Как вы думаете, правда ли художники видят мир иначе, чем обычные люди, или это поэтическая метафора? Художественное видение цвета - это талант и дан он не всем? Научиться видеть цвет как художник возможно?
Давайте по порядку разберем все эти вопросы.
Художники не видят мир иначе, у них те же глаза, с таким же строением, как у большинства людей. И даже проблемы со зрением те же. Художники иначе воспринимают увиденное, по-другому осмысливают информацию об окружающих объектах. И цветовое восприятие играет в этом понимании действительности одну из важнейших ролей.
Вы наверняка замечали, что некоторые люди различают массу оттенков, а некоторые не могут увидеть разницу между нюансами цветов? Если дело не в физиологических проблемах зрения (например, дальтонизм или катаракта значительно искажают цветовое восприятие), то источник всех бед лежит в натренированности мозга на восприятие оттенков. Да-да. Именно мозга! Ведь даже люди с идеальным зрением могут не различать оттенки, а, вернее, не осознавать, что различают их.
В нашей языковой культуре мы редко пользуемся названиями сложных цветов. С детства мы заучиваем простые истины: снег белый, небо голубое, трава зеленая. И начинаем действительно видеть упрощенный цвет, возможно даже не успев осознать, что мир вокруг гораздо разнообразнее. На самом деле снег в солнечный день будет желтоватым, голубым, ультрамариновым, розоватым, фиолетовым и т.д. Ясное небо - ультрамариновое, голубое, с оттенками неаполитанской желтой и сиреневого к горизонту. А трава может быть совершенно любых оттенков от коричнево-красного и бордового до желто-зеленого.
Но что делать, если вы "не видите" многообразия оттенков?
Хорошая новость: мозг можно натренировать "видеть" цвет.
Плохая: для этого придется приложить усилия, и тем большие, чем сильнее вы привыкли упрощать цвет.
На основе нашей преподавательской практики мы можем точно сказать, что любой человек, у которого нет физиологических ограничений зрения, может научиться видеть цвет. Так как во взрослом возрасте проблемы чаще всего связаны с когнитивными искажениями восприятия, начинать стоит с изучения теории и закрепления изученного на практике.
В последующей серии статей мы расскажем о свойствах цвета и особенностях цветового восприятия и дадим упражнения на развитие цветового зрения.
Продолжение читайте по ссылке
автор статьи: Елена Ланец.
Художница, преподаватель школы рисования "Точка схода"