой плотью Господа стало возможным и видеть, и осязать.

Первые попытки изображения Господа в христианской культуре появились очень рано. Уже в I веке во множестве бытовали схематические пиктограммы христиан, где Спаситель символически обозначался рисунками в виде Пастыря, Рыбы, Якоря, Льва, Агнца (иногда, в духе античной традиции, - и в виде Орфея, Феникса, Геракла).

На других безыскусных настенных рисунках, найденных в римских катакомбах, Спаситель показан как молодой человек, без бороды.

-4

Однако параллельно существуют и греческие катакомбные «наивные портреты», где Христос представлен зрелым мужчиной с бородой, что соответствует представлениям о странствующем философе.

Тогда же, в I веке, зародилась и традиция иконописания, создания художественных шедевров с глубоким религиозным содержанием. Согласно церковному (православному и католическому) учению, икона не является точным портретом – это во многом символическое письмо, которое выполняет задачу вероучительной проповеди. После иконоборческой ереси, потрясшей христианский мир, Седьмой Вселенский собор (787г.) утвердил догмат иконопочитания:

«И кратко сказать, мы храним ненововводно все церковные предания, установленные для нас письменно или без писания. Одно из них есть изображение иконной живописью, как согласное с рассказом о евангельской проповеди, служащее нам удостоверением подлинного, а не призрачного воплощения Бога-Слова; ибо вещи, которые указывают взаимно друг на друга, без сомнения, и уясняют друг друга».

Самые ранние иконы принадлежат кисти св. евангелиста Луки. До наших дней они дошли только в виде поздних списков. Среди них наиболее известный – это икона «Иерусалимской Богородицы». Божью Матерь св. Лука знал лично, тем более ценно это его свидетельство: на пречистых руках Пресвятой Девы Христос изображен благословляющим паству ребёнком.

-5

Иконных сюжетов, посвященных Господу, множество, но на один образ Господа, согласно цели нашего исследования, надо обратить особое внимание.

Мы говорим о древнейшем «несписочном», оригинальном лике Иисуса, сохранившимся доныне – иконе 6 века, находящейся в Синайском монастыре, она называется «Христос Пантократор», по-другому «Синайский Спас». При взгляде на икону, сразу поражает, что, с точки зрения художественности, «Спас Синайский» является индивидуально узнаваемым и минимально схематичным портретом. Этот тот самый знакомый каждому образ Иисуса, который сразу представляешь, когда закрываешь глаза.

-6

Если не спеша рассматривать икону «Христос Пантократор», то мы видим необычайно духовную картину: зрелый Муж с правильными и прекрасными чертами лика величаво взирает на предстоящих перед ним молящихся – это взгляд Верховного Судии. Правая часть Его лика торжественна и спокойна, от нее исходит свет, а левая находится в тени, бровь изломана страданием, как напоминание о жертвенном подвиге Спасителя.

Но что особенно важно, черты Вседержителя на Синайской иконе в точности совпадают с теми, что мы находим в нерукотворных образах Мессии, почитаемых в христианской ойкумене – о них речь пойдет дальше. И тут трудно не заметить Божии чудеса...

Чудесные оттиски

По христианскому преданию собственно первым, возникшим еще при земной жизни, изображением Христа считается «Спас Нерукотворный». Это чудесно отпечатавшийся на полотенце (убрусе) лик Иисуса, который Сам Господь передал для исцеления царю города Эдессы Авгарю. В благодарность за это малоазиатский повелитель приказал поместить «Спас на убрусе» над вратами города. В наступившие затем годы гонений христиане укрыли святыню, заложив ее черепичной кладкой в нише врат. А когда кладку разобрали, оказалось, что образов стало два — лик Христа оттиснулся на черепице и получил соответственное название – «Спас на черепии». Оба «Спаса» стали популярными иконными сюжетами, но сами оригиналы затерялись в истории.

-7

Следующий по времени возникновения нерукотворный образ Иисуса – это «Плат Вероники». Благочестивое предание (оно есть только у католиков) гласит, что на Крестном пути Мессии одна женщина, по имени Вероника, подала страждущему Праведнику платок, чтобы Он мог утереть Свои Честные Кровь и Пот. В результате на ткани возник еще один несмываемый отпечаток лика Христа.

