Чарли Уоттс - один из самых незаметных членов группы Роллинг Стоунз. Он более 30 лет не давал интервью, он не уходил "в загулы" с другими членами группы, только один раз, когда его разбудили среди ночи, назвав "моим барабанщиком", одевшись в свой лучший костюм и надушившись французским парфюмом, съездил в лицо Мику Джаггеру в гостинице Амстердама. Последнее интервью он дал, насколько я помню в 2017 году, которое я привел в одной из своих статей.
Чарли Уоттс никогда не увлекался чем-то слишком броским с Rolling Stones. Он мог бы легко попытаться записать какое-нибудь скверное барабанное соло минут на 10, если бы захотел, и группа вряд ли бы возражала против этого, но сработало ли бы это, или мог бы вставить какую-нибудь джазовую выходку в середину ‘Jumpin’ Jack Flash’ на каком-нибудь концерте. Уоттс всегда был умнее и мудрее этого. Он не думал об этом, когда у остальной части рок-сообщества возникла такая же идея, он увидел, что такие группы, как Cream и Led Zeppelin, набирают обороты.
Что касается Уоттса, то его всегда больше интересовала песня. Чтобы понять это нужно вернуться к любой классике Rolling Stones, и вы увидите, как Уоттс "летает" вверх-вниз по своей ударной установке, никогда не перебарщивая ни в одной из своих партий. Он стремился к тому, чтобы все звучало чисто, и если доходило до того, что вы не могли услышать основной рифф из-за его барабанов, он думал, что что-то "очень" даже не так.
Как только британское вторжение начало склоняться к психоделии, музыканты внезапно поняли, что на самом деле нет необходимости придерживаться формата трехминутной поп-песни. Группа Grateful Dead и Allman Brothers расширили рамки, включив в свои концертные альбомы массовые джемы, иногда вообще без какой-нибудь специальной подготовки и необходимости, чистая импровизация, так почему бы остальным не попробовать свои силы в создании чего-то необычного, когда они выйдут на записи пластинки? Вспомните хотя бы концертный Grand Funk где одна песня занимает целую сторону пластинки...
Нельзя сказать, что Stones время от времени не попадались в эту ловушку. Возьмите хотя бы их альбом Sticky Fingers. Такая песня как ‘Can't You Hear Me Knocking" лучше всего звучит, когда Уоттс разыгрывается с Миком Тэйлором, и Китом Ричардсом, дополняя друг друга и как бы соревнуясь между собой. В этом есть свой резон, но Уоттс предпочитал не это.
Говоря о джемах, Уоттс подумал, что они только зря тратят время, и изрек истину:
“Для меня многие белые группы сильно переоценены. Я говорю "белые группы", потому что большая часть музыки, которую я люблю исполнять на пластинках, принадлежит чернокожим американским музыкантам 40-50-х годов. Когда белые музыканты все-таки заполучили блюз, они были вынуждены расширять его во всех направлениях: так появились Led Zeppelin, Cream с 15-минутной версией ‘Crossroads" на концертах. У Stones это никогда не получалось”.
Однако это не значит, что Уоттс не умел раскрепоститься, когда играл на барабанах. Если послушать, откуда группа брала блюз, когда он играл в группе, они были более склонны добавлять в джем различные жанры, а потом это входило в альбомы.
Например, такая песня, как "Love in Vain", возможно, была изначально простой мелодией Роберта Джонсона начала 20-х годов прошлого века, но превращение ее в мелодию кантри - признак гениальности группы. Джонсон кантри-песни не играл.
Во всяком случае, это было то, чему учились многие группы поколения Stones. Для того, чтобы что-то попало на радио, нужно поработать не так уж много времени, поэтому лучше сделать свое "заявление" как можно более компактным - в три минуты - и двигаться дальше, а не попадать в странную зону 15-20 минутных запилов и барабанных соло, где вы начинаете надоедать аудитории.
Хотя Stones, безусловно, могли бы кое-чему научиться, работая бок о бок с такими группами, как Zeppelin, но дело было скорее в том, чтобы иметь больше песен разных стилей в репертуаре, чем сосредотачиваться на том, чтобы показать зрителю "как хорошо мы играем на гитарах и барабанах". Правда, включать подобные песни на свои студийные альбомы очень быстро вышло из моды. Джемы могут быть забавными, но для Уоттса брать потрясающие песни и затягивать их слишком долго - единственная причина, по которой существует его фраза “не утомляйте нас, переходите уже к припеву”.
