Найти в Дзене
МОЛЧАНИЕ И БИЛО

Церковь Николая Чудотворца (Успения Пресвятой Богородицы) Старо-Никольской слободы города Пронска

Церковь Николая Чудотворца (Успения Пресвятой Богородицы) Старо-Никольской слободы города Пронска
Церковь Николая Чудотворца (Успения Пресвятой Богородицы) Старо-Никольской слободы города Пронска
Било.
Било.
Некогда величественные своды храма.
Некогда величественные своды храма.
Свидетельство того, что церковь жива.
Свидетельство того, что церковь жива.

Старо-Никольская слобода города Пронска – местность уникальная с точки зрения вероисповедания. Согласно последней сохранившейся Исповедной ведомости Успенской церкви (она же церковь Николая Чудотворца, она же - Успения Пресвятой Богородицы) Никольской слободы за 1898 год (дата постройки последнего здания и освящения), каждый пятый житель стоял «за расколом», т.е. был членом старообрядческой общины. Удивительно то, что старообрядчество жило не только внутри слободы, но и часто внутри семьи. В духовной книге встречаются записи о семьях, в которых глава семьи и жена «за расколом», другая часть семьи посещают церковь, одни дети некрещёные, другие - крещёные. Этот факт может говорить нам о том, что всё-таки возможно сосуществовать вместе без вражды и распрей, уважая традиции друг друга.

Однако, при закрытии церкви в 1933 году такое соседство сыграло решающую роль. Основных вариантов «использования зданий культов» было два – засыпать зерном или отдать под сельский КЛУБ. Это коснулось почти всех Пронских церквей и окрестных. В нашем случае, председатель с/с Старо-Никольской слободы оказался старообрядцем.

«… даже без ведома верующих, кучкою в 35 человек неверующих и большею частию староверов, которых у нас в приходе много, во главе с сельским председателем Б. – старообрядцем. Дело было так: в первых числах октября сего 1933 года Б. отобрал ключи от церкви в отсутствии священника у его жены, собрал кучку в 35 человек неверующих-старообрядцев, и некоторых из колхозных, запуганных им, если они будут стоять за церковь. То их выгонять из колхоза и не дадут хлеба, и составил опять без согласия верующих неправильный акт о закрытии церкви и употребления ея под ссыпку совхозного хлеба, что тотчас же и привёл в исполнение. На другой день после собрания… повытаскал все иконы, даже три Св. Престола поломали, и всё это было и произошло без ведома и согласия нас верующих. По сему мы все верующие означенной религиозной общиной 300 домохозяев просим МосОблИсполком разобрать наше дело, очистить нам наш храм и возвратить нам его опять в наше пользование. Недоимков за нашей церковью никогда никаких не было, всегда все налоги платили исправно. Кроме церкви у нас одновременно отобрана и сторожка, за которую тоже платила церковь. По сему просим не отказать нам в нашей просьбе о возвращении нам нашего храма. 1933 Октября 20 дня.» Далее переписка с МОИК, растянувшаяся на многие месяцы, переходящие в годы, сбор подписей в пользу возврата храма и переживания прихожан.

Надо сказать, что Комиссия по вопросам культа не была столь категорична, как власть на местах. Пронскому РИК: «…Несмотря на подтверждение Президиума МОИК о строгом руководстве Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 1929 года, по которому церковь может быть закрыта только после вынесения решения Президиума МОИК и ВЦИК – в с. Старо-Никольском продолжает быть отобранной у группы верующих, чем нарушается указанное постановление…» Подписной лист граждан Старо-Никольского прихода, изъявляющих своё действительное желание на открытие храма, насчитывает более 300-т подписей, среди которых я нашла фамилию и своего прадеда Григория Ивановича Картушина. Назову ещё некоторые фамилии, возможно, кто-то узнает своих предков, писали семьями: Федонины, Малаховы, Лохмачёвы, Шишкины, Дардыкины, Сворнины, Абаловы, Ярыгины, Максимушкины, Катюшкины, Минашкины, Воронкины, Кадушкины, Кудрины, Аринушкины, Илюшины, Храмихины, Полюшкины, Ромахины, Даниловы, Ефимовы, Городничевы, Милкины, Богряновы, Карапоткины, Зобковы, Бондаревы, Полянские и др. Они просили вернуть им церковь, снизить налоги, освободить от зерна, чтобы совершать в нём службы. Комиссия по вопросам культа при Президиуме МОИК сообщало, что на основании сообщения Пронского Райисполкома здание в ближайшее время будет освобождено (1934 г.). Однако… этого не произошло.