Сегодня существует несколько аналогов, претендующих на то, что они являются оригинальным «Платом Вероники». Один из них находится в римском соборе святого Петра.

-8

Наконец, знаменитая «Туринская плащаница», - пожалуй, самая изучаемая в мире наукой реликвия. Свое название эта нерукотворная святыня получила по месту нахождения в соборе итальянского города Турин, но происхождение ее восходит к евангельским событиям. Вот что говорится об этом в Святом Писании:

«Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею» (Мф. 27:57-59).

«Туринская плащаница» - это погребальные пелена Спасителя, по фактуре – льняное полотно размером 4,37 на 1,11 метра. На нем присутствуют еле видимые следы человеческого тела (похожие на ожог) – и заключенное в них потрясающее открытие. В 1898г. эта ткань была случайно сфотографирована любителем. На снимке оказалось, что она вместе с загадочными следами создает негативное изображение, которое при проявлении становится позитивом: возникает оттиск мужчины ростом около 180 см., в возрасте от тридцати до сорока пяти лет, вес – 75-85 кг. Как считают религиозно настроенные исследователи, должен был быть чрезвычайно мощный источник света, чтобы превратить погребальный саван и следы на нем в фотографический негатив. А такое могло произойти при Воскресении Христа, когда Его тело божественно просияло невероятной силы вспышкой. Вот что говорят по этому поводу ученые из ENEA (Европейского агентства по атомной энергии):

«Общая мощность ультрафиолетовой радиации, необходимой для мгновенного окрашивания поверхности льняной простыни, соответствующей телу человека среднего роста, равна тридцати четырем миллиардам ватт, а такую мощность не способен произвести ни один из существующих ныне источников ультрафиолетового излучения».

Сразу же вспоминается новозаветная строка:

«…Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (Деян. 2: 24).

-9

Достоверность «Туринской плащаницы» не однажды скрупулезно проверялась учеными, вердикты были разными. Официальный радиоуглеродный анализ, проведенный в 1988г. датировал реликвию XIII-XIV веками, но такой обескураживающий вывод до сих пор оспаривается специалистами по многим причинам. Например, критиками результата указывается, что радиоуглеродная экспертиза использовала в качестве образцов ткань из поставленных на плащаницу заплат (а их там около трёх десятков), кроме того, древнее полотно реликвии время от времени подвергалось обработке и реставрации, потому оно не является однородным (нельзя взять часть и по ней сделать заключение о целом). И вообще, сам радиоуглеродный метод пользуется неоднозначной репутацией в науке, слишком часты очевидные ошибки. Как-то сложно поверить, что в XIII-XIV веках люди додумались создать подделку, которая затаила в себе секрет, внятный лишь технологиям будущего.

В 2011 году завершилось пятилетнее исследование плащаницы учеными Итальянского национального агентства по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию во главе с профессором Паоло ди Лаццаро. Ученые решительно опровергли утверждение, что Туринская плащаница является средневековой подделкой:

«Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях».

Последние исследования «Туринской плащаницы» были проведены в 2013 г. на основании методов инфракрасной и рамановской спектроскопии, а также химического и многопараметрического механического анализа. Согласно результатам данных изысканий возраст полотна восходит к 30-м гг. н.э. (± 250 лет), то есть с большой вероятностью ко времени земной жизни Иисуса.

В целом, научные экспертизы плащаницы показали следующее:
- полотно с отпечатком не является подделкой савана, в него действительно завернули тело человека после его смерти;
- на ткани присутствует человеческая кровь (4 группы);
- следы пригвождения рук расположены не на ладонях (согласно традициям иконографии), а вблизи запястья – единственного места, которое способно выдержать вес человека при таком виде распятия (этот забытый людьми страшный факт был неизвестен, начиная от раннего средневековья и до XXвека);

- кровь, вытекшая из грудной клетки, шла из раны, нанесенной после смерти распятого;
- анализы видов пыльцы, обнаруженных на полотне, подтверждают, что она прошла через палестинскую и средневосточные зоны планеты.