Rolling Stones никогда не славились сложными барабанными паттернами. Видимо поэтому некоторые "специалисты" считают его слабым барабанщиком. Хотя Чарли Уоттс и не собирался получать тех же почестей, что Кит Мун и Джон Бонэм, игравших примерно в то же время, его манера играть под "правую руку" Кита Ричардса каждый раз, придавала группе фирменный свинг, который больше никогда и никем не будет воспроизведен. Были времена, когда у Уоттса действительно возникали некоторые проблемы, и однажды он был сбит с толку, когда группа приступала к записи ‘Ventilator Blues’.
Еще до того, как он почувствовал вкус к рок-н-роллу, Уоттс интересовался технической стороной игры на барабанах. Конечно, он мог создать приличный ритм в рок-н-ролле, когда хотел, но его больше интересовала джазовая барабанная дробь, пришедшая к нему примерно в то же время, как и эта новая революционная музыка, которая однажды завоюет мир.
С другой стороны, Уоттса легко выделить из состава, даже если он не самый яркий. Обычно полагаясь на бэкбит, Уоттс обладал уникальным способом никогда не играть на малом барабане вместе с хай-хэтом, что давало остальным участникам группы возможность вздохнуть свободно, особенно Ричардсу, который часто заполнял пробелы своей гитарой. Он об этом подробно писал в своей автобиографии.
Когда группа вступила в свой классический период, Exile on Main St был странным альбомом, на котором Уоттс изо всех сил старался правильно записать песни. Когда я переслушивал его в сотый раз, мне казалось, что больше половины песен было написано под игру Чарли Уоттса. Возможно, он не понял "Tumbling Dice" до такой степени, что вместо него вмешался продюсер Джимми Миллер, но необычная композиция ‘Ventilator Blues" - тоже оказалась не самой простой вещью в мире. В том числе и для опытного Уоттса.
Поскольку 95% дискографии Stones основаны на блюзовых традициях, это должно было быть для них "прогулкой по парку", пока вы не дойдете до основного ритма. Мик Джаггер все равно всегда играл на гитаре немного не в такт. Ричардс однажды сказал, что после Мика гитару можно сразу выбрасывать. Поэтому, услышав Ventilator Blues в сочетании с влиянием регги, которое как раз и появилось примерно в то же время, получился ритм, от которого даже у Уоттса закружилась голова.
Даже много лет спустя, исполняя эту песню, Уоттс признался, что все еще испытывает затруднения, заметив:
Это отличный трек, но мы никогда не играем его так хорошо, как оригинал на альбоме. Что-то будет не совсем так или совсем не так; либо Кит сыграет ее немного по-другому, либо я сделаю что-то неправильно. Это потрясающий номер, но немного сложный. Бобби Киз написал ритмическую часть, которая является самой умной частью песни. Бобби спросил: ‘Почему бы тебе не сыграть это так?", а я ответил ему: "Я не могу это сыграть’, поэтому Бобби встал рядом со мной и стал хлопать в ладоши, а я просто следил за его ритмом”.
Если вы посмотрите на динамику развития группы, на самом деле неудивительно, что у Уоттса возникли небольшие проблемы. Ричардс всегда был сосредоточен на атмосфере произведения, а не на том, чтобы полностью соответствовать ритму, поэтому нет ничего шокирующего в том, что каждый раз, когда он играет эту песню, она звучит немного иначе, чем в прошлый раз.
Эта ситуация никогда не мешала Уоттсу отступить перед музыкальным вызовом. Никто не может быть в одной из самых долгоиграющих групп в истории рока и не влиять на ее игру, ну, хоть немного, и до самой своей смерти Уоттсу всегда было интересно пытаться изменить звучание своих барабанов в другом направлении, либо переключаясь на бонго, либо сильно вкладываясь в бэкбит в "Paint It Black". Другие барабанщики полагаются на универсальность, но на протяжении всего времени работы Уоттса в Stones ему практически приходилось быть разнообразным из принципа.
И как всегда спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.