О внутреннем убранстве храма, каким знали его прихожане, сколько народу посещало его в праздничную службу мы можем прочесть в выпуске № 4 за 1913 год Рязанских епархиальных ведомостей, Рязань: «Обозрѣніе Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Димитріемъ, Епископомъ Рязанскимъ и Зарайскимъ, монастырей въ Пронскомъ уѣздѣ и церквей г. Пронска и слободъ его 16-19 іюня 1912 года. 16 іюня сего 1912 года Его Преосвятенство, Преосвященнѣйшій Димитрій, Епископъ Рязанскій и Зарайскій, съ 6-ти часовымъ утреннимъ поѣздомъ Ряз.-Ур. ж. дороги изволилъ отправяться въ Пронскую Спасскую Пустынь для ея обозрѣнія, а также и для обозрѣнія церквей г. Пронска, его слободъ и лежащихъ по пути къ нимъ селъ… Въ Никольской слободѣ церковь каменная, внутри окрашена дикаго цвѣта краскою, отчего храмъ кажется дов. темнымъ, особенно при обширности своей. Священникъ встрѣтилъ Владыку привѣтственною рѣчью. Его Преосвященство здѣсь велъ бесѣду о таинствѣ причашенія: кѣмъ установлено было это таинство, и кто теперь совершители этого таинства; должны ли христіане причащаться тѣла и крови Христовой и почему. Такъ какъ день этотъ былъ праздничный, и слобода очень большая, то народу собралось въ церковь такъ много, что она была положительно полна…

Прихожане Успенской церкви Николаевской слободы города Пронска, проживающіе на заработкахъ въ гор. С. Петербургѣ, пожертвовали въ свою приходскую церковь вызолоченую дарохранительницу, серебряное кадило, два полныхъ облаченія для священника и діакона, парчевыя одежды на престолы и жертвенники, восемь подсвѣчниковъ и др. вещи, всего на сумму до 700 руб., за что симъ шедрымъ жертвователямъ объявляется Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Димитріемъ, Епископомъ Рязанскимъ и Зарайскимъ, благодарность, съ призываніемъ на нихъ Божія благословенія.»

Краткую информацию об истории храма со дня его основания вы можете прочесть самостоятельно здесь: Добролюбов, Иоанн Васильевич. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных... / Сост. Иоанн Добролюбов. - Зарайск, 1884 - 1891. - 2 том.

Сегодня, запрашивая информацию в открытых источниках, мы можем прочесть: «…венчания сломаны, пустует.». Но это не совсем так. Можно запретить законодательно проводить службы, можно закрыть и разрушить само здание церкви, но невозможно запретить человеку верить. Прошедшие десятилетия нам это красноречиво показали. Теперь можно сказать с уверенностью, что среди подписантов были партийные, например, мой прадед. Однако, и они поддерживали православных односельчан. Не нам, не жившим в то противоречивое и сложное время, рассуждать о тех и других. Зайдя в Успенский храм сегодня, мы увидим многочисленные иконы, крестики, записки, цветы и свечи, принесённые туда потомками тех, кто его отстаивал, как мог, и, возможно, тех, кто противостоял этому. Такова наша история, и она наша. Мира всем и крепкой несгибаемой веры.

Фото наших.