Плащаница, конечно же, сохранила все следы Страстей Господних. Исследователи-криминалисты с помощью компьютерных технологий нашли следы от бичевания, тернового венца, тяжкого крестного бруса на плече, ран от гвоздей и копья.

«Пятое Евангелие»

Но самое удивительное с точки зрения темы нашего эссе, это отпечатавшийся на Туринской ткани лик - те же хорошо узнаваемые на церковных иконах черты Господа (они особенно схожи с русским иконным сюжетом «Не рыдай Мене, Мати»). Эти детали совпадают с, так называемым, списком «Знаков Виньона» - утвержденного Церковью перечня отличительных признаков портрета Иисуса:

-двойная прядь волос, спадающая на лоб;
-длинные волосы, но неравной длины с обеих сторон;
-U-образная отметина между бровями;
-V-образная отметина на переносице;
-одна бровь выше другой;
-большие округлые глаза;
-отметины на обеих щеках, на правой – пониже, чем на левой;
-двусоставная борода;
-пробел в бороде под нижней губой;
-расширенная правая ноздря;
-ямочка под носом;
-темная отметина или морщина под нижней губой.

Лик на Туринском полотне настолько близок к традиционному церковному изображению Христа, что возникла историческая гипотеза: «Туринская плащаница» - это и есть «Нерукотворный Спас» (включая его «Черепичный» извод), а также «Плат Вероники», предания о которых, видимо, причудливо излагают действительную историю возникновения одного-единственного нерукотворного образа Христа.

Как бы там ни было, закономерно предположить, что вышеперечисленные чудесно возникшие изображения Спасителя послужили прообразами для всей церковной канонической иконографии Христа, включая и «Синайского Пантократора».

-10

Очевидно, Сам Господь пожелал оставить людям Свои изображения, чтобы через них учить нас правильной вере и укреплять в ней. Недаром, «Туринскую плащаницу» называют «Пятым Евангелием».

Подытоживая разговор о нерукотворных святынях, отметим, что они априори выходят за область научных возможностей. Для верующих эти святые реликвии являются знаками Божественного Промысла, действующего в человеческой истории.

Свидетельства Ветхого Завета

Среди христианских конфессий особо выделяются протестантские учения, преимущественно локализирующиеся в странах Западного мира. Протестантствующие, в большинстве своем, отрицают Священное предание и почитание икон, различных реликвий. Для протестантов единственным истинным свидетельством является Священное Писание. Что ж, и православные, и католики также считают Библию главным авторитетом вероучения.

Так как же описывают внешность Иисуса богодухновенные страницы? В книгах Ветхого Завета и Евангелиях почти нет словесных портретов Мессии. Это отсутствие описания связано с уже упомянутым Законом Моисея, тысячелетний религиозный запрет на изображение Бога и человека был так силен среди евреев, что по инерции еще действовал и в новозаветных текстах, созданных первыми христианами.

И только в Откровении Иоанна Богослова, пожалуй, глубже всех апостолов постигшего учение Иисуса, Господь, Грядущий к нам во время Второго Пришествия, обрисован детально, яркими красками.

Но всё же в Ветхом Завете обнаруживаются некоторые скупые указания на облик Мессии. Мы уже приводили выше слова пророка Исайи о внешней непримечательности должного придти в земной мир Христа (Ис.53:2). Исайя добавляет:

«Он был презрен и умален пред людьми» (Ис. 52:3).

-11

Однако в другой библейской книге, в псалме 44, созданном сыновьями священника Корея, о Иисусе – Царственном Женихе - сказано прямо противоположное:

Он «прекраснее всех сынов человеческих» (Псалом 44:2-3) .

Это противоречие Церковь объясняет разными задачами указанных текстов. Первый, принадлежащий Исайе, повествует о смиренной жертве Спасителя за грехи человечества перед Богом. Пророк указывает, что падшие люди горделивы, поэтому многие не обратятся к Тому, Кто с Небес придет в земную юдоль нас спасать. Второй, за авторством сынов Кореевых, подчеркивает царственный статус Мессии. Здесь развивается мысль о духовной, безгрешной красоте грядущего к нам Царя вселенной.

