Пока я могу покупать студенческие билеты, я с удовольствием буду это делать, а цель посмотреть за 2,5 года весь балетный репертуар кажется вполне реализуемой. Во второй день мая мой выбор бал на «Марко Спада», шла я в театр не зная ни сюжета, ни музыки, ни истории балета, просто чистый лист. Сейчас же, читая статьи на любимом бельканто, понимаю, что моё ощущение от вечера полностью совпадает с авторами работ 2013-ого года.
Что же было этим вечером? Небольшой состав оркестра, который особенно непривычно видеть после гастролей Мариинского. Не очень примечательные мелодии, которые даже не остаются в памяти, а просто быстро вылетают из головы. Однако прекрасные флейты с ровным тягучим звуком. Третья октава, а звук просто на одной линии, но с движением. Получила настоящее удовольствие от работы двух прекрасных дам, которые стали одним из немногих воспоминаний о вечере.
Однако в театр всё-таки идёшь за действом на сцене. От исторической сцены всегда ожидаешь какого-то размаха, эпохальности, но вместо этого я посмотрела что-то слишком уж простенькое. Скромные декорации, скромный сюжет и сама постановка не вызывают эффекта "вау". Видно, что даже солистам просто негде разгуляться. Отчасти именно поэтому взгляд вновь и вновь обращается к кордебалету, который меня порадовал ровными линиями и чёткими движениями, словно под счёт какой-то. Да, конечно вывели и собаку, и лошадку (сразу вспомнился «Дон Кихот»), даже юные танцовщики вышли на сцену. Однако это всё выглядело скудно. Есть конечно интересные решения, например, выносить огромный свиток, на котором написан указ, чтобы зритель понял лучше сюжет. Разнообразие внесла и и платформа за деревьями в третьем действии, расширившая сцену и добавившая объёма к отчасти плоским декорациям. А жульническим ходом было использовать огромный шлейф подвенечного платья маркизы, так как огромный фрагмент ткани всегда смотрится на сцене красиво, а хрупкая девушка рядом с ним кажется ещё более нежной и эфемерной.
И раз уж речь зашла о солистах, то тогда выделю однозначно для себя Кристину Кретову, так как её маркиза вышла прекрасной. Сочеталось всё и девичья нежность, и кокетство, и небольшая чертовщинка, свойственная юным дамам. В первом действии чуть-чуть тяжеловаты были поддержки с Алексеем Путинцевым, но потом произошла "реабилитация". В итоге в "соревновании" с Евгенией Образцовой она одержала победу. Да, конечно техника у последней лучше, больше дотянутых линий рук и ног, движения чётче, особенно это видно в их дуэте и в трио с Артемием Беляковым. Однако уже во второй раз в Евгении Образцовой я не вижу искренней жизни. Нет какой-то комичности (сама постановка кажется по сюжету нелепой и от того забавной) и вот этого задора, который должен быть свойственен её разбойнице.
Забавно получается, что если сравнить кавалеров этих героинь, то счёт будет в пользу влюблённого в маркизу графа Пепинелли (Алексей Путинцев). Было весело смотреть на его наивность, на отыгрыши выражения чувств. Сцена его "монолога" в тишине о восхвалении маркизы не оставила равнодушным никого, как мне кажется. На его фоне серьёзный Клим Ефимов (князь Федеричи) выпадал из весёлого настроя постановки. Плюс, хорошая нога была в этот день у Алексея Путинцева, так как все его соло были безукоризненными.
Однако главным героем вечера был Артемий Беляков, который поражает прекрасными линиями рук и ног. Смотришь на его соло и видишь прекрасную технику вместе с эмоциями и живостью. Удивляюсь, как он может быть таким разноплановым танцовщиком, так как буквально некоторое время назад в постановке «Silentium» он был совершенно другим. Его разбойник вышел самодовольным, именно таким, каким и представляешь себе бандита, а прыжок "головой" в декорации добавляет какой-то абсурдности и искренней беззаботности образу. Отыгрыши являются отдельной темой для разговора, так как даже стоя в стороне и щёлкая пальцами, кивая головой, разговаривая с губернатором, Артемий Беляков перетягивает на себя внимание, даже если на авансцене идёт чьё-то соло.
В заключении хочу поговорить о кордебалете, который в этот вечер однозначно был лучшим. Во-первых, их костюмы не очень ярких цветов, но при вращении они играют совершенно иными красками. Получается такое буйство скромных оттенков, которое просто эстетически приятно. Во-вторых, замечательные подруги маркизы. Эти девушки были очаровательными и тоже в какой-то мере предстали разбойницами. Не теми, кто живёт в лесу, а теми бойкими и острыми на язык девушками с хорошим образованием, которые озорничают, пока взрослые этого не видят. В серого цвета шопенках они вертели графом как хотели, дразня за любовь к маркизе. В-третьих, бандитки в лесу вместе с бандитами (как бы странно это не звучало). Четыре пары просто затмили своею энергией Евгению Образцову. Это случилось не потому что их было много, а ввиду того, что они просто отлично воплотили роли разбойников. Даже в не самых разнообразных движениях они показали яркость, которой так мало было в самой постановке.
Какие же итоги у данной постановки? Слишком просто и точно не для исторической сцены, которая просто задавливает то, что происходит. Возможно, на новой этот спектакль заиграл бы другими красками. Особенно пустым кажется второе действие, которое состоит из па-де-де и ближе к концу из весьма впечатляющей вереницы артистов кордебалета со свечами. В самих сольных фрагментах нет чего-то поражающего до глубины души, оно всё кажется недодуманным, словно Пьер Лакотт как-то не дожал идею. От этого очень странными выглядят такие громкие крики "браво!", которые не разделяет большинство зрителей. Впервые за все свои походы в Большой я прямо увидела этих клакеров, так как только они могли так восхищаться простотой того, что происходит на сцене.
Однако в этой блёклой постановке есть несомненный плюс: ожидание «Легенды о любви» буквально через пару дней становится всё более трепетным. До встречи совсем скоро в новой заметке!