17,6K подписчиков

"Набил карманы – подвинься, уступи другому". В Латвии сбежали со своих постов руководители госкомпании, которая строит Rail Baltica.

Планов было громадьё.  Взято на estonianworld.com
Планов было громадьё. Взято на estonianworld.com

Задолго до цеевропейцев  мечтой о комфортных путешествиях в европейские столицы "заболели" эстонцы, латыши и литовцы, которые уже некоторое время состояли в дружной европейской семье. А вот общаться с другими членами было трудновато: прямое железнодорожное сообщение отсутствовало. И ездить пить каву или собирать клубнику и мыть унитазы ( кому как повезёт) в Париж или Лондон приходились с многочисленными пересадками. Что было очень неудобно.

Что-ж,  на исполнение такой мечты никаких денег не жалко. И десять лет назад правительства Латвии, Литвы и Эстонии решили построить  железнодорожную магистраль Rail Baltica. Чтобы "восстановить прямую связь стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и продвинуть региональную интеграцию за счет соединения Хельсинки через Таллин, Ригу, Каунас и Варшаву с Берлином".

В будущем, если всё удачно сложится, маршрут планировали продлить аж до Венеции. Чего же не построить, если стоимость проекта первоначально оценили всего-то в сумму 4 млрд евро, правда потом её увеличили 7 млрд. Причём Евросоюз обещал взять на себя до 85% затрат. Кстати, во многом благодаря Сийму Калласу, отцу нынешней премьерши Эстонии, который в начале десятых занимал посты вице-президента Еврокомиссии и еврокомиссара по транспорту.

Мечты, мечты! где ваша сладость?   Из открытых источников.
Мечты, мечты! где ваша сладость? Из открытых источников.

Но, как говорится, гладко было на бумаге...Соглашение не могли подписать больше двух лет: делили деньги. Сначала начались споры о том, кто будет распределять подряды на работы. Потом стороны переругались при распределении налога на добавленную стоимость. Каждый участник претендовал на то, чтобы НДС за выполненные работы оставался у него.

Потом три сестрички долго не могли выбрать, кто из них главнее и будет руководить строительством проекта. То есть возникли существенные разногласия по поводу членов правления RB Rail. И только после окрика из Брюсселя и угрозы потери выделенных средств соглашение было в 2017 году подписано. Закончить строительство предполагалось к 2020 году, однако очень скоро срок отодвинули аж на 4 года - до 2024.

Однако что-то идёт не так, и строительство пробуксовывает. Выясняется, что завершения работ в 2024 году не случится, и была названа очередная новая дата – 2026-й. Но и она не является окончательной. Никто из прибалтийских министров не берёт на себя смелость назвать окончательную дату завершения строительства. Растёт и сумма, которую предполагается затратить. Какие тут 4 млрд? На один только латвийский участок дороги может уйти около 8 млрд евро.

Реальность! Взято на triptonkosti.ru
Реальность! Взято на triptonkosti.ru

А в апреле этого года произошла совсем уж непристойная, но понятная для многих, история. Внезапно "по личным мотивам" ушли в отставку Каспар Вингрис, председатель правления госкомпании EDzL, и его помощник Арнис Сталтманис. Именно предприятие EDzL работает в Латвии над строительством Rail Baltica.

А Латвия расторгла договор с латвийско-испанским предприятием Rere Ineco, которое должно было построить 16 станций для латвийского участка Rail Baltica. Входившую в Rare Ineco испанскую компанию Apex Building суд Риги признал банкротом.

Теперь у прибалтийских министров новое "развлечение": перекладывать друг на друга вину за то, что строительство Rail Baltica основательно запаздывает, и задаваться вопросом, почему затраты возросли в геометрической прогрессии. Хотя с последним всё и так ясно.