Пророчества Исайи и сынов Кореевых, часто понимаемых буквально, создали две тенденции изображения Иисуса в церковном искусстве: «умаленного» (ее постулировал в своем труде«О плоти Христа» богослов Квинт Тертуллиан (II - III вв. ) и «прекраснейшего» ( наиболее ясно обозначил в «Послании к императору Феофилу» св.преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.)). И та, и другая тенденции диалектически верно отражают роль Иисуса Христа в истории мира. Но с ходом времени и приближением Дня Господня, ожидание Небесного Царя становится все более напряженным, поэтому в иконописи доминирует второй подход, прославляющий божественную красоту Господа.

Также, очевиден факт цитирования строки 44 псалма в письме Публия Лентула («Он самый красивый среди детей человеческих».) – и это доказывает ее актуальность.

Новозаветные указания

Что касается текстов Нового Завета, то здесь есть сильное образное сравнение, описывающее момент Преображения Христа на горе Фавор, когда божественная природа Учителя была открыта людям:

«…и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 2).

В Послании к Филиппийцам апостол Павел, наоборот, подчеркивает человеческую сущность Сына Божия:

«...уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп. 2:7).

Указанные свидетельства скупы в портретных деталях, но других о внешности Иисуса мы не находим. Впрочем, для пытливого исследователя остается подсказка в генеалогии Спасителя по Его человеческому естеству. В Новом Завете даются две родословные Христа, по кровным линиям обручника Девы Марии праведного Иосифа (Евангелие от Матфея) и Самой Пресвятой Богородицы (Евангелие от Луки). Изучая обе эти родословные Спасителя, мы встречаем имена Салмона и царя Давида:

«…Давидов, Иессеев, Овидов, Воозов, Салмонов, …» (Лк. 3:23-38)

и

«…Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя…» (Мф.1:1-17 ).

Читая Евангелие от Матфея, мы видим, что дальний предок Иисуса и прапрадед Давида - Салмон взял в жены Рахаву. Она так же известна под именем Раав – это жительница Иерихона, в котором на момент завоевания его евреями проживало индоевропейское филистимское (палестинское) население.

Наверное, именно по причине влияния «арийской» крови Рахавы царь Давид характеризуется на святых страницах как человек с не совсем обычным для семитов видом:

« Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он» (1 Царств, 16: 12)

Очевидно, Давид был похож на свою прапрабабушку.

Конечно, приведенная родословная Иисуса по линии Иосифа, чисто «юридическая». Она упоминается св. евангелистом Матфеем, поскольку у древних евреев царский род велся по мужской линии. Но потомок царя Давида св. Иосиф был лишь обручник Девы Марии, то есть не являлся мужем Пресвятой Марии и кровным отцом Иисуса (праведный старец Иосиф только опекал Святую Деву по обычаю евреев, так как она отказалась от супружества, с детства жила при Храме и посвятила себя одному Богу).

И тем не менее, кровь царя Давида фактически присутствует в человеческой природе Иисуса, ведь Божья Матерь Мария тоже происходила по своему отцу Иоакиму из «Дома Давида». И, наверное, поэтому византийский монах XIV в.
Никифор Каллист, на основании каких-то известных ему источников (ныне несохранившихся), описывает в своей «Церковной истории» Пресвятую Богородицу так:

«Она была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины (светло-желтый, зелёный - прим. авт.), брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый... Лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные…»

Естественно, богочеловек Христос должен был получить некоторые черты от Своей земной Матери, Девы красивой и изящной.

-12

В рамках нашего разговора о внешности Спасителя, приведенные доводы означают, что прапрабабушка Давида через Богоматерь Марию действительно могла оставить свой индоевропейский - «светлокожий», «светловолосый» и «ясноглазый» - след в генетике Иисуса. А значит, правы те ученые, что возражают против необоснованных соображений их собратьев от науки о темнокожести Иисуса.

Апокалипсис показывает

Продолжая исследование Библии, только в самой последней Ее книге мы находим подробные и конкретные описания внешности Христа. Конечно же, уже после Его Вознесения на Небо, в значении Вседержителя мироздания.

В Откровении св. апостола Иоанна Богослова, облик Христа показан писателем так:

«…и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1: 12-16).

-13

Это уже не «умаленный пред людьми», а Царь вселенной. Нетрудно представить, что именно такого Иисуса и узрел ад, когда Господь после Крестной смерти спустился в темную обитель и духи тьмы беспрекословно преклонились перед Ним (Еф.4:8-9). Читая апокалиптическое изображение божественного образа Небесного Владыки, остается только удивляться упорству нераскаянных духов. Впрочем, о них пояснительно сказано: И бесы веруют и трепещут (Иак. 2: 19).

Далее на страницах Апокалипсиса Иоанн Богослов излагает явление Пятого всадника – Христа Победителя, сокрушающего зло в последней битве; это еще один потрясающий воображение образ:

«И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие". И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: "Царь царей и Господь господствующих"» (Откр. 19:11-16).

Вердикт и выводы

Мы рассмотрели многие и разные по форме свидетельства о внешности Иисуса Христа и нашли, что человечеству нет никакой необходимости пускаться в поиски якобы потерянной информации на этот счет. Истинный облик Спасителя всегда с нами, достаточно взглянуть на православные иконы традиционного письма. Прежде всего, на образа «Спасов» («Синайский», «Нерукотворный», «Черепичный»). Именно так и выглядит Христос – вот точный ответ.

Если каким-то людям помимо иконы требуется фотография, им предложено посмотреть на отпечаток лика Иисуса на «Туринской плащанице».

-14

Но как тогда правильно относится к попыткам некоторых иконописцев и художников добавить в канонический образ Иисуса этнические приметы того народа, к которому обращена их художественная проповедь?

В западном мире, сильно обмирщенном, к таким явлениям относятся вполне лояльно. В 2020 г. на алтаре Сент-Олбанского собора в Англии появилась вариация на тему знаменитой фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря" — с чернокожим Христом в центре. Картину написала в 2009 году художница Лорна Мэй Уодсворт, натурщиком послужил темнокожий житель Ямайки. В Сент-Олбанском соборе это произведение разместили в знак солидарности с движением Black Lives Matter, вскоре после того как архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби призвал Церковь Англии пересмотреть изображение Христа как белого человека.

Но совсем по-другому к подобным экспериментам относятся Православные Церкви. Вот комментарий главы экспертного совета РПЦ по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерея Леонида Калинина:

«Христос же не был по факту афроамериканцем, правда же? Так что это изображение какого-то другого лица. Видимо, в угоду политической конъюнктуре пытаются показать таким образом свою какую-то гипертрофированную, необоснованную, совершенно неуместную по отношению к афроамериканцам позицию».

Казалось бы изначально благовидные намерения фантазеров могут завести очень далеко, правильным – и с церковной, и с научной точек зрения – будет придерживаться традиционного образа Спасителя.

Убедительный пример опасности «игр» вокруг Христа – современные квазинаучные «сенсации», пытающиеся утвердить в массовом сознании какие-то совершенно неузнаваемые черты Иисуса, меняющие не только цвет кожи, но и самый лик Господень. Легко заподозрить, что такие попытки подспудно нацелены на отмену Иисуса или даже на Его подмену должным придти в последние дни падшего мира антихристом.

Христос Сам предупреждал об этом:

«Тогда, если кто вам скажет: вот, здесь Христос, или: вот, там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вы же берегитесь. Вот, Я наперед сказал вам все» (Мк.13:21).

Процесс апостасии затрагивает многие колеблющиеся души, поэтому и дальше будут появляться соблазнительные квазинаучные открытия, якобы проливающие новый свет на то, каким является «настоящий», а не «церковный» Спаситель. Христианам не следует пленяться ими, боясь что-то упустить, поскольку разминуться с Господом во Втором Пришествии невозможно:

«Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27).

очерк на сайте Изба Читальня https://www.chitalnya.ru/work/3774748/

Подписывайтесь на канал "Шанс человека", ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы.